Определение Судебной коллегии по гражданским делам
Амурского областного суда
от 28 мая 2008 г. N 33-1116/08
(извлечение)
Прокурор Зейского района обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановление главы г. Зея "Об утверждении тарифов на жилищные услуги и размера платы за жилое помещение" от 6 февраля 2008 года N 149.
В обоснование своих требований прокурор указал, что на основании решения Зейского городского Совета народных депутатов "О наделении полномочиями по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" от 28 декабря 2007 года N 394 глава г. Зеи принял постановление "Об утверждении тарифов на жилищные услуги и размера платы за жилое помещение" от 6 февраля 2008 года N 149, в Приложении N 1 которого установлен размер оплаты за жилое помещение, а в Приложении N 2 - тарифы на жилищные услуги, на основании которых рассчитывается и начисляется оплата за коммунальные услуги гражданам, проживающим в г. Зея. Названное постановление было опубликовано в газете "Зея" 9 февраля 2008 года N 5. Глава г. Зеи утвердил тарифы за жилищные услуги и размер платы граждан за жилое помещение в нарушение требований федерального законодательства - ст.ст. 16 и 17 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ, чем превысил свои полномочия. Утверждение тарифов за жилищные услуги и установление размера платы граждан за жилое помещение относится к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления.
Представитель администрации г. Зея требования прокурора не признал, указав, что обжалуемое прокурором постановление было принято без каких-либо нарушений действующего законодательства.
Представитель Зейского городского Совета народных депутатов требования прокурора признал обоснованными, просил отменить оспариваемое прокурором постановление главы г. Зеи. Суд принял указанное решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика просил отменить решение суда, указав, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, допустил нарушения норм материального права.
В суде кассационной инстанции представитель ответчика просил отменить решение суда, указав, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, допустил нарушения норм процессуального права, выразившихся в том, что принял дополнительное решение при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 201 ГПК РФ.
Прокурор, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.
Проверив материалы дела в интересах законности в полном объеме, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Зейского городского Совета народных депутатов "О наделении полномочиями по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" от 28 декабря 2007 года N 394 глава г.Зеи принял постановление "Об утверждении тарифов на жилищные услуги и размера платы за жилое помещение" от 6 февраля 2008 года N 149. К названному постановлению утверждены приложения: в Приложении N 1 установлен размер оплаты граждан за жилое помещение, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а в Приложении N 2 - тарифы на жилищные услуги, для расчета размера платы граждан за жилищные услуги. Названное постановление было опубликовано в газете "Зея" 9 февраля 2008 года N 5.
Согласно ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствие с ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (ч. 2 ст. 17 ФЗ N 131-ФЗ).
Судебная коллегия находит необоснованными доводы, приведенные в кассационной жалобе, о том, что суд первой инстанции при рассмотрении дела допустил нарушения норм материального права.
Решением Зейского городского Совета народных депутатов "О наделении полномочиями по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" от 28 декабря 2007 года N 394 к полномочиям главы г. Зеи отнесены вопросы установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
К организациям коммунального комплекса относятся юридические лица независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов (ст. 2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30 декабря 2004 года 210-ФЗ).
Глава г. Зеи установил тарифы для населения города, что в силу ч.1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
Судебная коллегия находит, обоснованными доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции допустил нарушения норм материального права, выразившихся в том, что принял дополнительное решение от 28 апреля 2008 года, при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 201 ГПК РФ, которым фактически изменил резолютивную часть решения суда от 17 апреля 2008 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит дополнительное решение суда первой инстанции от 28 апреля 2008 года подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Дополнительное решение Зейского районного суда от 28 апреля 2008 года отменить.
Решение Зейского районного суда от 17 апреля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. главы г. Зеи Годованюка B.C. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 мая 2008 г. N 33-1116/08
Текст Определения предоставлен по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании