Рассмотрев проект закона Амурской области "О мерах по противодействию коррупции в Амурской области", внесенный в порядке законодательной инициативы губернатором области Кожемяко О.Н., Законодательное Собрание
постановляет:
1. Принять проект закона Амурской области "О мерах по противодействию коррупции в Амурской области" в первом чтении.
2. Направить указанный законопроект губернатору области, депутатам Законодательного Собрания, в представительные органы местного самоуправления для внесения поправок, в прокуратуру области, управление Минюста России по Амурской области для внесения замечаний и предложений в срок до 12 января 2009 года.
3. Комитету Законодательного Собрания по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламенту доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного
Собрания |
Н.Н. Швец |
Вносится губернатором
Амурской области
Проект
Закон
Амурской области
"О мерах по противодействию коррупции в Амурской области"
Настоящий Закон определяет систему мер противодействия коррупционным проявлениям в рамках реализации антикоррупционной политики в области.
Статья 1. Задачи антикоррупционной политики
Задачами антикоррупционной политики являются:
1) создание системы мер противодействия коррупции в области;
2) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее появлению;
3) вовлечение всех институтов гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
4) формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупции.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов в действующих нормативных правовых актах и в их проектах с целью устранения коррупциогенных факторов, а также несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий;
ограничения действия факторов, повышающих риски проявления коррупционных действий;
антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики;
коррупциогенный фактор - нормативно-правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или совокупность нормативных предписаний), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями создает риск совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий.
Статья 3. Меры противодействия коррупции
Мерами противодействия коррупции являются:
принятие и реализация программы противодействия коррупции;
проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области и их проектов, в том числе общественной антикоррупционной экспертизы;
внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о государственной службе;
антикоррупционный мониторинг;
антикоррупционные образование и пропаганда;
нормативное правовое регулирование исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;
иные меры, предусмотренные федеральным законодательством.
Статья 4. Программа противодействия коррупции в области
1. Программа противодействия коррупции в области является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных практических мер, направленных на противодействие коррупции в области.
2. Программа противодействия коррупции в области разрабатывается и утверждается Правительством области.
Статья 5. Антикоррупционная экспертиза
1. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты органов государственной власти области и их проекты, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные полномочия органов государственной власти области, лиц, замещающих государственные должности области, должности государственной гражданской службы области во взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий, административные регламенты оказания государственных услуг и выполнения отдельных государственных функций.
2. Порядки проведения антикоррупционной экспертизы устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти.
Государственным гражданским служащим, в должностные обязанности которых входит проведение антикоррупционной экспертизы, по решению представителя нанимателя устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере, уставленном Законом Амурской области "О государственной гражданской службе Амурской области".
3. Общественная антикоррупционная экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов области проводится по решению совета Общественной палаты либо в связи с обращениями губернатора области, не менее пяти депутатов или комитета Законодательного Собрания области.
4. Порядок проведения общественной антикоррупционной экспертизы определяется Законом Амурской области "Об Общественной палате Амурской области".
Материалы общественной антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер. Результаты общественной антикоррупционной экспертизы учитываются при проведении антикоррупционного мониторинга и подготовки программы противодействия коррупции.
Статья 6. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о государственной службе
1. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе области осуществляется путем:
1) мониторинга конкурсного замещения вакантных должностей государственной гражданской службы области;
2) урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе области;
3) предотвращения и устранения нарушений правил служебного поведения государственных гражданских служащих области.
2. Лица, замещающие государственные должности области, должности государственной гражданской службы области, ежегодно представляют в кадровые службы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Статья 7. Антикоррупционный мониторинг
1. Антикоррупционный мониторинг включает в себя мониторинг коррупциогенных факторов и мер реализации антикоррупционной политики.
2. Антикоррупционный мониторинг проводится в целях: своевременного приведения правовых актов органов государственной власти области в соответствие с законодательством Российской Федерации;
разработки и реализации программ противодействия коррупции путем учета коррупционных правонарушений и коррупциогенных факторов, проведения опросов и иных мероприятий с целью получения информации о проявлениях коррупции;
оценки эффективности мер, реализуемых посредством проведения антикоррупционной экспертизы актов и выполнения программы противодействия коррупции.
Антикоррупционный мониторинг осуществляется путем наблюдения за результатами применения мер противодействия коррупции, анализа и оценки, полученных в результате такого наблюдения данных, разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
Результаты антикоррупционного мониторинга являются основой для разработки проекта программы противодействия коррупции либо внесения изменений в действующую программу.
Статья 8. Антикоррупционные образование и пропаганда
1. Антикоррупционное образование осуществляется путем обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов в сфере проведения антикоррупционной экспертизы, ведения антикоррупционного мониторинга.
2. Антикоррупционное образование осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам, разработанным в рамках национально- регионального компонента государственных образовательных стандартов, и реализуется в образовательных учреждениях, а также путем распространения материалов для самообразования.
3. Антикоррупционная пропаганда осуществляется с соблюдением положений Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и других нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения по получению и распространению массовой информации, и представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти области во взаимодействии со средствами массовой информации, содержанием которой является раскрытие информации о деятельности органов государственной власти области в сфере противодействия коррупции в области, об уровне коррупции в области, о ходе и результатах реализации программы по противодействию коррупции.
4. Организация антикоррупционной пропаганды в области осуществляется посредством взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и всех институтов гражданского общества.
Статья 9. Нормативное правовое регулирование исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг
1. В целях обеспечения антикоррупционности административных процедур, исключения возможности возникновения коррупционных факторов и повышения открытости своей деятельности органами государственной власти области разрабатываются нормативные правовые акты, регламентирующие исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг.
2. Нормативные правовые акты, регламентирующие исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) органов государственной власти области, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с другими органами государственной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг.
Статья 10. Коррупциогенные факторы
Коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты органов государственной власти, их проекты при проведении антикоррупционной экспертизы, являются:
1) отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отказа в реализации права;
2) наличие субъективно-оценочных оснований отказа;
3) истребование копий или нотариально заверенных копий в случаях, не предусмотренных законодательством;
4) отсутствие конкретного срока принятия решения органом государственной власти области, лицом, замещающим государственную должность области, должность государственной гражданской службы области;
5) отсутствие конкретных оснований для продления срока рассмотрения документов;
6) отсутствие механизма письменного уведомления заявителя о продлении срока рассмотрения документов, отсутствие конечных сроков, далее которых продление срока не допускается;
7) отсутствие порядка принятия решения (административные процедуры);
8) включение в процедуру согласования необоснованного количества территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти (контролирующих и надзорных органов), органов государственной власти области, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;
9) необоснованно широкие пределы усмотрения для органов государственной власти, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции;
10) наличие коллизий между нормами акта;
11) отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения;
12) отсутствие запретов и ограничений для должностного лица;
13) отсутствие контроля, в том числе общественного, за действиями должностного лица;
14) отсутствие конкурсных (аукционных) процедур в случаях, когда данные процедуры предусмотрены законодательством;
15) отсутствие связи между правами граждан и обязанностями органов государственной власти области по реализации данных прав граждан;
16) нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц, иных субъектов правоприменения;
17) наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения без четкого разграничения их компетенции;
18) использование двусмысленных терминов, формулировок с неясным содержанием.
Статья 11. Участие органов местного самоуправления в реализации антикоррупционной политики
В целях противодействия коррупции органы местного самоуправления вправе:
1) принимать муниципальные правовые акты по осуществлению мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в органах местного самоуправления;
2) осуществлять в пределах установленных полномочий иные функции.
Статья 12. Взаимодействие органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления с органами прокуратуры, юстиции, правоохранительными органами, иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам профилактики коррупции
1. Взаимодействие органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления с органами прокуратуры, юстиции, правоохранительными органами, иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам противодействия коррупции осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации полномочий указанных органов, в том числе путем образования по согласованию совместных рабочих групп, комиссий, иных совещательных органов.
2. Руководители органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также создаваемые совещательные и экспертные органы обеспечивают реализацию антикоррупционной политики в соответствующих органах государственной власти области и органах местного самоуправления.
Порядок деятельности и персональный состав совещательных и экспертных органов устанавливаются соответствующими органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Рекомендации, принятые на заседаниях совещательных и экспертных органов, могут быть использованы при подготовке программ противодействия коррупции.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Губернатор
Амурской области |
О.Н. Кожемяко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Амурской области (пятый созыв) от 19 декабря 2008 г. N 12/758 "О проекте Закона Амурской области "О мерах по противодействию коррупции в Амурской области"
Текст постановления официально опубликован не был