Решение арбитражного суда Амурской области
от 9 июля 2008 г. N А04-1898/08-6/98
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от истца: Стасюков П.Г. - дов. N ДЭК20/101 Д от 01.01.2008, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к министерству социальной защиты населения Амурской области, министерству финансов Амурской области, Отделу социальной защиты населения администрации Завитинского района, третьи лица: Финансовый отдел администрации Завитинского района, о взыскании 41453 руб. 85 коп., установил:
В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме откладывалось до 09.07.2008 г.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице министерства социальной защиты населения Амурской области о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления ветеранам труда Завитинского района мер социальной поддержки по оплате электроэнергии за период с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 41453 руб. 85 коп.
Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и Отделом социальной защиты населения администрации Завитинского района заключен договор N 170-20/06 от 18.04.2006 г. о возмещении выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Истец условия договора выполнил в полном объеме.
Отдел социальной защиты населения администрации Завитинского района в свою очередь обязательства по возмещению выпадающих доходов от предоставления средств социальной поддержки в полном объеме не исполнил. Задолженность по указанному договору составила 41453 руб. 85 коп., которую истец просит взыскать на основании ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, п. 3 ст. 158 БК РФ в качестве убытков с Амурской области в лице министерства социальной защиты населения Амурской области за счет казны Амурской области.
Суд определением от 23 апреля 2008 г. в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Отдел социальной защиты населения администрации Завитинского района.
Определением от 14.05.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовый отдел администрации Завитинского района.
Определением от 14.05.2008 судом в качестве ответчиков привлечены - министерство финансов Амурской области, Отдел социальной защиты населения администрации Завитинского района.
Представитель ответчика - министерства финансов Амурской области в предварительном судебном заседании 14.05.2008 г. против заявленных требований возражал. Представил письменный отзыв, в котором указал, что в соответствии с отчетом главного распорядителя средств областного бюджета - министерства социальной защиты населения Амурской области на 01.01.2008 г., об использовании субвенций выделенных на оказание мер социальной поддержки ветеранам труда, финансирование в 2007 году составило - 576409307,14 руб. Завитинский район профинансирован в размере 9162767,27 руб.
Вместе с тем, остаток средств у главного распорядителя средств областного бюджета на конец отчетного периода составил 12127168,81 руб.
Третье лицо - Отдел социальной защиты населения администрации Завитинского района, представило письменный отзыв на иск, в котором указало, что согласно распоряжению главы Завитнского района от 11.12.2007 г. N 289 отдел социальной защиты населения Завитинского района подлежит ликвидации, создана ликвидационная комиссия. Обязательства по договору с истцом не исполнены, поскольку счета за декабрь 2007 года выставлены истцом в январе 2008 года, средств на погашение задолженности не было.
Определением от 10 июня 2008 г. подготовка дела в предварительном судебном заседании завершена, дело назначено к судебному разбирательству.
Ответчики и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.
Третье лицо - Финансовый отдел администрации Завитинского района представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что согласно счету-фактуре N РАОО024999-1060 от 26.12.2007 г. денежные средства в размере 19290 руб. 69 коп. будут перечислены ОАО "ДЭК" в ближайшее время. Вследствие того, что истец несвоевременно выставил счет-фактуру на оплату задолженность в сумме 41453 руб. 85 коп. в сумму кредиторской задолженности отдела социальной защиты населения администрации Завитинского района не вошла. В связи с третье лицо просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело без его участия.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 08.07.2008 г. представитель истца на удовлетворении иска настаивал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд установил:
Как следует из материалов дела, ОАО "ДЭК" на основании договора N 170-20/06 от 18.04.2006 г. "О возмещении в 2006 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (с учетом дополнительного соглашения к договору от 23.03.2007 г.), заключенного с Отделом социальной защиты населения администрации Завитинского района, предоставило ветеранам труда, проживающим в Завитинском районе, социальную поддержку по снижению размера платы за электроэнергию в размере 50 процентов.
По состоянию на 01.01.2008 г. истцу не возмещены убытки, понесенные в результате предоставления гражданам социальной поддержки в сумме 41453 руб. 85 коп. за период с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены счета N РАОО028899-1060 от 31.12.2007 г. на сумму 42749 руб. 13 коп. с указанием основания предоставления льготы, списки льготников, платежное поручение N 726 от 29.12.2007 г. на сумму 1295 руб. 28 коп.
Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиком не оспариваются.
Суд в соответствии со ст. 71 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Закон Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту Закон N 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 1 Закона N 99-ОЗ, лица, имеющие звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости или за выслугу лет независимо от прекращения ими трудовой деятельности (ветераны труда); лица, имеющие звание "Ветеран труда", получающие пенсию по основаниям, отличным от предусмотренных п. 2 настоящей части, по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (ветераны труда по иным основаниям) имеют право на социальную поддержку.
Согласно Приложению N 1 к указанному закону данная категория граждан пользуется льготой по уменьшению платы за наем, содержание и ремонт жилого помещения, оплаты коммунальных услуг в размере 50% (в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и утвержденных нормативов потребления).
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Согласно Закону Амурской области "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" N 420-ОЗ от 13.11.2007 г. Амурской областью на оказание социальной поддержки ветеранам труда и тружеников тыла Завитинского района Амурской области было предусмотрено выделение муниципальному образованию Завитинскому району субвенций в размере 10023 тыс. руб.
Согласно сводному отчету об использовании субвенций выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий (ветераны труда), Завитинскому району по состоянию на 01.01.2008, из областного бюджета в 2007 году фактически выделено средств на оказание мер социальной поддержки в сумме 9162767 руб. 27 коп., перечислено предприятиям 9162387 руб. 27 коп., остаток средств был возвращен в бюджет Амурской области.
Между тем, задолженность перед предприятиями, организациями и учреждениями на конец 2007 года составила 25458 руб. 97 коп.
Полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что отражено в отчете.
Из изложенного следует, что фактическая потребность Завитинского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Завитинского района денежных средств не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ни Отдел социальной защиты населения администрации Завитинского района, ни МУ - финансовое управление администрации Завитинского района в 2007 г. не имели возможности направлять средства на реализацию Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного закона из областного бюджета в 2007 г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку муниципальному образованию Завитинскому району, Отделу социальной защиты населения администрации Завитинского района в 2007 г. в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в 2007 г. ветеранам труда льгот по оплате за электроэнергию, должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в силу ст.ст. 85, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доказательств возложения обязанности на главного распорядителя средств - министерство социальной защиты населения Амурской области по оплате льгот, в материалы дела не представлено, в связи с чем доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, судом отклоняются.
На основании изложенного с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать убытки за период с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 41453 руб. 85 коп.
В удовлетворении исковых требований по отношению к министерству социальной защиты населения Амурской области, Отделу социальной защиты населения администрации Завитинского района следует отказать.
Государственная пошлина по иску составляет 1658 руб. 15 коп.
При подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 5964 от 26.03.2008 г.
В соответствии со ст. 110 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 1658 руб. 15 коп.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" убытки за период с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 41453 руб. 85 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1658 руб. 15 коп., всего 43112 руб.
В удовлетворении исковых требований по отношению к министерству социальной защиты населения Амурской области, Отделу социальной защиты населения администрации Завитинского района отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение арбитражного суда Амурской области от 9 июля 2008 г. N А04-1898/08-6/98
Текст решения официально опубликован не был