Решение арбитражного суда Амурской области
от 9 июля 2008 г. N А04-3001/08-8/86
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: МУП "Жилсервис": Андрулянис Людмила Ивановна по доверенности N 34 от 28.05.08, паспорт 1000 125571, Минфин РФ: Беляева Оксана Александровна по доверенности N 10-53/58 от 28.12.07, Минфин Амурской области: Братковская Анна Анатольевна по доверенности N 13-10/501 от 15.08.07 , рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУП "Жилсервис" к 1. МОУ Новобурейской средней общеобразовательной школе N 1, 2. Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, третьи лица: 1. министерство финансов Амурской области, 2. Финансовый отдел Администрации Бурейского района, о взыскании 326807 руб. 90 коп. - убытков в связи с предоставлением льгот, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис" (далее - МУП "Жилсервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Муниципальному образовательному учреждению Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1 (далее - школа) о взыскании суммы долга по предоставленным мерам социальной поддержки педагогическим работникам ответчика, в сумме 326807 руб. 90 коп.
Суд определением от 02 июня 2008 г. в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерство финансов Российской Федерации,
- министерство финансов Амурской области,
- Финансовый отдел Администрации Бурейского района.
В предварительном судебном заседании 18 июня 2008 г. представитель истца на иске настаивал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. В письменном заявлении об изменении предмета иска просил вместо требования о взыскании суммы долга взыскать убытки в сумме 326807 руб. 90 коп., вызванные невозмещением расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам и пенсионерам бесплатно жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законом Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий". Просил привлечь в качестве ответчика по делу Российскую Федерацию в лице Министерства Финансов Российской Федерации.
На основании ст. 46 АПК РФ суд определением от 18.06.08 г. привлек в качестве ответчика по делу - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
По правилам ст. 49 АПК РФ суд принял к рассмотрению изменение истцом предмета иска.
Требования по иску обоснованы тем, что между истцом и МОУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1 был заключен муниципальный контракт N 12 о возмещении затрат при предоставлении мер социальной поддержки от 01.01.2007 г. и договор б/н о возмещении затрат при предоставлении мер социальной поддержки от 01.01.2007 г.
В соответствии с п. 2.1.1. контракта и договора истец обязался предоставить педагогическим работникам ответчика жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию (для проживающих в общежитии) с учетом мер социальной поддержки в соответствии с Законами Амурской области.
Истец условия договора выполнил в полном объеме.
Ответчик в свою очередь обязательства по возмещению выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки не исполнил.
В адрес ответчика были выставлены счета-фактуры, при этом ответчиком произведена частичная оплата, таким образом, задолженность за период сентября 2007 г. по декабрь 2007 г. составила 326807 руб. 90 коп., которую истец просит взыскать с ответчика в качестве убытков.
В письменном отзыве школа признала сумму исковых требований - 326807 руб. 90 коп., задолженность по муниципальному контракту N 12 от 01.01.07 и договору б/н от 01.01.07. Указала, что льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, финансируются министерством финансов Амурской области и МУ Финансовый отдел администрации Бурейского района. В спорный период денежные средства МОУ Новобурейская СОШ N 1 не выделялись.
Ответчик - Министерство финансов РФ в отзыве указало, что требования по иску не признает, поскольку из Законов Амурской области от 31.01.2005 г. N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, из перечисленных Законов Амурской области следует, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Предоставление социальной поддержки педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации в силу подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Минфин Амурской области в отзыве на иск указал, что в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации "Об образовании", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей должны быть возложены на публично-правое образование - Российскую Федерацию, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством.
Российской Федерацией не передавались средства в 2006, 2007 году на реализацию льгот граждан вышеназванной категории.
В 2007 году в соответствии с отчетом Бурейского района из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 22636 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 г. составляет 8239,8 тыс. руб.
Финотдел Администрации Бурейского района отзыва на иск не предоставил.
В судебное заседание 08.07.08 г. представители школы и Финотдела Администрации Бурейского района не явились, данные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ по имеющимся доказательствам в отсутствие представителей не явившихся лиц.
В судебном заседании 08.07.08 г. истец на удовлетворении исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ исковые требования не признает, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Минфина Амурской области полагает, что возмещение убытков от предоставления льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, должно производиться Российской Федерацией за счет средств Казны РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
01.01.07 г. между предприятием и школой был заключен муниципальный контракт N 12 на возмещение затрат при предоставлении мер социальной поддержки.
Согласно данному контракту предприятие взимает плату за жилищно-коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки педагогическим работникам, в соответствии с Законом Амурской области N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг", а школа обязуется возместить затраты, связанные с фактически предоставленными мерами социальной поддержки (п. 1.1).
Как определено сторонами в п. 1.2. контракта его сумма на 2007 г. составила 1284971руб. 02 коп.
В соответствии с разделом N 2 контракта истец обязался предоставлять жилищно-коммунальные услуги (отопление, содержание и ремонт жилья, - 100% на социальную норму площади, уборка мусора на 1 человека) с учетом мер социальной поддержки, в соответствии с Законами Амурской области и ежемесячно, не позднее 5 числа месяца следующего за истекшим месяцем, направлять школе счета на оплату за оказанные услуги.
При этом в обязанности школы входило ежемесячное возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки в соответствии с предоставленные счетами.
Пунктом 3.1. стороны определили срок действия данного муниципального контракта с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г.
Также 01.01.07 г. между предприятием и школой был заключен договор на возмещение затрат при предоставлении мер социальной поддержки.
В соответствии с данным договором предприятие взимает плату за электроэнергию с учетом мер социальной поддержки педагогическим работникам, в соответствии с Законом Амурской области N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг", а школа обязуется возместить затраты, связанные с фактически предоставленными мерами социальной поддержки (п. 1.1).
В силу указаний п. 1.2. договора его сумма на 2007 г. составила 3296 руб. 64 коп.
Разделом N 2 договора стороны установили, что предприятие обязано:
- предоставлять услуги: электроэнергию из расчета 67 КВт в месяц педагогическим работникам, с учетом мер социальной поддержки, в соответствии с Законами Амурской области.
- ежемесячно, не позднее 5 числа месяца следующего за истекшим месяцем, направлять школе счета на оплату за оказанные услуги.
При этом школа обязалась ежемесячно возмещать расходы за предоставленные меры социальной поддержки в соответствии с предоставленными счетами.
Пунктом 3.1. стороны установили срок действия договора с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г.
В приложении N 1 к договору стороны согласовали работников школы, которым будет предоставлена льгота по оплате стоимости потребленной электроэнергии.
Для оплаты возмещения затрат при предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам Новобурейской средней общеобразовательной школы N 1 по муниципальному контракту N 12 и договору от 01.01.07 г. истец выставил школе счета- фактуры:
- N 576 от 25.09.07 г. на 94544 руб. 26 коп.;
- N 719 от 29.10.07 г. на 101655 руб. 68 коп.;
- N 812 от 27.11.07 г. на 100499 руб. 63 коп.;
- N 951 от 26.12.07 г. с указанием переплаты в размере 30070 руб. 34 коп.;
- N 911 от 21.12.07 г. на 106324 руб. 42 коп.;
- N 961 от 27.12.07 г. на 635 руб. 68 коп.;
- N 592 от 28.09.07 г. на 1050 руб. 00 коп.,
всего на 374639 руб. 33 коп.
Платежным поручением N 700 от 29.12.07 г. школа оплатила МУП "Жилсервис" 47831 руб. 43 коп.
Таким образом сумма задолженности школы перед истцом на возмещение затрат при предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам составила 326807 руб. 90 коп.
Указанная сумма подтверждается представленным в материалы дела актом сверки по состоянию на 23.05.08 г.
Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиками не оспариваются, равно как и обстоятельства предоставления истцом педагогическим работникам коммунальных услуг с учетом предусмотренных законодательством льгот.
Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства РФ N 377 от 27.06.2003 г. утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
В соответствии с п. 2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п. 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартальных отчетов субъектов РФ о фактически произведенных ими расходах на указанные цели.
Закон Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее - Закон Амурской области) устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по снижению размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан и принят во исполнение Закона РФ "Об образовании".
В п. 10 статьи 1 Закона Амурской области определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках): педагогические и руководящие (имеющие педагогическую нагрузку и работающие не менее чем на 0,75 ставки по основной должности, в сельских малокомплектных школах - вне зависимости от педагогической нагрузки) работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (п. 10).
Пунктом 4 ст. 9 Закона Амурской области предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.06 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" суммы убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.
В соответствии с п. 19 указанного Постановления ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Исходя из того, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, установлены федеральным законом и вышеуказанными нормативными актами предусмотрено фактическое финансирование льгот за счет средств федерального бюджета, суд считает, что финансирование льгот педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с Законом РФ "Об образовании" относится в соответствии с частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса РФ к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно представленному отчету по Бурейскому району об использовании субвенций выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки педагогическим работникам в 2007 году из средств областного бюджета выделена субвенция на социальную поддержку педагогических работников Бурейского района в размере 14768500 руб. Однако, выделенные средства не обеспечили фактическую потребность в них организаций Бурейского района. Задолженность на 01.01.08 по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, составила 5585300 руб.
Согласно представленному отчету об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки работающим и пенсионерам МОУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1 из областного бюджета в 2007 году школе было выделено на социальную поддержку граждан указанной категории 1225000 руб., вместе с тем кредиторская задолженность перед истцом на 23.05.08 г. составила 326807 руб. 90 коп.
Таким образом, выделенных средств из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки педагогических работников МОУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1 было недостаточно для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по уплате стоимости коммунальных услуг.
Поскольку финансирование указанной категории льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации, ответственность за причинение убытков, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Законом РФ "Об образовании", должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
Как следует из материалов дела, Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ доказательств того, что денежные средства на предоставление субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона РФ "Об образовании" были предусмотрены и выделены из Федерального бюджета бюджету субъекта РФ (Амурской области) не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Амурская область в лице министерства финансов Амурской области не имела возможности направлять средства на реализацию Закона РФ "Об образовании" и принятого во исполнение его Закона Амурской области N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного Закона РФ "Об образовании" из федерального бюджета в 2007 году не передавались.
Средств, предусмотренных в бюджете Амурской области на 2007 год и переданных бюджету Бурейского района, на указанные цели было недостаточно.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку фактически истцу не возмещены расходы, связанные с предоставлением льгот, финансируемых из федерального бюджета, суд считает, что ответственность по убыткам, возникшим у истца в связи с предоставлением льгот по Закону РФ "Об образовании", должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
Таким образом, исковые требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет средств казны РФ в пользу МУП "Жилсервис" убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по Закону РФ "Об образовании", в размере 326807 руб. 90 коп. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В удовлетворении иска к МОУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1 следует отказать, поскольку является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как финансирование льгот, предусмотренных федеральным законом, не относится к его расходным обязательствам.
Общая сумма исковых требований составила 326807 руб. 90 коп., госпошлина с которых составляет 8036 руб. 16 коп..
При подаче иска истец уплатил государственную пошлину в размере 8036 руб. 16 коп. платежным поручением N 248 от 23.05.08 г.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по иску в размере 8036 руб. 16 коп. следует отнести на ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, суд решил :
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств Казны РФ в пользу Муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" 326807 рублей 90 копеек убытки в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8036 рублей 16 копеек.
По отношению ко второму ответчику в иске отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение арбитражного суда Амурской области от 9 июля 2008 г. N А04-3001/08-8/86
Текст решения официально опубликован не был