Решение арбитражного суда Амурской области
от 8 июля 2008 г. N А04-3473/08-18/117
Арбитражный суд Амурской области рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области к Муниципальному унитарному предприятию Сковородинское районное автотранспортное предприятие о привлечении к административной ответственности, установил:
Резолютивная часть решения оглашена 07.07.2008 г., решение в полном объеме изготовлено согласно положениям п. 2 ст. 176 АПК РФ 08.07.2008 г.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, вынесении судьей постановления по делу и направлении его должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Определением суда от 17.06.2008 г. данное заявление было принято и назначено к судебному разбирательству на 07.07.2008 г.
В судебном заседании 07.07.2008 г. представитель заявителя письменно уточнил заявленные требования, просил привлечь Муниципальное унитарное предприятие Сковородинское районное автотранспортное предприятие к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, установленной данной статьей.
В обоснование своих требований заявитель указал, что МУП Сковородинское районное автотранспортное предприятие осуществляло предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок белее 8 человек, с нарушением лицензионных требований и условий.
Указанные нарушение являются нарушением условий, предусмотренных лицензией, в связи с чем заявитель просил привлечь предприятие к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебное заседание представил реквизиты по перечислению административного штрафа, лицензию N АСС 28 103128 и лицензионные карточки к ней на автобусы: ГАЗ-322132 г/н Н 672 УТ 28 RUS, ПA3-3205R г/н М 514 ОУ 28 RUS, ГАЗ-322132 г/н Н 671 УТ 28 RUS, ПA3-32050S г/н М 512 ОУ 28 RUS, ПA3-32054R г/н М 513 ОУ 28 RUS, по сроку действия до 22.05.2008 г. Просил при вынесении решения о привлечении к административной ответственности учесть отягчающее ответственность обстоятельство, решение арбитражного суда Амурской области от 02.08.2008 г. N А04-4414/07-9/361 о привлечении МУП Сковородинское районное автотранспортное предприятие к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Судом наличие отягчающих ответственность обстоятельств принято к рассмотрению.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания уведомлен надлежащим образом, что подтверждается врученным ответчику 23.06.2008 г. уведомлением о вручении почтового отправления от 18.06.2008 г. N 24527.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам, без участия представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Муниципальное унитарное предприятие Сковородинское районное автотранспортное предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Сковородинского района 04.04.1994 г., Межрайонной ИФНС N 7 по Амурской области за ОГРН 1022801227778, ИНН 2826000520.
Транспортную деятельность осуществляет на основании лицензии на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица), АСС 28 103128 от 19.07.2007 г.
В период с 03.06.2008 г. по 04.06.2008 г. в г. Сковородино на основании приказа начальника УГАДН по Амурской области ФСНСТ Злобина В.И. от 19.05.2008 г. N 376/лиц была проведена плановая проверка МУП Сковородинского районного автотранспортного предприятия на предмет соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. В ходе проверки были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, а именно:
- отсутствует контроль за соблюдением сроков периодичности медицинских осмотров водителей (у водителя Мыльникова А.Р. срок действия медицинской справки закончился в апреле 2008 года, у водителя Гришковца В.Н. срок действия медицинской справки закончился 04.06.2008 г.);
- не организовано проведение послерейсовых технических осмотров автобусов
(что подтверждается путевыми листами N 452 от 21.05.2008 г., N 461 от 22.05.2008 г., N 463 от 23.05.2008 г., N 473 от 25.05.2008 г.);
- не организовано проведение работ по техническому обслуживанию автобусов
предприятия в установленном порядке (что подтверждается представленным директором МУП Сковородинское районное АТП Коноваловым Н.В. договором на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств от 04.06.2007 г., заключенным со Свободненским отделением Забайкальской железной дороги Михайлово-Чесноковской автобазой (сроком действия до 04.06.2008 г.), представленым сертификатом соответствия 0127942, срок действия которого закончился 13.12.2007 г.;
- не организовано ведение учетно-технической документации, подтверждающей выполнение работ по техническому обслуживанию автобусов, эксплуатируемых предприятием;
- осуществление лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров по маршрутам общего пользования автобусами ГАЗ-322132 г/н Н 672 УТ 28 RUS; ПA3-3205R г/н М 514 ОУ 28 RUS; ГАЗ-322132 г/н Н 671 УТ 28 RUS; ПA3-32050S г/н М 512 ОУ 28 RUS; ПA3-32054R г/н М 513 ОУ 28 RUS на основании лицензионных карточек с оконченным сроком действия 22.05.2008 г.
Указанные нарушения лицензионных требований и условий зафиксированы в акте от 04.06.2008 г. N 87. Акт плановой проверки был составлен в присутствии директора МУП Сковородинского районного автотранспортного предприятия Коновалова Николая Васильевича, полномочия которого подтверждаются приказом о назначении на должность директора предприятия от 01.09.2007 г. N 6/1-л.
Должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области составлен протокол от 09.06.2008 г. N 29 об административном правонарушении.
В протоколе в графе объяснение имеется запись представителя ответчика директора предприятия Коновалова Н.В. о том, что с протоколом он согласен.
Действиям предприятия дана правовая оценка по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд признает факт совершения предприятием административного правонарушения установленным, уточненные заявленные требования о привлечении предприятия к административной ответственности состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с предписаниями ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Условия осуществления деятельности, предусмотренной лицензией - выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществление мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдение экологических норм.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на основании подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Пунктом 3.3.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27 и пунктом 2.3.7. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Минтрансом РФ от 30.03.1994 г. N 15, установлено, что организация своевременно обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что на момент проведения плановой проверки срок действия медицинских справок у водителей Мыльникова А.Р. и Гришковца В.Н. закончился (у Мыльникова А.Р. - в апреле 2008 года, у Гришковца В.Н. - 04.06.2008 г.).
Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Пунктами 4.3 и 4.4 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом МТ РФ от 09.03.1995 г. N 27 установлена обязанность организаций и водителей - предпринимателей обеспечивать ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств, а также обеспечивать учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
Путевыми листами N 452 от 21.05.2008 г., N 461 от 22.05.2008 г., N 463 от 23.05.2008 г., N 473 от 25.05.2008 г., находящимися в материалах дела, подтверждается факт нарушения предприятием указанных выше норм действующего законодательства.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами, данная норма закреплена с ст.ст. 18, 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и в п. 4.2 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом МТ РФ от 09.03.1995 г. N 27.
В доказательство нарушения данной нормы права заявитель представил в материалы дела договор на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств от 04.06.2007 г., заключенный между МУП Сковородинское районное АТП и Свободненским отделением Забайкальской железной дороги Михайлово-Чесноковской автобазой, указав, что на момент проведения проверки действие данного договора окончено.
Суд, исследовав данный договор, установил, что последним днем действия договора является 04.06.2008 г. (под пункт 4.1 договора от 04.06.2007 г.).
Акт плановой проверки N 87, в котором был зафиксирован факт данного нарушения, составлялся 04.06.2008 г., то есть в последний день действия исследуемого договора. Следовательно, на момент проведения проверки МУП Сковородинским районным автотранспортным предприятием организовано проведение работ по техническому обслуживанию автобусов предприятия в установленном законом порядке.
На основании изложенного суд не находит оснований для привлечения МУП Сковородинское районное автотранспортное предприятие к административной ответственности за неорганизацию проведения работ по техническому обслуживанию автобусов предприятия в установленном порядке в связи с недоказанностью факта вменяемого административного правонарушения.
Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Пунктом 4.4. "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом МТ РФ от 09.03.1995 года N 27 установлена обязанность организаций и водителей - предпринимателей об обеспечении учета неисправностей транспортных средств и их устранения.
Нарушение предприятием указанных норм подтверждается пунктом 4.4 акта плановой проверки от 04.06.2008г. N 87, который подписан директором предприятия Коновалова Н.В. без возражений.
Обязанность организаций и водителей - предпринимателей использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца, предусмотрена п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 и п. 4.1. "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом МТ РФ от 09.03.1995 г. N 27.
Факт нарушения предприятием указанной нормы права подтверждается представленными в материалы дела заявителем копиями лицензионных карточек NN 195225, 194145, 194505, 193785, 195555 на автотранспортные средства предприятия ГАЗ-322132 г/н Н 672 УТ 28 RUS; ПA3-3205R г/н М 514 ОУ 28 RUS; ГАЗ-322132 г/н Н 671 УТ 28 RUS; ПA3-32050S г/н М 512 ОУ 28 RUS; ПA3-32054R г/н М 513 ОУ 28 RUS. Последним днем действия указанных лицензионных карточек являлось 22.05.2008 г. На момент проверки другие лицензионные карточки на указанные транспортные средства предприятием не представлены.
Предприятием не представлены доказательства соблюдения транспортного законодательства и не опровергнуты данные транспортной инспекции.
Таким образом, нарушения, выразившиеся в отсутствии контроля за соблюдением сроков периодичности медицинских осмотров; неорганизованности проведения послерейсовых технических осмотров автобусов, ведения учетно-технической документации, подтверждающей выполнение работ по техническому обслуживанию автобусов, эксплуатируемых предприятием; осуществлении лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров по маршрутам общего пользования автобусами ГАЗ-322132 г/н Н 672 УТ 28 RUS; ПA3-3205R г/н М 514 ОУ 28 RUS; ГАЗ-322132 г/н Н 671 УТ 28 RUS; ПA3-32050S г/н М 512 ОУ 28 RUS; ПA3-32054R г/н М 513 ОУ 28 RUS на основании лицензионных карточек с оконченным сроком действия 22.05.2008 г., являются нарушением лицензионных требований и условий и согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях данное деяние необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 09.06.2008 г. N 29, актом плановой проверки от 04.06.2008 г. N 87, а также другими материалами дела.
Санкция ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Срок для привлечения к административной ответственности не пропущен.
В соответствии со ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания МУП Сковородинскому районному автотранспортному предприятию судом учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение предприятия, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Судом исследованы отягчающие ответственность обстоятельства.
В соответствии со ст. 4.3. КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются, в частности, повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ настоящего Кодекса, а также неустранение нарушений, выявленных предыдущим постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении административным органом. При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.08.2007 г. по делу N А0-4414/07-9/361 МУП Сковородинское районное автотранспортное предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. По рассматриваемому заявлению ответчик привлекается по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. В связи с этим данные правонарушения не будут являться однородными.
Смягчающих ответственность обстоятельств суду не представлено.
Оценивая то, что ответчик признает факт совершения административного правонарушения, привлекается к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ впервые, суд на основании ч. 3 ст. 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации признает их обстоятельствами, смягчающими ответственность.
На основании изложенного, суд считает возможным применить штраф в минимальном размере в сумме 30000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 180, 206 АПК РФ, суд решил :
Привлечь Муниципальное унитарное предприятие Сковородинское автотранспортное предприятие, зарегистрированное 04.04.1994 г. администрацией Сковородинского района, (ОГРН 1022801227778), находящееся по адресу: Амурская область, г. Сковородино, ул. Красноармейская, 101, к административной ответственности по ч. 3. ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей, который подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН 2801030057 КПП 280101001 р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040040000140.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение арбитражного суда Амурской области от 8 июля 2008 г. N А04-3473/08-18/117
Текст решения официально опубликован не был