Решение арбитражного суда Амурской области
от 11 июля 2008 г. N А04-3807/08-16/108
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя - Столбовский Р.В., доверенность от 09.07.2008, удостоверение, от ответчика - Крицкий Ю.А. директор, паспорт 10 03 836976, от 3-го лица - Базылева В.М., доверенность от 11.03.2008, паспорт, рассмотрев в судебном заседании заявление Прокурора Шимановского района к Закрытому акционерному обществу "Гранит", 3-е лицо: МУП "Служба Единого Заказчика", о привлечении к административной ответственности, установил:
В соответствии с ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено в полном объеме 11.07.2008. Резолютивная часть оглашена 10.07.2008.
В Арбитражный суд Амурской области обратился Прокурор Шимановского района с заявлением о привлечении Закрытого акционерного общества "Гранит" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование своих требований заявитель указал, что ответчиком совершено административное правонарушение, которое выразилось в том, что ЗАО "Гранит" осуществляет деятельность по обращению с отходами - производит сбор и транспортировку твердых бытовых отходов, образованных в результате жизнедеятельности населения в жилом фонде г. Шимановска без специального разрешения (лицензии).
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик в судебном заседании против требований заявителя возражал, пояснил, что предприятие создано только в марте 2008 года специально для приведения города в порядок. Считает, что твердые бытовые отходы не относятся к 4 классу опасности, следовательно, для их сбора и транспортировки не нужна лицензия. Кроме того, для того, чтобы определить класс опасности необходимо проведение экспертизы. Представитель ответчика просит учесть суд, что предприятие несет убытки. При этом предприятие планирует в дальнейшем заниматься сбором и транспортировкой опасных отходов классов 1-4 в связи с чем 30.05.2008 им был заключен договор на оказание услуг с ЗАО "Холдинг" для разработки документов на получение лицензии. Руководитель предприятия прошел обучение по программе "Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами". При этом представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что оплату по договору еще не производил и договор не исполняется.
Представитель третьего лица против доводов заявителя возражала, пояснила, что договор на уборку и вывоз бытовых отходов с ЗАО "Гранит" был заключен в срочном порядке в связи с банкротством предприятия, осуществлявшего данную деятельность в целях удовлетворения нужд граждан и приведения территории города в порядок. Поскольку деятельность ЗАО "Гранит" направлена на защиту общественных интересов, считает, что предприятие не подлежит административной ответственности.
Представитель прокуратуры возражает против применения малозначительности, поскольку данная деятельность без надлежащего контроля со стороны органов государства несет за собой угрозу окружающей среде и здоровью людей.
Исследовав доводы заявителя, материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "Гранит", зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Амурской области 05.03.2008 за основным государственным регистрационным номером 1082807000352, ИНН 2809003584, находится по адресу: Амурская область, г. Шимановск, Микрорайон 1, д. 25.
Прокуратурой Шимановского района в соответствии с планом работы на второе полугодие 2008 года с 18 по 20 июня 2008 года проведена проверка соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования г. Шимановска, в ходе, которой установлено, что предприятие ЗАО "Гранит" осуществляет деятельность по обращению с отходами: производит сбор и транспортировку твердых бытовых отходов, образованных в результате жизнедеятельности населения, проживающего в жилом фонде г. Шимановска. Указанная деятельность осуществляется предприятием на основании договора от 06.03.2008, заключенного с МУП "Служба Единого Заказчика". С площадок временного размещения твердые бытовые отходы транспортируются специальным транспортом ЗАО "Гранит" на свалку, расположенную в 8 км. от г. Шимановска.
При проверке контейнеров для сбора мусора, мусоросборников, дворовых помойниц, расположенных в жилом фонде г. Шимановска, было установлено, что в них находятся, а впоследствии транспортируются на городскую свалку несортированные отходы их жилищ, которые согласно Приказу Министерства природных ресурсов N 786 от 02.12.2002 являются 4 классом опасности для окружающей природной среды и на которые должен составляться паспорт опасных отходов.
Согласно приложению к договору количество жильцов, пользующихся услугами по вывозу твердых бытовых отходов, составляет 9363 человек. Количество отходов 702,27 кг.
На основании проведенной проверки Прокурором Шимановского района 20.06.2008 вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действиям предприятия дана правовая оценка по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности без соответствующего разрешения (лицензии).
Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
В соответствии с пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию - деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ст. 14 Закона опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.
Как следует из материалов дела, предметом договора от 06.03.2008 на оказание услуг по уборке и вывозу твердых бытовых отходов, заключенного между ЗАО "Гранит" (исполнитель) и МУП "Служба Единого Заказчика (заказчик) являются услуги по уборке, удалению и вывозу твердых бытовых отходов от жилых домов.
Приказом Министерство природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" утвержден перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, "отходы из жилищ несортированные" относятся к 4-му классу опасности с кодом 91100100 01 00 4.
Тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).
Контроль за соблюдением порядка сбора, хранения, транспортирования и обезвреживания отходов осуществляют органы Роспотребнадзора.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не исполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель просит привлечь ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективной стороной названного правонарушения является предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Для установления состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо наличие признаков предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно разделу 2 Устава ЗАО "Гранит", утвержденного решением учредителей от 15.02.2008 целями деятельности общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Предметом деятельности общества является, в том числе, удаление и обработка твердых бытовых отходов.
Договором от 06.03.2008 возмездного оказания услуг по уборке и вывозу твердых бытовых отходов предусмотрено, что ЗАО "Гранит" (исполнитель) по заданию МУП "Служба Единого Заказчика" (заказчик) обязуется оказать услуги по уборке, удалению и вывозу твердых бытовых отходов от жилых домов, указанных в Приложении 1 к договору, а заказчик обязуется оплатить услуги.
Ответчик в судебном заседании не отрицает, что занимается деятельностью по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов и получает за это вознаграждение.
Факт получения ответчиком оплаты за оказание услуг подтверждается счетами-фактурами, выставленными обществом в адрес МУП "Служба Единого Заказчика" от 31.03.2008, 30.04.2008,31.05.2008, а также платежными поручениями от 18.03.2008, 21.03.2008, 27.03.2008, 08.04.2008, 17.04.2008, 30.04.2008, 08.05.2008, 16.05.2008, 29.05.2008, 27.03.2008, 01.07.2008, 20.06.2008, 16.06.2008.
Таким образом, по выводу суда, в материалах дела представлены достаточные доказательства осуществления ЗАО "Гранит" предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от сбора, транспортировки опасных отходов без специального разрешения (лицензии).
Таким образом, суд считает доказанным факт осуществления ответчиком деятельности по сбору и транспортировке опасных отходов без лицензии, обязательное наличие которой предусмотрено пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Процедура привлечения к административной ответственности прокурором Магдагачинского района соблюдена.
Срок давности привлечения предприятия к административной ответственности не истек.
Довод ответчика о том, что для определения класса опасности отходов необходимо проведение экспертизы противоречит приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", которым утвержден перечень образующихся в Российской Федерации отходов и установлен их класс опасности. Ссылка на приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" не состоятельна, поскольку указанный документ не является нормативным и определяет методы отнесения отходов к классу опасности - расчетный и экспериментальный в установленных приказом случаях.
Также суд отклоняет доводы ЗАО "Гранит" и МУП "Служба Единого Заказчика" о наличии обстоятельств, являющихся основанием для отказа в привлечении общества к административной ответственности, а именно: отсутствие предприятия в городе, имеющего лицензию на осуществление данной деятельности и, при этом, необходимость уборки и вывоза твердых бытовых отходов; тяжелое финансовое положение ответчика, нерентабельность производства; небольшой период работы предприятия; наличие намерения на получение соответствующей лицензии.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 16 постановления Пленума от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена такая ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношениях.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие нарушило положение подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому деятельность по обращению с опасным отходами подлежит лицензированию, то есть совершило административное правонарушение, установленное ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Нерентабельность предприятия не является основанием для освобождения от административной ответственности.
При этом ответчиком не представлено суду надлежащих доказательств того, что предприятием приняты все необходимые меры для получения лицензии. ЗАО "Гранит" было зарегистрировано в налоговом органе 05.03.2008; устав общества предполагает деятельность по обращению с отходами, договор с МУП "Служба Единого Заказчика" заключен 06.03.2008, вместе с тем, до настоящего времени ЗАО "Гранит" не предприняло достаточных мер к получению лицензии. 30.05.2008 обществом был подписан договор оказания услуг на разработку нормативных документов для получения лицензии по вывозу твердых бытовых отходов, однако, существенное условие договора, регулирующее момент начала исполнения договора, а именно - предварительная оплата услуг, ЗАО "Гранит" не выполнило, то есть предоплату не произвело.
Обучение руководителя предприятия по программе "Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами" не заменяет собой наличие соответствующей лицензии.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым привлечь ЗАО "Гранит" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание в качестве смягчающего ответственность обстоятельства - характер деятельности общества, совершение правонарушения впервые, имущественное положение (наличие задолженности) - возможным назначить ему наказание в пределах минимального размера санкции, установленной ч. 2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил :
Признать Закрытое акционерное общество "Гранит", зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Амурской области 05.03.2008, за основным государственным регистрационным номером 1082807000352, ИНН 2809003584, находящегося по адресу: Амурская область, г. Шимановск, Микрорайон 1, д. 25, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить Закрытому акционерному обществу "Гранит" административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб. без конфискации.
Штраф подлежит перечислению на счет Управления Федерального казначейства Амурской области N 40101810000000010003, открытый в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области, г. Благовещенск, БИК 041012001 по коду бюджетной классификации Российской Федерации (КБК) 41511621010010000140. Получатель - Управление Федерального казначейства по Амурской области (Прокуратура Амурской области), ИНН получателя 2801018780, КПП получателя 280101001, ОКАТО 10401000000.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение арбитражного суда Амурской области от 11 июля 2008 г. N А04-3807/08-16/108
Текст решения официально опубликован не был