Решение Арбитражного суда Амурской области
от 16 июня 2008 г. N А04-1083/08-6/4
Арбитражный суд Амурской области, при участии от истца - Стасюков П.Г. дов. N ДЭК-20/101Д от 01.01.2008, от ответчика: от министерства здравоохранения Амурской области - Яцинская А.В. дов. N 16 от 16.05.2008, ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" - Демешко Р.С. дов. N 29 от 10.06.2008, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области министерству здравоохранения Амурской области ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер", в качестве третьего лица привлечено: Финансовое управление администрации Михайловского района, о взыскании 39064 руб. 02 коп.
установил:
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 11.06.2008. В полном объеме решение изготовлено 16.06.2008 (ст. 176 АПК РФ).
В Арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" с исковым заявлением к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области о взыскании убытков в сумме 39064 руб. 02 коп., понесенных в результате предоставления гражданам - работникам ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" льгот по оплате электроэнергии за период с 01.01.2007 по 31.12.2007.
В соответствии с п. 2 ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков судом были привлечены министерство здравоохранения Амурской области и областное государственное учреждение здравоохранения "Поярковский противотуберкулезный диспансер".
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом было привлечено Финансовое управление администрации Михайловского района.
Свои требования истец обосновывает тем, что между ним и ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" заключен договор N 73-08/07 от 06.12.2007, в соответствии с которым истец обязался предоставлять работникам этого учреждения, проживающим в Михайловском районе, скидку по оплате электрической энергии, предусмотренную Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", а ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" обязалось ежемесячно перечислять денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления этой меры социальной поддержки. Как указывает истец, условия договора были выполнены им в полном объеме. ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" в свою очередь принятые на себя обязательства не исполнило, задолженность на день предъявления иска составила 39064 руб. 02 коп.
Ответчик министерство финансов Амурской области с заявленными требованиями не согласен. В представленном отзыве ссылается на то, что согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ расходование средств на реализацию льгот работникам государственных учреждений Амурской области, установленных Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", осуществляется учреждением в соответствии с бюджетной сметой. В силу ст. 158 БК РФ составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений является бюджетным полномочием главного распорядителя бюджетных средств. В отношении ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" главным распорядителем средств областного бюджета является министерство здравоохранения Амурской области.
Ответчик ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" в представленном отзыве указывает на то, что счет на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки на сумму 39064 руб. 02 коп. был предъявлен истцом 27.12.2007, договор N 73-08/07 - представлен учреждению 28.12.2007. По этой причине в связи с истечением финансового года учреждение не могло принять данный счет к оплате. Указывает также, что на 2007 год учреждению было выделено недостаточно лимитов бюджетных ассигнований для расчетов по всем видам льгот. Кроме того, ссылается на то, что в течении 2007 года работники ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" самостоятельно оплачивали счета за потребленную электроэнергию, в связи с чем ответчик считает, что понесенные расходы по оплате за электроэнергию он должен компенсировать своим работникам, но не истцу.
Ответчик министерство здравоохранения Амурской области письменный отзыв на иск не представил.
Третье лицо Финансово-экономическое управление администрации Михайловского района указало о том, что не имеет данных о начислении и финансировании льгот работникам ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер".
В настоящее судебное заседание ответчик министерство финансов Амурской области, а также третье лицо своих представителей не направили, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство было проведено в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
06 декабря 2007 года ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (поименное как организация) и ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" (учреждение) был заключен договор N 73-08/07 о возмещении выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий". В соответствии с указанным договором организация предоставляет скидку по оплате электрической энергии, предусмотренную Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ, пенсионерам и работникам ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер", проживающим в Михайловском районе, и ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предъявляет учреждению счет на возмещение выпадающих доходов от предоставления указанных мер социальной поддержки с приложением списка граждан, получивших социальную поддержку за отчетный период (п. 2.1.1 и 2.1.3). Согласно п. 2.2.2 договора на учреждение была возложена обязанность ежемесячно перечислять организации денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления данных мер поддержки.
По условиям договора он вступает в силу с момента его подписания, распространяется на отношения, наступившие с 01.01.2007, и действует до момента исполнения сторонами обязательств в полном объеме (п. 5.1).
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" согласно договора N 73-08/07 от 06.12.2007 предоставляло пенсионерам и работникам ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" меры социальной поддержки по оплате электрической энергии в порядке и по нормам, установленным постановлением Губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005 на сумму 39064 руб. 02 коп.
Оплата ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" не произведена. На день рассмотрения дела в суде сумма задолженности составила 39064 руб. 02 коп.
Наличие и размер задолженности подтверждены представленными в материалы дела счетом N РАОО029608-22576 от 25.12.2007 (с приложением списка граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки), а также актом сверки взаиморасчетов N РАОО22576 от 03.01.2008, подписанным ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" без возражений.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Закон Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В подпункте "а" п. 9 и п. 11 части 1 статьи 1 Закона N 99-ОЗ определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки. В числе указанных категорий граждан названы врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (далее-медицинские работники); а также пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.п. 9, 11 части 1 данной статьи, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). Согласно ст. 4 Закона и приложения N 1 к нему указанным гражданам предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе в виде 100-процентного снижения размера платы за отопление и электроснабжение.
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных этим законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета.
Как установлено судом, средства на возмещение расходов по предоставлению указанных льгот выделялись ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" по коду экономической классификации расходов 91809014700000327212 - "прочие выплаты". Согласно имеющегося в материалах дела отчета об исполнении бюджета на 01.01.2008 по данному коду для учреждения были предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 342653 руб. Указанная сумма была фактически перечислена учреждению. Вместе с тем, выделенных денежных средств было недостаточно для финансирования предоставления льгот, в связи с чем учреждением в адрес Департамента здравоохранения Администрации Амурской области было направлено отношение N 228 от 21.12.2006 с просьбой об увеличении на 2007 год лимитов бюджетных обязательств по этому коду на 102 тыс. руб., в том числе для реализации льгот на электроэнергию на 30 тыс. руб. Несмотря на это, лимиты на указанные цели увеличены не были.
Из вышеизложенного следует, что фактическая потребность ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает размер выделенных ему денежных средств. В связи с этим задолженность учреждения по возмещению истцу выпадающих доходов от предоставления гражданам в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 мер социальной поддержки по оплате электроэнергии образовалась в результате недостаточного выделения денежных средств, предусмотренных на оказание указанных мер социальной поддержки.
Доказательств нецелевого использования полученных ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" денежных средств суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" не имело возможности направлять средства на реализацию Закона Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку денежные средства в необходимом количестве из областного бюджета не передавались.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Пунктом 17 названного постановления Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Поскольку в 2007 году ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" не были выделены из областного бюджета в достаточном размере средства, необходимые для реализации мер социальной поддержки гражданам, предусмотренных Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", и учреждение не имело возможности для исполнения обязательств по возмещению истцу выпадающих доходов по договору N 73-08/07 от 06.12.2007, в силу ст.ст. 16, 1069 ГК РФ и ст. 136 БК РФ убытки в сумме 39064 руб. 02 коп., связанные с предоставлением в 2007 году медицинским работникам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии, подлежат возмещению за счет средств казны Амурской области.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, выступает в суде главный распорядитель средств соответствующего бюджета. В связи с тем, что убытки в заявленной сумме были причинены истцу в результате ненадлежащего финансирования из областного бюджета, они подлежат взысканию с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области.
Доводы ответчика ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" о том, что его работники самостоятельно оплачивали счета за потребленную электроэнергию, судом во внимание не принимается, поскольку в связи с тем, что в соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" и приложения N 1 к нему им была предоставлена льгота по оплате за электроэнергию, они имеют право на получение соответствующего перерасчета.
Таким образом, с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать в пользу истца убытки в сумме 39064 руб. 02 коп.
В иске к министерству здравоохранения Амурской области и ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" следует отказать.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 1562 руб. 56 коп. На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате пошлины в указанной сумме подлежит взысканию с ответчика Амурской области в лице министерства финансов Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" убытки, понесенные в связи с предоставлением медицинским работникам льгот по оплате электроэнергии на основании Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 39064 руб. 02 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1562 руб. 56 коп.
В иске к министерству здравоохранения Амурской области и ОГУЗ "Поярковский противотуберкулезный диспансер" отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающих двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 16 июня 2008 г. N А04-1083/08-6/4
Текст решения официально опубликован не был