Решение Арбитражного суда Амурской области
от 18 июня 2008 г. N А04-1954/08-22/65
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства Белогорского района" - Бутин В.А., доверенность N 01/24 от 14.01.2008; от муниципального учреждения "Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области" - Сдабоузова Г.И., доверенность N 02-12/49 от 11.02.2008, от министерства финансов РФ - Телюк А.В., доверенность N 10-53/60 от 28.12.2007; от министерства финансов Амурской области - Братковская А.А., доверенность от 13-10/501 от 15.08.2007, рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства Белогорского района" к Муниципальному учреждению "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области"; Муниципальному учреждению "Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области"; Министерству финансов Администрации Амурской области; Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 116100 рублей 95 копеек,
установил:
Резолютивная часть решения объявлена 9 июня 2008 г., решение в полном объеме изготовлено в соответствии с ч. 2 ст. 176 АПК РФ 18 июня 2008 г.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства Белогорского района" с исковым заявлением к муниципальному учреждению "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района", муниципальному учреждению "Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области", министерству финансов Администрации Амурской области, министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 116100 рублей 95 копеек, связанных с предоставлением мер социальной поддержки медицинским работникам по договору от 04.10.2007 на поставку и переработку угля для медицинских работников заказчика.
В судебном заседании истец уточнил сумму заявленных убытков, просит взыскать 111184 рублей 36 копеек, пояснил, что заявленные требования предъявляет к надлежащему ответчику - Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, от требований в отношении иных ответчиков отказался.
Судом уточнение требований истца в части взыскания убытков с ответчика Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области принято на основании ст. 47 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 04.10.2007 г. в целях реализации Закона Амурской области "О социальной поддержки граждан отдельных категорий" N 99-ОЗ от 05.12.2005 между муниципальным учреждением "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района" и муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства Белогорского района" был заключен муниципальный контракт на поставку сортового угля для медицинских работников заказчика с учетом переработки в соответствии с заявленной потребностью на отопительный сезон 2007 г. Истец свои обязательства по данному договору исполнил.
Согласно акту сверки, по состоянию на 01.01.2008 ответчиком не произведена оплата по данному договору на сумму 116100 рублей 95 копеек. С учетом уточнения исковых требований сумма убытков, предъявляемая истцом составила 111184 рубля 84 копейки.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнении на иск.
Представитель муниципального учреждения "Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области" поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск в котором указал, что оказание мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности по оплате жилья и коммунальных услуг относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Пояснил, что за 2007 года поступило на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в сельской местности в сумме 6223 тыс. рублей, из которых перечислено МУ "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района" 1548,9 тыс. рублей.
Потребность МУ "Отдел здравоохранения администрации МО Белогорского района" расходов на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в сельской местности на 2007 год с учетом погашения задолженности за 2006 год составляет - 2878,9 тыс. рублей. Лимит доведен в размере 1548,9 тыс. рублей. Погашена задолженность по исполнительным листам за счет средств областного бюджета - 685,4 тыс. руб. Задолженность на 01.01.2008 по оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, с учетом кредиторской задолженности за 2006 год МУ "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района" 644,6 тыс. рублей.
Представитель министерства финансов Амурской области в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в отзыве. Отметила, что в 2007 году в соответствии с отчетом Белогорского района из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 6632000,80 рублей, кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 5525000 рублей.
Представитель министерства финансов РФ требования истца поддержал, считает, что спорная обязанность по оплате коммунальный услуг относится к полномочиям субъекта РФ.
Муниципальное учреждение "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени судебного заседания уведомлено надлежащим образом. Предоставило отзыв, в котором отмечает, что услуги МУП "Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства Белогорского района" были оказаны в полном объеме, по окончанию срока действия договора образовалась задолженность в размере 116 100 рублей 95 копеек, что подтверждается актами сверок.
Дело рассматривается судом в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя Муниципального учреждения "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района"
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, суд установил следующее:
Истец заявил отказ от исковых требований в части требований к Муниципальному учреждению "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района", муниципальному учреждению "Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области", Министерству финансов РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции, оказаться от иска полностью или частично.
На основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает отказ от иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, арбитражный суд прекращает производство по делу.
В силу п. 3 ст. 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускаются.
На основании изложенного, производство по делу в части исковых требований к Муниципальному учреждению "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района", муниципальному учреждению "Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области", Министерству финансов РФ подлежит прекращению по указанным основаниям.
В остальной части исковые требования рассматриваются судом по существу.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства Белогорского района", на основании договора от 04.10.2007 на поставку и переработку угля, заключенного с муниципальным учреждением "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района", предоставило медицинским работникам Заказчика, социальную поддержку в виде поставки сортового угля с учетом переработки в соответствии с заявляемой потребностью.
По состоянию на 01.01.2008 г. истцу не возмещены убытки, понесенные в результате предоставления гражданам социальной поддержки в сумме 116100 рублей 95 копеек за период с 01.01.2007 по 31.12.2007.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены счета-фактуры N 345 от 21.12.2007, N 346 от 26.12.2007, требования, подтверждающие фактический отпуск льготного угля медицинским работникам, доверенности на получение льготного угля, акт сверки, подписанный руководителями истца и Отделом здравоохранения Администрации Белогорского района без возражений.
Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиком не оспариваются.
Суд в соответствии со ст. 71 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Закон Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту Закон N 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате электрической энергии отдельным категориям граждан.
Согласно ст. 1 Закона Амурской области от 05.12.05 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее - Закон N 99-ОЗ) врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (далее - медицинские работники) имеют право на социальную поддержку. Согласно Приложению N 1 к указанному закону данная категория граждан пользуется льготой по уменьшению платы за электроснабжение в размере 100% (в пределах утвержденных нормативов потребления).
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Согласно Закону Амурской области "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" N 420-ОЗ от 13.11.2007 г. Амурской областью на оказание социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилья и коммунальных услуг Белогорского района было предусмотрено выделение субвенций в размере 6633 тыс. руб.
Согласно отчету об использовании субвенций выделенных из областного бюджета на оказание социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг работникам, проживающим в Белогорском районе по состоянию на 01.01.2008, Белогорскому району из областного бюджета в 2007 году фактически выделено средств на оказание мер социальной поддержки врачам, провизорам, среднему и фармацевтическому персоналу в размере 1548,9 тыс. руб. Между тем, фактические потребности Белогорского района на указанные цели превысили, выделенные из областного бюджета средства на предоставление льгот медицинским работникам Белогорского района и составили сумму 1788,6 руб.
Кроме того, кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.07 г. по мерам социальной поддержки медицинским работникам составляла 1009,3 руб. Сумма задолженности на 01.01.08 по медицинским работникам Белогорского района составила 1330 тыс. руб. Остаток средств на конец отчетного периода составил 0 руб.
Полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что отражено в отчете об использовании субвенций, выделяемых из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Белогорскому району на 01 января 2008 г.
Из изложенного следует, что фактическая потребность Белогорского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Белогорского района денежных средств в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ни Отдел здравоохранения Администрации Белогорского района, ни Финансовое управление администрации Белогорского района в 2007 г. не имели возможности направлять средства на реализацию Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного закона из областного бюджета в 2007 г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации бюджетными учреждениями договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку Отделу здравоохранения Администрации Белогорского района, Финансовому управление администрации Белогорского района в 2007 г. в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в 2007 г. медицинским работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в силу ст.ст. 85, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца следует взыскать убытки за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 111184 рублей 36 копеек.
Государственная пошлина по иску составляет 3723,68 руб.
При подаче иска истцом государственная пошлина уплачена не была.
В соответствии со ст. 110 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца следует взыскать государственную пошлину в размере 3723,68 руб.
Руководствуясь ст.ст. 110, п. 4 ч. 1 ст. 150, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Принять отказ муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства Белогорского района" от иска в части взыскания убытков с муниципального учреждения "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района", муниципального учреждению "Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области", Министерства финансов РФ.
Производство по делу в части взыскания убытков с муниципального учреждения "Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района", муниципального учреждению "Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области", Министерства финансов РФ прекратить.
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства Белогорского района" убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот медицинским работникам по Закону Амурской области N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 111184 рублей 36 копеек.
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3723,68 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 18 июня 2008 г. N А04-1954/08-22/65
Текст решения официально опубликован не был