Решение Арбитражного суда Амурской области
от 26 июня 2008 г. N А04-1425/08-6/52
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3792 настоящее Решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: истец - Каландия Д.И. по дов. N ДЭК-20/744Д от 14.02.2008 г., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1", третьи лица: министерство финансов Амурской области; МУ Финансовый отдел администрации Бурейского района, о взыскании 94799 руб. 13 коп.,
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании задолженности (убытки), понесенные в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам льгот по оплате электроэнергии за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 94799 руб. 13 коп.
Суд определением от 31.03.2008 г. в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство финансов по Амурской области, МУ Финансовый отдел Администрации Бурейского района, МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1".
Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" заключен договор N 95-20/06 от 16.03.2006 г. о возмещении выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Истец условия договора выполнил в полном объеме.
Школа в свою очередь обязательства по возмещению выпадающих доходов от предоставления средств социальной поддержки не исполнила. Задолженность Школы за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. по указанному договору составила 94799 руб. 13 коп., которую истец просит взыскать на основании ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, п. 10 ст. 158 БК РФ в качестве убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Определением от 23.04.2008г. по ходатайству истца в качестве ответчика привлечено МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" в порядке ст. 46 АПК РФ.
Ответчик - Министерство финансов Российской федерации представил в суд письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требования к Министерству финансов РФ отказать, поясняет, что компенсация расходов организаций, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, ссылается на Законы Амурской области от 31.01.2005 г. N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Ответчик - МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" представил письменный отзыв, в котором поясняет, что из областного бюджета в 2007 г. было выделено 1224999 руб. 30 коп., в 2008 г. - денежные средства не выделялись, просит рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо - министерство финансов Амурской области представило суду отзыв, в котором поясняет, что в 2007 г. в соответствии с отчетом Бурейского района из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 22636 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 г. составляет 8239,8 тыс. руб.
Определением от 26.05.2008 дело назначено к судебному разбирательству.
Истец в судебном заседании настаивал на исковых требованиях.
Ответчики и третьи лица своих представителей в судебное заседание 24.06.2008 не направили.
В связи с тем, что о времени и месте рассмотрения дела ответчики и третьи лица были извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство было проведено в отсутствие их представителей.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации, по предоставлению органами государственной власти Амурской области социальной поддержки гражданам отдельных категорий, являющимся жителями области, урегулированы Законом Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Как предусмотрено п. 10 ч. 1 ст. 1 этого Закона одной из категорий граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, являются педагогические и руководящие работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). Согласно ст. 4 Закона указанным гражданам предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Аналогичные положения предусмотрены также Законом Амурской области от 31.01.2005 г. N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг".
Между ОАО "Амурэнерго" (правопредшественник истца, поименный как организация) и МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" (учреждение) был заключен договор N 95-20/06 от 16.03.2006 о возмещении в 2006 году выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий". В соответствии с указанным договором организация предоставляет скидку по оплате электрической энергии, предусмотренную Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ, педагогическим работникам и пенсионерам МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1", проживающим в Бурейском районе, и ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предъявляет учреждению счет на возмещение выпадающих доходов от предоставления указанных мер социальной поддержки с приложением списка граждан, получивших социальную поддержку за отчетный период (п. 2.1.1 и 2.1.3). Согласно п. 2.2.2 договора на учреждение была возложена обязанность ежемесячно перечислять организации денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления данных мер поддержки.
В связи с реорганизацией ОАО "Амурэнерго" 10.12.2007 сторонами было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, в котором в качестве организации назван правопреемник ОАО "Амурэнерго" - ОАО "Дальневосточная энергетическая компания". По условиям соглашения договор был также дополнен п. 5.2, устанавливающим, что договор считается продленным на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за месяц до окончания срока действия.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" согласно договора N 95-20/06 от 16.03.2006 предоставило педагогическим работникам МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" меры социальной поддержки по оплате электрической энергии в порядке и по нормам, установленным постановлением Губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005 на сумму 109766 руб. 11 коп.
Оплата МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" произведена в сумме 14966 руб. 98 коп.
На день рассмотрения дела в суде сумма задолженности составила 94799 руб. 13 коп.
Наличие и размер задолженности подтверждены представленными в материалы дела счетом N РАОО025075-1481 от 31.12.2007 (с приложением списка граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки), а также актом сверки взаиморасчетов N РАОО1481 от 03.01.2008, подписанным МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" без возражений.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Судом установлено, что на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2007 году было предусмотрено и выделено из бюджета Амурской области Бурейскому району 22636 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам - 14768, 5 тыс. руб., при этом сумма фактических затрат предприятий в 2007 году составила 25246, 9 тыс. руб., из них по педагогическим работникам - 16736, 9 тыс. руб. Полученные денежные средства частично были направлены на погашение кредиторской задолженности, сформировавшейся по состоянию на 01.01.2007 (в сумме 5569,1 тыс. руб., из них по педагогическим работникам в сумме 3616,9 тыс. руб.). Указанные обстоятельства подтверждаются отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Бурейскому району.
Доказательств тому, что в 2007 году в доход бюджета Амурской области из федерального бюджета поступили средства в объеме, обеспечивающем фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот спорной категории граждан, не представлено. Более того, сам ответчик Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области в представленном отзыве указывает на то, что в 2007 году денежные средства на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, из федерального бюджета в доход областного бюджета не передавались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Амурская область в лице министерства финансов Амурской области не имела возможности направлять средства на реализацию Закона РФ "Об образовании", поскольку средства на реализацию этого закона из федерального бюджета Амурской области не передавались. Средств, предусмотренных в бюджете Амурской области на 2007 г. и переданных бюджету Бурейского района, было недостаточно для реализации в полном объеме положений указанного закона.
В соответствии с п.п. 16 и 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, устанавливающих льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были представлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьями 16 и 1069 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской, Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации за счет соответственно казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу выпадающих доходов в сумме 94799 руб. 13 коп., связанных с предоставлением в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 льгот педагогическим работникам МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
В иске к МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" следует отказать.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 3343 руб. 97 коп. В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 180 АПК РФ суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" убытки в сумме 94799 руб. 13 коп., понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки в виде льгот по оплате электроэнергии за период с 01.01.2007 по 31.12.2007, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3343 руб. 97 коп.
В иске к МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 26 июня 2008 г. N А04-1425/08-6/52
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3792 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения официально опубликован не был