Решение Арбитражного суда Амурской области
от 2 июня 2008 г. N А04-1554/08-23/96
Арбитражный суд Амурской области, при участии: от истца: Мазеина О.В. по доверенности N 01-10/5551 от 24.12.2007; от ответчика: Братковская А.А. по доверенности N 13-10/501 от 15.08.2007, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление администрации города Благовещенска к министерству финансов Амурской области о взыскании 1012500 руб.,
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилась администрация города Благовещенска к министерству финансов Амурской области о взыскании 1012500 рублей, составляющих убытки, связанные с выплатой денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство образования и науки Амурской области.
Свои требования истец обосновывает тем, что в 2007 году администрацией города Благовещенска по судебным актам, на основании исполнительных листов от 14.06.2007 по делу 2-4139/2006 и от 24.05.2007 по делу 2-3516/06 платежными поручениями N 1940 от 03.10.2007 и N 2434 от 26.11.2007 были выплачены из городского бюджета муниципального образования города Благовещенска средства в размере 1012500 рублей на обеспечение жильем граждан (Беломестновой А.В., Черноморченко Е.В.) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ст.ст. 10, 11, 12, п. 2 ст. 132 Конституции РФ, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления" финансирование дополнительных гарантий (льгот) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями производится за счет казны Амурской области.
В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления", п. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Закона Амурской области от 30.03.2007 N 316-ОЗ) органы местного самоуправления, в том числе администрация г. Благовещенска, наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 6 БК РФ Правительство Амурской области должно перечислить администрации г. Благовещенска субвенции для исполнения переданных полномочий.
В городской бюджет муниципального образования г. Благовещенска средств из федерального или областного бюджета на обеспечение жильем сирот ни в 2007, ни в 2008 годах не поступало.
Истец обращался в Правительство Амурской области с просьбой о финансировании расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой в размере денежных средств, выплаченных администрацией г. Благовещенска Черноморченко Е.В. и Беломестновой А.В. по определениям Благовещенского городского суда об изменении способа исполнения решения суда в размере 1012500 рублей. Однако Правительство Амурской области отказало в удовлетворении просьбы, сославшись на невозможность перечисления из областного бюджета в бюджет муниципального образования г. Благовещенска указанных денежных средств, поскольку в Законе Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции закона Амурской области от 30.03.2007 N 316-ОЗ), средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Таким образом, перечисляя детям-сиротам, Черноморченко Е.В. и Беломестновой А.В., денежные средства по определениям Благовещенского городского суда об изменении способа исполнения решения суда об обязании предоставить жилое помещение, администрация г. Благовещенска понесла убытки в размере 1012500 рублей.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ истец просит взыскать с ответчика убытки, связанные с выплатой денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, в размере 1012500 рублей.
В судебном заседании 26.05.08 представитель истца настаивал на исковых требованиях в полном объеме.
В судебном заседании 26.05.08 представитель министерства финансов Амурской области с исковыми требованиями не согласился в полном объеме. В обоснование своих возражений на иск указал, что в соответствии с Законом Амурской области N 316-ОЗ от 30.03.2007 "О внесении изменений в Закон Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом Амурской области N 420-ОЗ от 13.11.2007 "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан, предусмотрены в размере 69973 тыс. руб., в том числе для города Благовещенска предусмотрено 23925 тыс. руб.
Законом Амурской области от 29.11.2007 N 426-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" городу Благовещенску вышеназванные субвенции предусмотрены в размере 11036 тыс. руб.
Постановлением губернатора области N 414 от 13.07.2007 утвержден порядок обеспечения жилой площадью вышеназванной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления по месту жительства лиц, признанных нуждающимися в жилье, направляют главному распорядителю средств областного бюджета - министерству образования и науки, установленные документы для выделения денежных средств из областного бюджета для приобретения жилого помещения. На основании направленных органом местного самоуправления документов министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для приобретения жилого помещения.
Представитель ответчика указал, что истцом не представлены документы, предусмотренные для получения средств из бюджета на приобретение жилья; пояснил, что ответчик не мог предоставить денежные средства, поскольку не знал о такой необходимости.
В судебное заседание 26.05.08 представитель третьего лица министерства образования и науки Амурской области не явился, письменного отзыва на иск не представил, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке ч. 5 ст. 156 АПК РФ в отсутствие третьего лица министерства образования и науки Амурской области.
Заслушав объяснения истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Вступившими в законную силу решениями от 02.11.06 и от 11.12.06 Благовещенский городской суд Амурской области обязал администрацию г. Благовещенска предоставить жилые помещения в г. Благовещенске жилой площадью не менее 18 кв. м. на каждого сиротам Черноморченко Екатерине Васильевне и Беломестновой Анне Владимировне.
Определениями Благовещенского городского суда от 24.05.07, 14.06.07 был изменен способ исполнения указанных решений: с администрации г. Благовещенска были взысканы денежные средства в следующих размерах: в отношении Черноморченко Е.В. - 684000 руб., Беломестновой А.В. - 328500 руб.
Таким образом, с администрации г. Благовещенска в пользу сирот Черноморченко Е.В., Беломестновой А.В. взысканы денежные средства на приобретение жилья в размере 1012500 руб. (684000 руб. + 328500 руб.)
Указанные судебные акты в отношении сирот Черноморченко Е.В., Беломестновой А.В. исполнены в полном объеме в общей сумме 1012500 руб., что подтверждается платежными поручениями N 1940 от 03.10.07 на сумму 328500 руб. и N 2434 от 26.11.07 684000 руб., всего на общую сумму 1012500 руб.
Суд считает, что ответственность по убыткам, возникшим у администрации г. Благовещенска в связи с выплатой денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области по следующим основаниям.
Статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на территории РФ, не имеющих закрепленного жилого помещения, на внеочередное предоставление жилого помещения органами исполнительной власти.
Согласно ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Таким образом, финансирование расходов, связанных с реализацией положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", должно производиться за счет казны субъекта РФ.
Поскольку истец произвел расходы, связанные с выплатами сиротам Черноморченко Е.В. и Беломестновой А.В. денежных средств на приобретение жилья на основании судебных актов у истца возникло право требовать возмещения понесенных расходов в размере 1012500 руб. от публично-правового образования Амурской области.
Судом установлено, что согласно Закону Амурской области "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 69973 тыс. руб., в том числе для города Благовещенска предусмотрено 23925 тыс. руб.
Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2008 год" предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан в размере 50000 тыс. руб., в том числе для города Благовещенска предусмотрено 11036 тыс. руб.
В соответствии со сводными сведениями об использовании средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 01.01.08 городу Благовещенску утверждено бюджетных ассигнований на отчетный год в сумме 23925 тыс. руб., фактически данные денежные средства не были выделены из областного бюджета.
Из сводных сведений об использовании средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 01.04.08 следует, что городу Благовещенску утверждено бюджетных ассигнований на отчетный год в сумме 11036 тыс. руб., фактически указанные денежные средства не были получены из областного бюджета.
Согласно бюджету Амурской области на 30.12.07 запланированные городу Благовещенску ассигнования в сумме 23925000 руб. не были профинансированы.
В соответствии с письмом N 02-09/115 от 07.03.08, подписанным начальником финансового управления администрации г. Благовещенска Степаненко О.В. и направленным начальнику правового управления администрации г. Благовещенска Сопиной Т.Н., денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного помещения, в 2007 году и по состоянию на 07.03.08 из областного бюджета не поступали.
Таким образом, в 2007 году денежные средства из областного бюджета на финансирование льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями городу Благовещенску не выделялись.
В целях приобретения недвижимого имущества - жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья заказчиком Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска в газете "Благовещенск" N 33 (919) за 17-24 августа 2007 года и N 9 (947) за 29 февраля - 6 марта 2008 года опубликованы извещения о проведении открытого конкурса на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Из протоколов N 5 от 24.09.07 и N 1/2008 от 03.04.08 заседаний конкурсной комиссии по размещению муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд по предмету муниципального контракта: приобретение недвижимого имущества - жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, следует, что конкурсы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе.
Как следует из извещения о проведении конкурса, опубликованном в газете "Благовещенск" N 33 (919) за 17-24 августа 2007 года, предметом муниципального заказа являлось благоустроенное жилое помещение в г. Благовещенске площадью не менее 18 кв.м. с ценой одного квадратного метра жилого помещения не более 20450 руб. и начальной (максимальной) ценой контракта 368100 руб.
Согласно протоколу N 1/2008 от 03.04.08 предметом муниципального заказа являлось благоустроенное жилое помещение в г. Благовещенске площадью не менее 18 кв.м. с ценой одного квадратного метра жилого помещения не более 21900 руб. и начальной (максимальной) ценой контракта 394200 руб.
Как пояснил представитель истца, причиной отсутствия заявок на участие в конкурсах является гораздо более высокая сложившаяся рыночная цена за 1 кв. м. в областном центре городе Благовещенске по сравнению с ценой одного квадратного метра благоустроенного жилого помещения, указанной в характеристике предмета муниципального заказа, а также по сравнению со сложившимися ценами одного квадратного метра благоустроенного жилого помещения по Амурской области.
При возложении ответственности по возмещению убытков на Амурскую область в лице министерства финансов Амурской области суд исходит из того, что согласно п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.06 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку с 01.01.05 финансирование льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями являются расходными полномочиями субъекта РФ - Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, Амурской областью государственные полномочия по предоставлению указанных льгот администрации г. Благовещенска не передавались и не было произведено финансирование указанных льгот, ответственность за причинение убытков перед истцом несет Амурская область в лице министерства финансов Амурской области.
На основании изложенного суд находит исковые требования к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области о взыскании за счет средств казны Амурской области в пользу администрации г. Благовещенска убытков, понесенных в связи с выплатой денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам по ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в размере 1012500 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом не приняты возражения ответчика о том, что истцом не представлены документы, предусмотренные для получения средств из бюджета на приобретение жилья, а также о том, что ответчик не мог предоставить денежные средства, поскольку не знал о такой необходимости в связи со следующим.
Согласно ответу N 01-27-497/10367 от 20.02.08, подписанному заместителем председателя Правительства Амурской области Калитой В.С. и направленному мэру г. Благовещенска Мигуле А.А., на обращение о перечислении в досудебном порядке денежных средств из областного бюджета в бюджет г. Благовещенска в размере 1012500 руб. Правительство Амурской области отказало в перечислении денежных средств вследствие невозможности их перечисления, поскольку в соответствии с Законом Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Истцом приняты меры по проведению открытого конкурса на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Между тем, администрация г. Благовещенска не смогла реализовать свое право на получение субсидий, поскольку по г. Благовещенску сложились высокие цены на жилые помещения.
Общая сумма исковых требований составила 1012500 руб. Госпошлина с указанной суммы составляет 16562 руб. 50 коп.
При подаче иска в суд истцу была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по данному иску подлежит отнесению на ответчика Амурскую область в лице министерства финансов Амурской области.
Суд, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 АПК РФ,
решил:
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу администрации г. Благовещенска убытки, связанные с выплатой средств на приобретение жилья детям-сиротам, в размере 1012500 руб.
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 16562 руб. 50 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 2 июня 2008 г. N А04-1554/08-23/96
Текст решения официально опубликован не был