В силу п.4 ст.48 Закона Амурской области от 17.09.2003 N 239-ОЗ "Избирательный кодекс Амурской области" (в редакции от 26.09.08 N 106-ОЗ) в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия председателя следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия председателя следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов).
В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов).
В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, при даче соответствующего согласия председатель следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель следственного органа следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
Кроме того, названный закон области предусмотрел в п. 11 ст. 107, что в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.
Указанные нормы Закона области N 239-ОЗ, в части установления полномочий и порядка деятельности прокуратуры Российской Федерации, осуществления правосудия и судопроизводства, в том числе особые условия привлечения к уголовной и административной ответственности, приняты с превышением полномочий.
Согласно пунктов "г" и "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, установление судебной власти, порядка их организации и деятельности, судоустройство находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории Российской федерации.
Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 22.07.2008 N 149-ФЗ) в п.4 ст.41 предусмотрено, что решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
Кроме того, п. 11 ст.75 Федерального закона N 67-ФЗ регламентирует, что суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.
Поскольку приведенные выше нормы Федерального закона N 67-ФЗ приняты по предмету исключительного ведения Российской Федерации и имеют, прямое действие, в том числе на территории Амурской области, представительный орган области не вправе принимать закон по этим же вопросам. Подобное воспроизведение норм федерального законодательства является вмешательством в решение вопросов, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации. Аналогичная позиция отражена Верховным Судом РФ по конкретному делу (определение от 21.12.2005 N 44-Г05-33), а также в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Кроме того, Конституционный Суд РФ в пункте 2 определения от 07.12.2005 N 342-О указал, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе по собственной воле вторгаться в сферу ведения Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Выявленное нарушение федерального законодательства влечет нарушение права Российской Федерации на обеспечение единого правового пространства, нарушает интересы Российской Федерации в сфере правоприменения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.23 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Отменить п.4 ст.48 и п. 11 ст. 107 Закона Амурской области от 17.09.2003 N 239-ОЗ "Избирательный кодекс Амурской области" (в редакции от 26.09.08 N 106-ОЗ), как принятые с превышением полномочий.
2. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Законодательного Собрания Амурской области, о дне проведения которого необходимо уведомить прокурора области.
3. О результатах рассмотрения протеста необходимо незамедлительно сообщить прокурору области в письменной форме.
И.о. прокурора области |
А.В. Щербаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Амурской области от 18 ноября 2008 г. N 7-09/38-08 "На п.4 ст.48 и п. 11 ст. 107 Закона Амурской области от 17.09.2003 N 239-ОЗ "Избирательный кодекс Амурской области"
Текст протеста официально опубликован не был