В соответствии с п.6 ст.9.1 Закона Амурской области от 06.12.2002 N 153-ОЗ "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Амурской области" (далее Закон области N 153-ОЗ) на органы местного самоуправления муниципальных образований, наделенных полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, возложена обязанность сообщать в государственные органы и учреждения в порядке и сроки, предусмотренные законодательством, сведения, в том числе о внесении изменений в актовые записи.
Кроме того, ст. 12 Закона области N 153-ОЗ предусмотрено, что контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления муниципальных образований полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляет уполномоченный орган в следующих формах: проведение комплексных и выборочных проверок, в том числе по жалобам населения, деятельности органов местного самоуправления области по исполнению переданных им государственных полномочий; получение документов и иной информации по вопросам реализации переданных государственных полномочий.
В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния уполномоченный орган вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Перечисленные нормы названного закона области не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.
Гражданское законодательство, которым регулируется институт актов гражданского состояния, находится в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Именно в гражданском законодательстве содержатся общеустанавливающие нормы об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния, о порядке регистрации этих актов, порядке изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, а также исчерпывающий перечень актов гражданского состояния -рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина, которые требуют обязательной регистрации (п.1 ст.47 ГК РФ).
В силу п.4 ст.47 ГК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее Федеральный закон N 143-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В соответствии с ч.2 ст.9 Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти.
Федеральным законом N 143-ФЗ органы местного самоуправления не наделены полномочиями по внесению изменений в актовые записи.
Кроме того, в Законе области N 153-ОЗ имеется внутреннее противоречие - ч.2 ст.9 закона не согласуется с п.6 ст.9.1.
В статье 12 Закона области N 153-ОЗ с превышением полномочий закреплены положения надзорного характера, так как указанные полномочия предоставлены федеральному органу исполнительной власти и законом субъекта устанавливаться не могут.
В силу абзаца 5 пункта 4 ст.4 Федерального закона N 143-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния: координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение; осуществляет контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния; осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В Законе области N 153-ОЗ названные функции с превышением полномочий предоставлены уполномоченному органу - исполнительному органу государственной власти Амурской области, осуществляющему исполнительно-распорядительную деятельность по организации государственной регистрации актов гражданского состояния.
Федеральным законом N 143-ОЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены только полномочиями по осуществлению контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния (абз.3 ч.2 ст.4).
Кроме того, в нарушение п.8 ст.4 Федерального закона N 143-ФЗ в названном законе области не определен орган государственной власти области, на который возлагается осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в случае их изъятия у органов местного самоуправления, в связи с ненадлежащим осуществлением переданных полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Выявленное нарушение федерального законодательства влечет нарушение права Российской Федерации на обеспечение единого правового пространства, нарушает интересы Российской Федерации в сфере правоприменения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.23 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Отменить п.6 ст.9.1 Закона области N 153, в части возложения на органы местного самоуправления муниципальных образований, наделенных полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, обязанности внесения изменений в актовые записи и сообщения о них в государственные органы и учреждения, а также ст.12 Закона области N 153-ОЗ в части наделения надзорными функциями органы государственной власти области
2. Принять меры к устранению нарушения п.8 ст.4 Федерального закона N 143-ФЗ, в части не определения органа государственной власти области, на который возлагается осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в случае их изъятия у органов местного самоуправления, в связи с ненадлежащим осуществлением переданных полномочий.
3. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Законодательного Собрания Амурской области, о дне проведения которого необходимо уведомить прокурора области.
4. О результатах рассмотрения протеста необходимо незамедлительно сообщить прокурору области в письменной форме.
И.о. прокурора области |
В.Е.Бословяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Амурской области от 1 декабря 2008 г. N 7-09/41-08 "На п. 6 ст. 9.1 и ст. 12 Закона Амурской области от 06.12.2002 N 153-ОЗ "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Амурской области"
Текст протеста официально опубликован не был