Губернатором области принято постановление от 26.02.2009 N 80 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории Амурской области в 2009 году" (далее - постановление губернатора), отдельные нормы которого противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с абз. 5 и 8 п. 2 постановления губернатора, ответственность за организацию тушения лесных пожаров в лесах на землях лесного фонда и землях иных категорий, предоставленных гражданам и юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы в пользование возложена на граждан и руководителей соответствующих юридических лиц; на землях сельскохозяйственного назначения и оленьих пастбищах - на руководителей соответствующих сельскохозяйственных организаций.
Однако ст.ст. 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень обязанностей граждан и руководителей организаций, которые не возлагают на указанных лиц обязанности по организации тушения пожаров.
Законодательством предусмотрено два исключительных случая исполнения указанных обязанностей:
1) арендаторы лесных участков в соответствии с требованиями ст. 53 Лесного кодекса РФ и пп. "Е" п. 11 "Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, обязаны в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке обеспечивать тушение;
2) в соответствии с п. 13 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны тушить лесные пожары, возникшие по их вине.
Однако в постановлении губернатора соответствующих исключений не установлено.
В соответствии с абз.4 п. 5 постановления губернатора, на лесопользователей, независимо от организационно-правовой формы, возложены обязанности по обеспечению сбора и ежедневной передачи соответствующим подведомственным учреждениям Управления лесного хозяйства области и органам местного самоуправления сведений обо всех возникающих и действующих на арендуемых территориях лесных пожарах, о количестве работников, технических средств, участвующих в тушении и необходимых мерах по ликвидации данных пожаров.
Однако действующим федеральным законодательством, нормы которого приведены выше, на лесопользователей возложены обязанности оповещать органы государственной власти и местного самоуправления только о самих фактах возникновения пожаров.
В соответствии с абз. 2 п. 11 постановления губернатора, организациям, осуществляющим геологическое изучение, поиск, разведку, независимо от организационно-правовой формы, а также филиалу "Амурлеспроект" ФГУП "Рослесинфорг" предписано не допускать проведения полевых и изыскательских работ в пожароопасный сезон без получения от Управления лесного хозяйства области разрешения на их производство.
Указанная норма противоречит требованиям федерального законодательства в сфере недропользования и лесопользования, которым введение таких ограничений не предусмотрено и незаконно ограничивает деятельность хозяйствующих субъектов, которыми разрешение (лицензия) на осуществление недропользования выдано в установленном законом порядке. Действие на территории области незаконного нормативного правового акта высшего должностного лица органа исполнительной власти нарушает единое правовое пространство Российской Федерации и Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ" (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ),
требую:
1. Привести нормы абз. 5 и 8 п.2 и абз.4 п.5 постановления губернатора области от 26.02.2009 N 80 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории Амурской области в 2009 году" в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере лесопользования;
2. Отменить абз.2 п. 11 постановления губернатора области от 26.02.2009 N 80 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории Амурской области в 2009 году" как незаконный.
Настоящий протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней с момента его поступления, с обязательным участием прокурора. О результатах рассмотрения прокурор области должен быть уведомлен в письменной форме.
Прокурор области |
Н.Л. Пилипчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Амурской области от 30 марта 2009 г. N 1-09/1-09 "На абз. 5 и 8 п.2, абз.4 п.5 и абз.2 п.11 постановления губернатора области от 26.02.2009 N 80 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории Амурской области в 2009 году"
Текст протеста официально опубликован не был