Прокуратурой Амурской области проверен Закон Амурской области от 20.04.2003 N 208-ОЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Амурской области" - далее Закон области и установлено, что отдельные его нормы подлежат отмене или приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства, по следующим основаниям.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "29.04.2003"
Как следует из абз.2 ч.1 ст.5 Закона области, органы местного самоуправления районов и городов областного значения для обеспечения прав коренных малочисленных народов регламентируют на основании законодательства Российской Федерации и законов области вопросы организации территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов с учетом местных условий.
Однако, как следует из норм ч. 1 ст.4 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", законодательство РФ об общинах малочисленных народов состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления не вправе принимать правовые акты по вопросам деятельности общин коренных малочисленных народов.
Регламентировать - значит, подчинять какую-либо деятельность точно установленным правилам, регулирующим и узаконивающим ее. В рассматриваемой ситуации подразумевается предоставление органам местного самоуправления полномочий по регламентированию вопросов организации территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов посредством принятия соответствующих правовых актов, что противоречит требованиям федерального законодательства.
В соответствии с абз.3 ч.1 ст. 5 Закона области, органы местного самоуправления районов и городов областного значения для обеспечения прав коренных малочисленных народов согласовывают выделение участков земель в пределах районов и городов областного значения под территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.
Однако, как следует из норм ст.7 Федерального Закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", образование территорий традиционного природопользования регионального значения осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Согласно ст. 8 этого же Закона образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Таким образом, при решении вопроса об образовании территории традиционного природопользования областного значения согласование органов местного самоуправления не требуется, при решении вопроса об образовании территории традиционного природопользования местного значения органы местного самоуправления не согласовывают указанный вопрос, а непосредственно решают его путем принятия соответствующих правовых актов.
Согласно абз.4 ч.1 ст. 5 Закона области, органы местного самоуправления районов и городов областного значения для обеспечения прав коренных малочисленных народов выходят в органы государственной власти области с предложениями о включении участков территории муниципального образования в перечень районов проживания коренных малочисленных народов.
Однако, как следует из норм п.1. ст.1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", единый перечень коренных малочисленных народов РФ утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы.
Аналогичные нормы содержатся в преамбуле к постановлению Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации", согласно которой Правительством РФ утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, подготовленный Министерством по делам федерации и национальностей РФ на основании предложений органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых эти народы проживают. Изменения и дополнения в Единый перечень вносятся Правительством РФ по предложению Министерства по делам федерации и национальностей РФ на основании представлений органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы РФ.
Таким образом, органы местного самоуправления не обладают правом внесения в органы государственной власти области предложений о включении участков территории муниципального образования в перечень районов проживания коренных малочисленных народов, а органы государственной власти области не наделены полномочиями включать указанные участки в перечень районов проживания коренных малочисленных народов.
В соответствии с абз.1 ч.2 ст. 11 Закона области, коренные малочисленные народы, в целях сохранения и развития традиционных форм хозяйствования, природопользования и промыслов, имеют право на участие в процессе распоряжения природными ресурсами в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, путем согласования органами местного самоуправления районов проживания коренных малочисленных народов соответствующих проектов решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления районов и городов областного значения.
Указанной нормой органам местного самоуправления районов проживания коренных малочисленных народов предоставлено право на согласование проектов решений органов государственной власти и органов местного самоуправления районов и городов областного значения, что противоречит требованиям федерального законодательства.
Анализ нормы также позволяет сделать вывод о нарушении правил юридической техники и лингвистики при ее принятии, так как реализация коренными малочисленными народами права на участие в процессе распоряжения природными ресурсами в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности, обусловлена действиями органов местного самоуправления районов проживания коренных малочисленных народов, предпринятыми в отношении решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления районов и городов областного значения.
Согласно абз.2 ч.2 ст. 11 Закона области, коренные малочисленные народы в целях сохранения и развития традиционных форм хозяйствования, природопользования и промыслов имеют право на безвозмездное владение и пользование в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятий традиционными промыслами.
Однако, действующим федеральным законодательством не предусмотрено право коренных малочисленных народов на безвозмездное владение землями.
Действие на территории области незаконного нормативного правового акта органа государственной власти нарушает единое правовое пространство Российской Федерации и Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ",
требую:
Отменить абз.2-4 ч.1 ст.5, абз.1 ч.2 ст.11 Закона Амурской области от 20.04.2003 N 208-ОЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Амурской области", как противоречащие требованиям федерального законодательства.
Привести нормы абз.2 ч.2 ст. 11 Закона Амурской области от 20.04.2003 N 208-ОЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Амурской области" в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Настоящий протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании законодательного органа Амурской области, о дне проведения которого необходимо уведомить прокурора области.
О результатах рассмотрения протеста необходимо незамедлительно сообщить прокурору области в письменной форме.
И.о. прокурора области |
А.В. Щербаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Амурской области от 17 ноября 2008 г. N 7-09/37-08 "На абз. 2-4 ч.1 ст.5, абз.1 и 2 ч.2 ст.11 Закона Амурской области от 20.04.2003 N 208-ОЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Амурской области"
Текст протеста официально опубликован не был