Протест Прокурора Амурской области
от 20 ноября 2008 г. N 1-09/40-08
"На п.п. 2.2.11. "Положения о государственном природном
зоологическом заказнике областного значения "Желундинский"
(приложение N 10), п.п. 1.2, 2.1-2.5, 3.1- 3.3, 5.2. "Положения
о государственном ботаническом заказнике областного значения
"Имангра" (приложение N 24), п.п. 1.2, 2.1, 3.1 - 3.3. "Положения
о государственном ботаническом заказнике областного значения
"Урочище "Иркун" (приложение N 25), п.п. 1.2, 2.1- 2.3, 3.1-3.3.
"Положения о государственном ботаническом заказнике
областного значения "Мальмальта" (приложение N 26),
п.п. 1.2,2.1-2.5, 3.1- 3.3, 5.2. "Положения о государственном
ботаническом заказнике областного значения "Олекминский"
(приложение N 27), п.п. 3.2. и 3.3. "Положения о государственном
ботаническом заказнике областного значения "Смирновский"
(приложение N 28), п.п. 1.2, 2.1- 2.3, 3.1- 3.3. "Положения
о государственном ботаническом заказнике областного значения
"Улэгир" (приложение N 29), утвержденных постановлением
Губернатора области от 24.04.2006 N 200"
Губернатором Амурской области принято постановление от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения (далее постановление Губернатора N 200), отдельные нормы которого (в ред. постановлений Губернатора области от 15.06.2006 N 311, от 11.09.2007 N 526 и от 03.12.2007 N 661) подлежат отмене или приведению в соответствие с требованиями действующего федерального и регионального законодательства по следующим основаниям.
Как следует из п.п. 1.2, 2.1, 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200, государственный ботанический заказник создан с целью сохранения и восстановления ценных в экологическом, научном, природоохранном отношениях природных комплексов естественного происхождения, ресурсов растительного и животного мира, редких и исчезающих видов животных и растений и их генофонда, а также дальнейшего развития системы особо охраняемых территорий Амурской области. К его основным задачам отнесено восстановление в местах, слабо затронутых хозяйственной деятельностью, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях биоценозов, а также редких и исчезающих видов растений и животных; сохранение среды обитания с оптимальными экологическими условиями для жизнедеятельности охраняемых видов животных, растений, рыб, насекомых. Охрана территории и надзор за соблюдением режима заказника осуществляются егерями заказника под руководством департамента АПК. Егерь заказника выполняет необходимые природоохранные и воспроизводственные мероприятия, ведет разъяснительную и иную работу среди населения по природоохранной деятельности, выполняет работы, предусмотренные должностными инструкциями, следит за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, а при возникновении пожаров принимает меры по их ликвидации. Добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовству, производится по разрешению и при согласовании с департаментом АПК.
Однако, в соответствии с п.п. "Б" ч.4 ст.22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Ботаника - наука о растениях, зоология - наука, изучающая животный мир, егерь - это работник охотничьего хозяйства или заказника, в ведении которого находится охота и охрана угодий и обитающих в них животных. Следовательно, ботанические государственные природные заказники создаются для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений, а зоологические государственные природные заказники - для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных; при этом егеря могут исполнять свои должностные обязанности только в зоологических государственных природных заказниках.
Согласно п.п. 2.2 - 2.4. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200, в заказнике разрешаются геолого-съемочные, геолого-поисковые и поисково-оценочные работы; ограничивается добыча полезных ископаемых и запрещается добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Однако, в соответствии с законодательством о недропользовании, добыча полезных ископаемых включает в себя в том числе, геологосъемочные, геолого-поисковые и поисково-оценочные работы, а перечень полезных ископаемых включает в себя, в том числе, общераспространенные полезные ископаемые.
Таким образом, п.п. 2.2-2.4. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200 содержат взаимоисключающие нормы.
Как следует из п. 2.5. и 5.2. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200, территория и режим заказника в обязательном порядке учитываются при разработке территориальных комплексных схем и схем землеустройства, охотустройства, лесоустройства и районной планировки. Планы размещения на территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий должны быть согласованы в обязательном порядке с департаментом АПК и областной ассоциацией коренных народов Севера. Ликвидация заказника "Имангра" в случае необходимости может быть произведена администрацией Амурской области по представлению департамента АПК и по согласованию с органами местного самоуправления и областной ассоциацией народов Севера.
Однако действующим федеральным законодательством не предусмотрено согласование коренными малочисленными народами Севера или их представителями вопросов деятельности или ликвидации государственных природных заказников. По правилам ч.1 ст.1 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации", для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, образуются территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые являются особо охраняемыми природными территориями, однако имеют иной правовой статус и порядок образования, нежели государственные природные заказники, их деятельность регулируются иными правоотношениями.
В соответствии с п.п. 1.2, 2.1, 3.1- 3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Урочище "Иркун" (приложение N 25), утвержденного постановлением Губернатора N 200, государственный ботанический заказник "Урочище "Иркун" создан с целью сохранения и восстановления ценных в экологическом, научном, природоохранном отношениях природных комплексов, ресурсов растительного и животного мира, редких и исчезающих видов животных и растений и их генофонда, а также дальнейшего развития системы особо охраняемых территорий Амурской области. Основными задачами заказника являются восстановление в местах, слабо затронутых хозяйственной деятельностью, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях биоценозов, а также редких и исчезающих видов растений и животных; сохранение среды обитания с оптимальными экологическими условиями для жизнедеятельности охраняемых видов животных, растений, рыб, насекомых. Охрана территории заказника и надзор за соблюдением режима заказника осуществляются егерями заказника под руководством департамента АПК. Егерь заказника выполняет необходимые природоохранные и воспроизводственные мероприятия, ведет разъяснительную работу среди населения по природоохранной деятельности, выполняет работы, предусмотренные должностными инструкциями, следит за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, а при возникновении пожаров принимает меры по их ликвидации. Добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, производится по разрешению и при согласовании с департаментом АПК.
Указанные нормы противоречат федеральному законодательству по основаниям, вышеизложенным в обоснование незаконности п.п.1.2, 2.1, 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200.
Согласно п.п. 1.2, 2.1, 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Мальмальта" (приложение N 26), утвержденному постановлением Губернатора N 200, государственный ботанический заказник создан с целью сохранения и восстановления ценных в экологическом, научном, природоохранном отношениях природных комплексов, ресурсов растительного и животного мира, редких и исчезающих видов животных и растений и их генофонда, а также дальнейшего развития системы особо охраняемых территорий Амурской области. Основными задачами заказника являются восстановление в местах, слабо затронутых хозяйственной деятельностью, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях биоценозов, а также редких и исчезающих видов растений и животных; сохранение среды обитания с оптимальными экологическими условиями для жизнедеятельности охраняемых видов животных, растений, рыб, насекомых. Охрана территории заказника и надзор за соблюдением режима заказника осуществляются егерями заказника под руководством департамента АПК. Егерь заказника выполняет необходимые природоохранные и воспроизводственные мероприятия, ведет разъяснительную работу среди населения по природоохранной деятельности, выполняет работы, предусмотренные должностными инструкция-ми, следит за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, а при возникновении пожаров принимает меры по их ликвидации. Добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, производится по разрешению и при согласовании с департаментом АПК.
Указанные нормы противоречат федеральному законодательству по основаниям, вышеизложенным в обоснование незаконности п.п.1.2, 2.1, 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200.
Кроме того, согласно п.п.2.2. и 2.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Мальмальта" (приложение N 26), утвержденному постановлением Губернатора N 200, на территории заказника разрешаются геолого-съемочные, геолого-поисковые и поисково-оценочные работы и запрещается добыча общераспространенных полезных ископаемых и стройматериалов, что противоречит федеральному законодательству по основаниям, вышеизложенным в обоснование незаконности п.п.2.2 - 2.4. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200.
Как следует из п.п. 1.2, 2.1, 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Олекминский" (приложение N 27), утвержденного постановлением Губернатора N 200, государственный ботанический заказник создан с целью сохранения и восстановления наиболее ценных в экологическом, научном, природоохранном отношениях природных комплексов, ресурсов растительного и животного мира, редких и исчезающих видов животных и растений и их генофонда, обеспечения экологической безопасности в местах проживания коренных малочисленных народов Севера области, а также дальнейшего развития системы особо охраняемых территорий Амурской области. Основными задачами заказника являются восстановление в местах, слабо затронутых хозяйственной деятельностью, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях биоценозов, а также редких и исчезающих видов растений и животных; сохранение среды обитания с оптимальными экологическими условиями для жизнедеятельности охраняемых видов животных, растений, рыб, насекомых. Охрана территории заказника и надзор за соблюдением режима заказника осуществляются егерями заказника под руководством департамента АПК. Егерь заказника выполняет необходимые природоохранные" и воспроизводственные мероприятия, ведет разъяснительную и иную работу среди населения по природоохранной деятельности, выполняет работы, предусмотренные должностными инструкциями, следит за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, а при возникновении пожаров принимает меры по их ликвидации. Добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, производится по разрешению и при согласовании с департаментом АПК.
Указанные нормы противоречат федеральному законодательству по основаниям, вышеизложенным в обоснование незаконности п.п.1.2, 2.1, 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200.
Согласно п.п. 2.2-2.4. Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Олекминский" (приложение N 27), утвержденного постановлением Губернатора N 200, на территории заказника разрешаются геолого-съемочные, геолого-поисковые и поисково-оценочные работы; ограничивается добыча полезных ископаемых и запрещается добыча общераспространенных полезных ископаемых, что противоречит федеральному законодательству по основаниям, вышеизложенным в обоснование незаконности п.п.2.2 - 2.4. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200.
В соответствии с п.п. 2.5. и 5.2. Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Олекминский" (приложение N 27), утвержденного постановлением Губернатора N 200, территория и режим заказника в обязательном порядке учитываются при разработке территориальных комплексных схем и схем землеустройства, охотустройства, лесоустройства и районной планировки. Планы размещения на территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий должны быть согласованы в обязательном порядке с департаментом АПК и областной ассоциацией коренных народов Севера. Ликвидация заказника "Олекминский" в случае необходимости может быть произведена администрацией Амурской области по представлению департамента АПК и по согласованию с органами местного самоуправления и областной ассоциацией народов Севера.
Указанные нормы противоречат федеральному законодательству по основаниям, вышеизложенным в обоснование незаконности п.п. 2.5. и 5.2. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200.
Как следует из п.п. 3.2. и 3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Смирновский" (приложение N 28), утвержденного постановлением Губернатора N 200, охрана территории заказника и надзор за соблюдением режима заказника осуществляются егерями заказника под руководством департамента АПК. Добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, производится по разрешению и при согласовании с департаментом АПК, что противоречит федеральному законодательству по основаниям, вышеизложенным в обоснование незаконности п.п. 1.2, 2.1, 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200.
Как следует из п.п. 1.2, 2.1, 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Улэгир" (приложение N 29), утвержденного постановлением Губернатора N 200, государственный ботанический заказник создан с целью сохранения и восстановления ценных в экологическом, научном, природоохранном отношениях природных комплексов, ресурсов растительного и животного мира, редких и исчезающих видов животных и растений и их генофонда, а также дальнейшего развития системы особо охраняемых территорий Амурской области. Основными задачами заказника являются восстановление в местах, слабо затронутых хозяйственной деятельностью, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях биоценозов, а также редких и исчезающих видов растений и животных; сохранение среды обитания с оптимальными экологическими условиями для жизнедеятельности охраняемых видов животных, растений, рыб, насекомых. Охрана территории заказника и надзор за соблюдением режима заказника осуществляются егерями заказника под руководством департамента АПК. Егерь заказника выполняет необходимые природоохранные и воспроизводственные мероприятия, ведет разъяснительную работу среди населения по природоохранной деятельности, выполняет работы, предусмотренные должностными инструкциями, следит за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, а при возникновении пожаров принимает меры по их ликвидации. Добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, проводится по разрешению и при согласовании с департаментом АПК.
Указанные нормы противоречат федеральному законодательству по основаниям, вышеизложенным в обоснование незаконности п.п.1.2, 2.1, 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200.
В соответствии с п.п. 2.2. и 2.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Улэгир" (приложение N 29), утвержденного постановлением Губернатора N 200, на территории заказника разрешаются геолого-съемочные, геолого-поисковые и поисково-оценочные работы и запрещается добыча общераспространенных полезных ископаемых, что противоречит федеральному законодательству по основаниям, вышеизложенным в обоснование, незаконности п.п.2.2 - 2.4. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора N 200.
Кроме того, по тексту постановления Губернатора N 200 словосочетание "министерство сельского хозяйства Амурской области" подлежит замене на словосочетание "Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области", так как с принятием постановления Губернатора области от 10.07.2008 N 291 "Об утверждении положения об Управлении по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области", полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, из ведения министерства сельского хозяйства области переданы в ведение вышеуказанного Управления.
Замене по тексту постановления Губернатора N 200 подлежит также словосочетание "Администрация Амурской области", так как согласно ст. 45 Устава (Основного Закона области), принятого Законом Амурской области от 13.12.95 N 40-ОЗ (в ред. Закона области от 21.09.07 N 389-ОЗ), высшим исполнительным органом государственной власти области в настоящее время является Правительство области.
Как следует из п.п.2.2.11. "Положения о государственном природном зоологическом заказнике областного значения "Желундинский" (приложение N 10 к постановлению Губернатора N 200), на территории Желундинского заказника запрещаются строительство зданий и сооружений, дорог, трубопроводов, ЛЭП и прочих коммуникаций без согласования с Амурохотуправлением.
Однако в настоящее время Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Амурской области (Амурохотуправление) не существует, реорганизовано, его полномочия переданы частично Управлению Россельхознадзора по Амурской области, частично вышеуказанному Управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области.
Действие на территории области незаконного нормативного правового акта органа исполнительной власти нарушает единое правовое пространство Российской Федерации и Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ",
требую:
1. Отменить:
- п.п. 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения";
- п.п. 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Урочище "Иркун" (приложение N 25), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения";
- п.п. 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Мальмальта" (приложение N 26), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения";
- п.п. 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Олекминский" (приложение N 27), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения";
- п.п. 3.2. и 3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Смирновский" (приложение N 28), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения";
- п.п. 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Улэгир" (приложение N 29), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения".
2. Привести в соответствие с нормами федерального и регионального законодательства:
- п.п. 2.2.11. "Положения о государственном природном зоологическом заказнике областного значения "Желундинский" (приложение N 10), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения";
- п.п. 1.2, 2.1, 2.2-2.5, 5.2. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения";
- п.п. 1.2. и 2.1. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Урочище "Иркун" (приложение N 25), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения";
- п.п. 1.2, 2.1, 2.2. и 2.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Мальмальта" (приложение N 26), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения";
- п.п. 1.2, 2.1, 2.2-2.5, 5.2. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Олекминский" (приложение N 27), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения";
- п.п. 1.2, 2.1-2.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Улэгир" (приложение N 29), утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения".
3. Заменить по тексту постановления Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения", словосочетание "министерство сельского хозяйства Амурской области" на словосочетание "Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области".
4. Заменить по тексту постановления Губернатора Амурской области от 24.04.2006 N 200 "О государственных природных заказниках областного значения" словосочетание "Администрация Амурской области" на словосочетание "Правительство Амурской области".
Настоящий протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней с момента его поступления, с обязательным участием прокурора. О результатах рассмотрения прокурор области должен быть уведомлен в письменной форме.
И.о. прокурора области |
А.В. Щербаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Амурской области от 20 ноября 2008 г. N 1-09/40-08 "На п.п. 2.2.11. "Положения о государственном природном зоологическом заказнике областного значения "Желундинский" (приложение N 10), п.п. 1.2, 2.1-2.5, 3.1- 3.3, 5.2. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Имангра" (приложение N 24), п.п. 1.2, 2.1, 3.1 - 3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Урочище "Иркун" (приложение N 25), п.п. 1.2, 2.1- 2.3, 3.1-3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Мальмальта" (приложение N 26), п.п. 1.2,2.1-2.5, 3.1- 3.3, 5.2. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Олекминский" (приложение N 27), п.п. 3.2. и 3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Смирновский" (приложение N 28), п.п. 1.2, 2.1- 2.3, 3.1- 3.3. "Положения о государственном ботаническом заказнике областного значения "Улэгир" (приложение N 29), утвержденных постановлением Губернатора области от 24.04.2006 N 200"
Текст протеста официально опубликован не был