Решение Арбитражного суда Амурской области
от 16 февраля 2009 г. N А04-9034/2008
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя - Шахрай В.А. - доверенность N ДЭК-20-15/2005 Д от 01.01.2009 г., от ответчика - Теркулецкая И.В. - доверенность. от N 09-21/19 от 22.01.2009, от ГОУ НПО Амурской области "ПУ N 18": Тепляков П.С. - доверенность от 01.02.2009 г, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 20896 руб. 95 коп.
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" (далее - ОАО "ДЭК") с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 20896 руб. 95 коп., составляющих убытки, понесенные в результате предоставления мер социальной поддержки по договору N 21-08/07 от 09.07.2007 г. по оплате электроэнергии педагогическим работникам Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Амурской области "Профессиональное училище N 18" (далее ГОУ НПОПУ N 18, училище).
Определением суда от 30.12.2008 г. в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ГОУ НПОПУ N 18; министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Тамбовского района, министерство образования и науки Амурской области (далее минобрнауки Амурской области).
Исковые требования обоснованы тем, что 09.07.2007 г. между истцом и ГОУ НПОПУ N 18 был заключен договор N 21-08/07 "На компенсацию в 2007 году выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержке по оплате электроэнергии" согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Поскольку до настоящего времени ОАО "ДЭК" не возмещены затраты по предоставленным льготам в сумме 20 896 руб. 95 коп., истец на основании ст.ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать сумму причиненных убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.
В предварительном судебном заседании 27.01.2009 представитель истца пояснил, что согласно счету N БЭОО002629 от 29.02.2008, льготы по оплате электроэнергии были предоставлены педагогическим работникам как работающим на сумму 22 558 руб. 19 коп., так и пенсионерам на сумму 271 руб. 20 коп. Предмет иска по настоящему делу составляют убытки по предоставленным льготам работающим педагогическим работникам, которые с учетом частичной оплаты составили 20896 руб. 95 коп. Задолженность по предоставленным льготам пенсионерам истцом не включена в предмет иска по настоящему делу.
В судебном заседании 16.02.2009 г. представитель истца на иске настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признал. Ответчик указал, что компенсация расходов на предоставление льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановом периоде 2009 и 2010 годов" финансовая помощь субъектам Российской Федерации на указанные цели не предусмотрена, в связи с чем взыскание должно производится за счет средств казны Амурской области.
Представитель третьего лица ГОУ НПОПУ N 18 поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, в котором указал, что финансирование учреждения осуществляется за счет средств бюджета Амурской области. В 2008 году на финансирование прочих выплат (код классификации 200) был установлен лимит на сумму 294820 руб., однако профинансирован лишь в сумме 135000 руб., недофинансирование составило 159820 руб., что явилось причиной неоплаты образовавшейся задолженности.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Ранее в предварительном судебном заседании представитель минобрнауки Амурской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, в котором указал, что взыскание необходимо произвести с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
От Финансового управления администрации Тамбовского района поступил отзыв на иск, согласно которому до настоящего времени органы местного самоуправления не наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и Амурской области в сфере образования.
От минфина Амурской области поступил отзыв на иск, из которого следует, что согласно сводному отчету об использовании средств, направленных на оказание мер социальной поддержке гражданам отдельных категорий по состоянию на 01.01.2009, задолженность Тамбовского района перед организациями, предоставившими льготы педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, отсутствует.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил:
09.07.2007 г. между ГОУ НПОПУ N 18 (распорядитель) и ОАО "ДЭК" (Организация) заключен договор N 21-08/07 ""На компенсацию в 2007 году выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержке по оплате электроэнергии", по условиям которого истец предоставляет льготы по оплате электроэнергии педагогическим работникам училища согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" N 99-ОЗ.
В период с 01.02.2008 г. по 29.02.2008 г. истцом предоставлено льгот по оплате электроэнергии педагогическим работникам училища на общую сумму 22 558 руб. 19 коп., что подтверждается счетом N БЭОО002629-1042 от 29.02.2008 г., с приложением списка работников училища, счетом-фактурой N БЭОО000987-1042 от 29.02.2008 г., актом сверки расчетов между истцом и училищем по состоянию на 12.09.2008 г., подписанным руководителями истца и училища без возражений.
Оказанные истцом услуги оплачены частично, по расчету истца задолженность составляет 20 896 руб. 95 коп.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе ФЗ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 2 Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 (далее Правила), субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартальных отчетов субъектов Федерации о фактически произведенных ими расходах на указанные цели (п.3 Правил).
В соответствии с отчетом об исполнении бюджета ГОУ НПОПУ N 18 в 2008 году утвержден лимит бюджетных обязательств в размере 294 820 руб., фактически исполнено на сумму 135000 руб., недостаток финансирования составил 159820 руб.
Доказательств того, что в доход бюджета Амурской области из федерального бюджета поступили средства в объеме, обеспечивающем фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот спорной категории граждан, не представлено.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Учитывая, что пунктом 2 статьи 26.3 названного Закона решение вопросов возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан (в том числе по реализации Закона Российской Федерации "Об образовании") не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации не представило доказательств того, что обеспечило субъект финансированием для реализации ФЗ "Об образовании".
В соответствии с п.п. 16, 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, устанавливающих льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были представлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
На основании изложенного, суд признает обоснованными требования истца о возмещении убытков за период с 01.02.2008 по 29.02.2008 в размере 20896 руб. 95 коп., связанных с предоставлением мер социальной поддержки по предоставлению льгот по оплате электроэнергии педагогическим работникам ГОУ НПОПУ N 18, проживающим в Тамбовском районе, за счет казны Российской Федерации.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, являются несостоятельными по вышеуказанным основаниям.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В данном конкретном случае ни законом, ни договором возмещение убытков в меньшем размере не предусмотрено.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской, Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации за счет соответственно казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации.
Таким образом, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "ДЭК" подлежат взысканию убытки за период с 01.02.2008 по 29.02.2008 в сумме 20896 руб. 95 коп.
Согласно ст. 110 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску составляет 835 руб. 88 коп., которая была уплачена истцом в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 23243 от 23.12.2008 г.
Ответчик в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 835 руб. 88 коп.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" убытки за период с 01.02.2008 по 29.02.2008 в сумме 20 896 руб. 95 коп.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 835 руб. 88 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 16 февраля 2009 г. N А04-9034/2008
Текст решения официально опубликован не был