Постановление Избирательной Комиссии Амурской области
от 15 сентября 2009 г. N 74/431-4
"О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными
физическими возможностями при проведении выборов депутатов
представительных органов и глав муниципальных образований
в Амурской области"
На основании статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия Амурской области
постановляет:
1. Одобрить Рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями при проведении выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области (прилагаются).
2. Направить Рекомендации в избирательные комиссии муниципальных образований, Министерство социальной защиты населения Амурской области.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя избирательной комиссии А.И. Куцоножко.
4. Разместить настоящее постановление на официальном сайте избирательной комиссии Амурской области.
Председатель комиссии |
А.И. Куцоножко |
Секретарь комиссии |
В.Д. Лебедев |
Рекомендации
по обеспечению реализации избирательных прав граждан с ограниченными
физическими возможностями при проведении выборов в органы местного
самоуправления на территории амурской области
(одобрены постановлением избирательной комиссии Амурской области от 15 сентября 2009 года N 74/431-4)
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Граждане Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями в силу известных причин испытывают затруднения в реализации своих избирательных прав, в возможности активного участия в политической жизни государства, поэтому необходимо создавать специальные или дополнительные условия, обеспечивающие их участие в выборах.
1.2. В Рекомендациях рассматриваются особенности подготовки и проведения выборов применительно к следующим категориям граждан с ограниченными физическими возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и глухонемые, а также граждане с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники.
2. Организация работы избирательных комиссий по подготовке
и проведению выборов
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. По вопросам обеспечения реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями провести обучение членов избирательных комиссий по вопросам, посвященным организации работы с различными категориями избирателей с ограниченными физическими возможностями на всех этапах подготовки выборов и проведения голосования, уделив особое внимание вопросам информирования избирателей данной категории избирателей о ходе проведения избирательной кампании и проведения голосования.
2.2. Избирательным комиссиям, во взаимодействии с органами местного самоуправления, отделов социальной защиты, необходимо установить количество избирателей с ограниченными физическими возможностями на соответствующей территории.
Практика проведения выборов показывает, что в ходе сбора статистических данных и уточнения местонахождения избирателей с ограниченными физическими возможностями возникают следующие проблемы:
отказы в предоставлении запрашиваемых сведений - на основании статьи 9 Федерального закона "О предоставлении данных", в соответствии с которой обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных;
Отсутствие единой базы данных указанной категории избирателей, проживающих на территории района, округа, поселения. Соответствующие органы и организации, как правило, ведут учет граждан с ограниченными физическими возможностями в соответствии со степенью утраты их трудоспособности (группы инвалидности), не разделяя их на отдельные группы по виду заболеваний. Кроме того, многие избиратели, фактически являющимися инвалидами не имеют группы инвалидности и не состоят на учете. Таких избирателей с ограниченными физическими возможностями следует выявлять в процессе работы с каждым избирателем (при личном посещении и вручении приглашения для участия в голосовании).
Особое внимание следует обратить на категории избирателей с ограниченными физическим возможностями, у которых имеется несоответствие фактического места жительства их регистрации по месту жительства в пределах муниципального образования. В таких случаях во взаимодействии с главами местного самоуправления следует уточнить фактическое место пребывания указанных избирателей.
2.3. Для получения сведений о количестве избирателей с ограниченными физическими возможностями, избирательная комиссия взаимодействуя с органами местного самоуправления, с отделами социальной защиты, отделениями Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Российской Федерации, соответствующими общественными организациями инвалидов, запрашивает необходимые сведения о количестве инвалидов по категориям, включенных в списки избирателей на соответствующей территории (в районе, городе, поселении). Такие сведения должны содержать общее количество избирателей, фамилию, имя, отчество и адрес места жительства, а также адрес фактического пребывания гражданина (если он различается с местом его жительства).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.5. Сведения, полученные избирательными комиссиями используются для организации работы по уточнению количества инвалидов, включенных в списки избирателей на каждом избирательном участке, и выявлению их желания, а также возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования избирательного участка либо проголосовать вне помещения для голосования.
По результатам этой работы, во взаимодействии с главами местной администрации производится оборудование помещений для голосования избирательных участков, информирование избирателей с ограниченными физическими возможностями, и организация голосования.
2.6. Избирательные комиссии муниципальных образований при организации обучения членов участковых избирательных комиссий должны уделить особое внимание организации работы с указанными категориями избирателей с возможным привлечением к обучению специалистов в этой области и учитывать их рекомендации.
3. Организация работы по информированию избирателей,
с ограниченными физическими возможностями
3.1. В целях доступности информации о ходе избирательной кампании следует предусмотреть специальные меры по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями различных категорий: слепых и слабовидящих, глухих и глухонемых, а также граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
3.2. Основным направлением данного этапа избирательной кампании является информационное обеспечение слепых и слабовидящих избирателей.
Рекомендуется подготовить выпуски информационных материалов в аудиоформате (аудиокассеты, компакт-диски) о ходе избирательной кампании, политических партиях, участвующих в выборах, кандидатах, порядке голосования, порядке заполнения избирательного бюллетеня и другой информации.
В целях решения проблемы информирования указанной категории избирателей, для упрощения разъяснения порядка и процедуры голосования предусмотреть возможность подготовки информационных выпусков изданий (листков), изготовленных текстом крупного шрифта, удобным для прочтения, а также с использованием азбуки Брайля или другого рельефно-точечного шрифта.
3.3. Для информационного обеспечения глухих и глухонемых избирателей следует предусмотреть при подготовке к выходу в эфир в период избирательных кампаний различных тематических передач, информационных выпусков о ходе подготовки и проведения выборов, информационных видеороликов с использованием сурдоперевода или бегущей текстовой строки.
3.4. Избирательные комиссии могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей как самостоятельно, так и с помощью органов социального обеспечения, организаций инвалидов.
Рекомендуется заблаговременно довести до избирателей с ограниченными физическими возможностями, информацию о возможных удобных для них способах голосования, предусмотренных для таких категорий граждан законодательством о выборах (в помещениях для голосования либо на дому). Определить формы необходимой помощи при голосовании (сурдоперевод, азбука Брайля, увеличительные стекла, лупы, пандусы и пр.), обеспечивая условия тайны голосования (наличие шторы и п.п.)
3.5. Избирательные комиссии могут рекомендовать политическим партиям, участвующим в выборах, кандидатам, подготовить для слепых и слабовидящих избирателей агитационные материалы в аудиоформате, изготовить агитационные материалы крупным шрифтом, а для глухих или глухонемых избирателей - агитационные материалы (видеоролики) с бегущей текстовой строкой.
4. Оборудование избирательных участков и
помещений для голосования
4.1. Для решения вопросов оборудования помещений для голосования, где предполагается голосование лиц с ограниченными физическими возможностями, необходимо направить письма в адрес глав местных администраций с предложением обеспечить условия для максимального доступа в помещения для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями (предоставлять помещения для голосования, размещенные на первых этажах зданий, обеспечивать удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и пр.)
4.2. При согласовании в соответствии со статьей 15 закона "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области" вопроса об образовании избирательных участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования глава местной администрации и избирательная комиссия муниципального образования должны учитывать, что избирательные участки и помещения для голосования, где предполагается непосредственное участие избирателей с ограниченными физическими возможностями, должны быть максимально доступны: размещаться на первых этажах, иметь удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и так далее.
Если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не предусматривает специальных приспособлений для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и въезда инвалидов-колясочников, то при содействии органов местного самоуправления следует решить вопрос об установке временных приспособлений (перила, настилы, рельсы, пандусы и т.д.).
4.3. В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, с ограниченными физическими возможностями, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, может устанавливаться специальная кабина для голосования (специальные места для тайного голосования). Кроме того, оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей, которые пользуются креслами-колясками или имеют другие трудности при передвижении.
4.4. Для слепых и слабовидящих граждан рекомендуется иметь на избирательных участках информацию о политических партиях, участвующих в выборах, о зарегистрированных кандидатах, о порядке заполнения избирательных бюллетеней, выполненную крупным шрифтом и с применением азбуки Брайля.
С учетом потребностей указанной категории избирателей в кабинах для тайного голосования следует по возможности размещать увеличительные стекла (лупы), стулья.
4.5. На избирательные участки, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества глухих и глухонемых избирателей, при содействии организаций инвалидов рекомендуется пригласить сурдопереводчиков и медицинский персонал.
5. Организация голосования инвалидов
5.1. Участковые избирательные комиссии после получения соответствующих данных из муниципальной избирательной комиссии, до дня голосования уточняют сведения о месте голосования инвалидов - в помещении для голосования избирательного участка или вне помещения для голосования (дома).
5.2. Избиратели, являющиеся инвалидами, в соответствии со статьей 77 закона Амурской области "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области" имеют право обратиться с письменным заявлением (устным обращением, в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить это право в соответствии с вышеназванными нормами закона.
5.3. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирателю с ограниченными физическими возможностями, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего места жительства, в соответствии со статьей 75 закона Амурской области "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований на территории Амурской области", должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).
5.4. На избирательном участке в день голосования слепой или слабовидящий избиратель либо избиратель, имеющий другие нарушения, не позволяющие ему самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, в соответствии с пунктом 12 статьи 74 закона "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области" вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.
Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
5.5. Для оказания помощи избирателям с ограниченными физическими возможностями, на избирательный участок при содействии общественных организаций инвалидов кроме сурдопереводчиков в случае необходимости могут приглашаться социальные и медицинские работники.
5.6. На избирательном участке члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса должны оказывать содействие избирателей с ограниченными физическими возможностями по их просьбе в ознакомлении с информацией о политических партиях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, и о зарегистрированных кандидатах, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка.
5.7. Избирательные комиссии муниципальных образований для организации самостоятельного голосования слепых или слабовидящих граждан могут изготовить специальные папки-трафареты с прорезями по строкам размещения наименований политических партий, зарегистрированных кандидатов квадратов для проставления знака.
Поместив незаполненный бюллетень в папку-трафарет, избиратель сможет на ощупь, по счету найти наименование политической партии, зарегистрированного кандидата и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив избирательный бюллетень, избиратель достает его из папки и опускает в ящик для голосования.
6. Заключительные положения
Избирательные комиссии после установления итогов голосования и определения результатов выборов должны принять меры по доведению данной информации до избирателей с ограниченными физическими возможностями, в том числе через организации инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации разработаны в целях обеспечения реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями, и создания условий для их активного участия в политической жизни государства.
В Рекомендациях рассматриваются особенности подготовки и проведения выборов применительно к следующим категориям граждан с ограниченными физическими возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и глухонемые, а также граждане с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники.
Основными направлениями в реализации рекомендаций являются:
обучение членов избирательных комиссий по вопросам, посвященным организации работы с различными категориями избирателей с ограниченными физическими возможностями на всех этапах подготовки выборов и проведения выборов;
установление количества избирателей с ограниченными физическими возможностями на соответствующей территории;
информационное обеспечение слепых и слабовидящих избирателей;
оборудования помещений для голосования, где предполагается голосование лиц с ограниченными физическими возможностями;
организация голосования инвалидов.
Постановление Избирательной комиссии Амурской области от 15 сентября 2009 г. N 74/431-4 "О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями при проведении выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области"
Текст постановления официально опубликован не был