Решение Арбитражного суда Амурской области
от 29 января 2009 г. N А04-9046/2008
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя: Демченко Л.М., по доверенности от 24.11.2008 N 9, удостоверение N 046; Ефремова М.В., по доверенности от 23.01.2009 N 888, удостоверение N 023; от ответчика: Юшков М.Ю., генеральный директор, выписка из ЕГРЮЛ от 15.01.2009, заграничный паспорт 63 N 7525362; Горбунова Т.В., по доверенности от 19.09.2008, паспорт 10 01 154147, рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства здравоохранения Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью "А-Стом" о привлечении к административной ответственности
установил:
Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2009, изготовление решения в полном объеме отложено в соответствии с ч.2 ст.176 АПК РФ до 29.01.2009.
Министерство здравоохранения Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "А-Стом" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, представил запрошенные судом документы.
По существу заявленных требований представитель заявителя пояснил, что факт правонарушения подтверждается представленными в судебное заседание выписками из операционного журнала и амбулаторных карт. Срок действия лицензии истек 24.09.2008. Выявленные в ходе проверки нарушения на сегодняшний день ответчиком исправлены.
На вопросы суда представитель заявителя пояснил, что протокол об административном правонарушении был подписан 29.12.2008, то есть позже даты получения обществом лицензии - 22.12.2008. В протоколе не указаны конкретные лицензируемые виды деятельности, осуществляемые ответчиком без лицензии, в связи с тем, что заявитель посчитал отражение данных сведений в протоколе необязательным, поскольку любая медицинская деятельность подлежит лицензированию. Указал на то, что протокол составлен по нарушениям, допущенным не только на день проверки, но и в предыдущие месяцы. Считал своим упущением не указание даты совершения правонарушения в протоколе. Пояснил, что при составлении протокола полагал, что указанных в нем сведений достаточно для подтверждения факта административного правонарушения.
Представитель ответчика в судебном заседании факт совершения правонарушения признал. Вместе с тем, пояснил, что в период отсутствия лицензии обществом осуществлялось оказание только экстренной помощи пациентам. Представил письменный отзыв на заявленные требования. Указал на наличие смягчающих обстоятельств. Подтвердил свое присутствие при составлении протокола об административном правонарушении.
На вопросы суда пояснил, что на день судебного заседания лицензия имеется (получена 22.12.2008). Подготовка по ее оформлению велась с сентября 2008 и затянулась в связи с изменениями в законодательстве, оформлением права собственности на помещения и незнанием объема всех необходимых для лицензирования документов. Все выявленные в ходе предлицензионной проверки нарушения устранены.
Для представления ответчиком лицензии на осуществление медицинской деятельности от 22.12.2008 судом объявлялся перерыв в судебном заседании 27.01.2009 в течение дня.
Представитель ответчика после перерыва представил в судебное заседание оригинал и копию лицензии N 28-01-000171 от 22.12.2008 на осуществление медицинской деятельности с приложением, согласно которому в составе лицензируемого вида деятельности осуществляются доврачебная медицинская помощь по сестринскому делу; амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по стоматологии хирургической. Указал, что лицензии на другие виды услуг находятся в стадии оформления.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "А-Стом" зарегистрировано в качестве юридического лица решением межрайонной ИМНС России N 1 по Амурской области от 29.04.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032800054913.
Общество осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии Г 879805 от 25.09.2003 со сроком действия с 25.09.2003 по 24.09.2008, выданной Департаментом здравоохранения Администрации Амурской области.
22.12.2008 Министерством здравоохранения Амурской области обществу выдана новая лицензия N 28-01-000171 на осуществление медицинской деятельности, со сроком действия до 22.12.2013.
На основании приказа от 20.11.2008 N 1047 Министерством здравоохранения Амурской области проведена проверка возможности выполнения ООО "А-Стом", расположенного по адресу: Амурская область, г.Благовещенск, ул.Амурская, 208 офис 83, лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности, составлен акт от 19.12.2008.
В акте проверяющими указано, что лицензия с истекшим сроком висит в рамке за спиной оператора, недоступна для пациентов. Обществом осуществляется безлицензионная деятельность.
29.12.2008 в отношении ООО "А-Стом" в присутствии его законного представителя - генерального директора Юшкова Михаила Юрьевича, составлен протокол об административном правонарушении N 13, которым установлено, что ООО "А-Стом" осуществляет лицензионную деятельность без соответствующего разрешения (лицензии), что является нарушением ст.17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
Действиям общества дана правовая оценка по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности без соответствующего разрешения (лицензии).
В протоколе в графе объяснение имеется запись законного представителя ответчика о том, что вел безлицензионную деятельность из гуманных побуждений.
В подтверждение факта совершения обществом правонарушения Министерством здравоохранения Амурской области к протоколу приложены: лицензия Г 879805 от 25.09.2003 со сроком действия с 25.09.2003 по 24.09.2008 и акт предлицензионной проверки.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о несостоятельности требований о привлечении ООО "А-Стом" к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в связи со следующим.
В силу п.1 ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с пп.96 п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Несоблюдение указанных требований влечет административную ответственность по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Главой 28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлен порядок возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу ч.3 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно п.3.1.37 Положения о Министерстве здравоохранения Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 N 458, к числу полномочий министерства отнесено лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении является отсутствие события административного правонарушения.
Анализ исследованных судом доказательств свидетельствует о недоказанности Министерством здравоохранения Амурской области факта совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения исходя из следующего.
При исследовании протокола об административном правонарушении от 29.12.2008 судом установлено, и не оспаривается представителем заявителя то, что протокол не содержит информации о дате, месте и обстоятельствах совершения обществом административного правонарушения, административным органом не указанны виды и наименование услуг, на осуществление которых требуется наличие (получение) лицензии, что, в частности, лишает суд возможности проверить наличие события правонарушения в действиях общества, а также соблюдение требований ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о сроках привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности.
Поскольку протокол Министерства здравоохранения Амурской области является процессуальным основанием для рассмотрения вопроса о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности, несоблюдение требований КоАП РФ по обязательному содержанию постановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом не принимаются в качестве доказательств, подтверждающих факт административного правонарушения ООО "А-Стом", представленные заявителем в судебное заседание выписки из операционного журнала и амбулаторных карт, так как данные доказательства не указаны в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с этим, при принятии решения суд учитывает то обстоятельство, что на момент составления протокола об административном правонарушении от 29.12.2008 у общества имелась лицензия от 22.12.2008 на осуществление медицинской деятельности, в составе лицензируемого вида деятельности указанна: доврачебная медицинская помощь по сестринскому делу; амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по стоматологии хирургической.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Министерством здравоохранения Амурской области не представлены надлежащие доказательства совершения обществом административного правонарушения на день составления протокола об административном правонарушении от 29.12.2008, а также на день составления акта предлицензионной проверки от 19.12.2008.
Анализ исследованных судом материалов дела с учетом требований действующего законодательства РФ свидетельствует о том, что Министерство здравоохранения Амурской области не доказало осуществление ООО "А-Стом" противоправной деятельности, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Министерства здравоохранения Амурской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "А-Стом" к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 180, 206 АПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 29 января 2009 г. N А04-9046/2008
Текст решения официально опубликован не был