Решение Арбитражного суда Амурской области
от 12 августа 2009 г. N А04-5396/2009
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя - Завадской Анны Александровны, паспорт, по доверенности от 16.03.2009 N 254; от ответчика - Тарамурина Алексея Александровича, паспорт, по доверенности от 07.08.2009 N 254, рассмотрев в судебном заседании заявление государственного учреждения управления автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" к Управлению лесного хозяйства Амурской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2009 года. Решение в полном объеме изготовлено 12 августа 2009 года.
Государственное учреждение управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства Амурской области (далее - ответчик, управление) об отмене постановления о назначении административного наказания N 251 от 21.07.2009 и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Фактически учреждением заявлено требование о признании незаконным и отмене постановления Управления лесного хозяйства Амурской области N 251 от 21.07.2009 о назначении административного наказания.
В обоснование требований заявитель указал, что учреждение является бюджетным, создано для обеспечения надлежащего транспортно-эксплутационного состояния региональных автомобильных дорог и дорожных сооружений, находящихся в государственной собственности Амурской области, самостоятельно выполнение дорожно-строительных работ не осуществляет. На основании государственного контракта N 18-с от 13.02.2009, подрядчик, которым является государственное унитарное предприятие Амурской области "Селемджинское дорожное предприятие" (далее - предприятие), принял на себя обязательства по надлежащему исполнению комплекса работ по содержанию автомобильной дороги, обязан осуществлять предусмотренные контрактом работы, а также осуществлять иные, не предусмотренные работы, необходимость которых возникает в процессе исполнения контракта. При этом ему предоставлено право самостоятельно принимать решение о необходимости выполнения иных работ и осуществлять их. Акт проверки от 29.04.2009 года N 3 был составлен с участием представителя подрядной организации, который в последующем самостоятельно исполнил предписание от 29.04.2009, выполненные работы были оплачены учреждением в рамках указанного государственного контракта. Кроме того, указал, что в смете к указанному контракту учреждение предусмотрело денежные средства на выполнение рассматриваемых работ, в том числе, по вырубке кустарника, в сумме 788986 рублей на 2009 год. На основании изложенного, считает, что вина заявителя, в совершении вмененного ему административного правонарушения отсутствует, последним предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в связи с чем, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Ответчик в письменном отзыве и судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. По мнению управления, в силу положений статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", учитывая цели деятельности учреждения, закрепленные в его Уставе, оно является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения. Факт совершения заявителем правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), подтверждается материалами административного дела.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Государственное учреждение управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022800511458, ИНН 2801025890, по юридическому адресу г.Благовещенск Амурской области, ул.Зейская. 211.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Устава одной из целей деятельности учреждения является обеспечение надлежащего транспортно-эксплутационного состояния региональных автомобильных дорог и дорожных сооружений, находящихся в государственной собственности Амурской области.
Во владении учреждения находится участок автомобильной дороги п.Введеновка - п.Норск - п.Февральск от пикета N 186+200 м. до пикета N 302 + 600 м.
В период с 27.04.2009 по 29.04.2009 Прокуратурой Селемджинского района совместно с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области проведена проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности в лесах при размещении железных и автомобильных дорог на участке автомобильной дороги п.Введеновка - п.Норск - п.Февральск от реки Альдикон до переправы через реку Селемджа.
В ходе проверки установлено, что полосы отвода указанного участка автомобильной дороги содержатся не очищенными от валежной и сухой древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов, что является нарушением пунктов 25 и 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила), о чем составлен акт проверки N 3 от 29.04.2009.
19.05.2009 заместителем прокурора Селемджинского района Мягковым М.Е. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении учреждения, которое получено заявителем 25.05.2009.
23.06.2009 старшим государственным лесным инспектором в лесничествах Дзюба В.Ф., в присутствии представителя учреждения Завадской А.А. (по доверенности от 23.06.2009), вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении до 21.07.2009. Определение получено учреждением 23.06.2009.
21.07.2009 года, в отсутствие представителя учреждения, уведомленного и месте и времени рассмотрения дела, старшим государственным лесным инспектором в лесничествах Дзюба В.Ф. вынесено постановление о назначении административного наказания N 251, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ в назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.
Статьей 8.32 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 25, 26 Правил, полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов. Вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
Пунктом 1 Правил установлены единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Материалами административного дела подтверждается, и не оспаривается заявителем, что в нарушение указанных требований полосы отвода автомобильной дороги п.Введеновка - п.Норск - п.Февральск, проходящие через лесные массивы содержатся неочищенными от валежной и сухой древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
Как следует из материалов дела, рассматриваемый участок автомобильной дороги пользования регионального и муниципального значения, относящейся к государственной собственности Амурской области, находится во владении учреждения.
На основании государственного контракта N 18-С от 13.02.2009, заключенного между учреждением и приедприятием, последнее приняло на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на участке Введеновка - Февральск - Экимчан Селемджинского района.
Согласно смете на выполнение работ к названному контракту, обязанность по выполнению работ по очистке полос отвода автомобильной дороги от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов на предприятие не возлагалось.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
В силу пункта 10 указанных Правил (ППБ 01-03), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Поскольку рассматриваемый участок автомобильной дороги находится во владении учреждения, то именно на него возложена обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах на рассматриваемом участке автомобильной дороги.
Заключение государственного контракта на выполнение работ по содержанию указанного участка дороги не освобождает учреждение от этой обязанности.
При назначении наказания административным органом учтено наличие смягчающих ответственность учреждения обстоятельств - характер и степень административного правонарушения, а также совершение административного правонарушения впервые. Обстоятельств отягчающих ответственность учреждения не установлено.
Нарушений процедуры привлечения учреждения к административной ответственности не установлено, срок привлечения соблюден.
Заявления данной категории государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Государственному учреждению управлению автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления лесного хозяйства Амурской области от 21.07.2009 N 251 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд Дальневосточного судебного округа (г. Хабаровск) и (или) в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 12 августа 2009 г. N А04-5396/2009
Текст решения официально опубликован не был