Решение Арбитражного суда Амурской области
от 23 марта 2009 г. N А04-5291/08-15/215
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от истца: Кузнецова Е.Н. по доверенности N 2 от 20.01.2009 г. сроком до 31.12.2009 г., от ответчика (Минстрой): Белоконь Е.В. по доверенности N01-1705011 от 03.12.2008 г., от ответчика (Минфин): Шакирзянова М.М. по доверенности от 08.08.2008 г. срок 1 год, от третьего лица (ФГУЗ Центр гигиены): Немцева Л.П. по доверенности от 12.01.2009 г., третьи лица (ОАО "АКС", ОАО "Буреягэсстрой", КУМИ, Минимущество АО): извещены надлежащим образом, не явились, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГБУ Амурской области "Строитель" (ГУП Амурской области "Строитель") к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, министерству финансов Амурской области о взыскании 283 226 829 руб.
установил:
Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2009 г., решение в полном объеме в соответствии с ч. 2 ст. 176 АПК РФ изготовлено 23.03.2009 г.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось ГУП Амурской области "Строитель" к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, министерству финансов Амурской области с исковым заявлением о взыскании 283 226 829 руб. задолженности за выполненные работы по объекту "Общественно-культурный центр в 52 квартале г.Благовещенска".
Исковые требования обоснованы тем, что 16.01.2006 г. между ГУП Амурской области "Строитель" и Департаментом архитектуры и строительства Администрации Амурской области заключен договор N 01-26-ОЗ "О строительстве объектов, финансируемых за счет областного бюджета на территории Амурской области".
ГУП Амурской области "Строитель" (заказчик-застройщик) в полном объеме исполнил условия указанного договора.
В соответствии с распоряжением губернатора Амурской области N 830-р от 26.12.2006 г. содержание заказчика-застройщика по объекту "Общественно-культурный центр в 52 квартале г. Благовещенска" составляет 3,3% от объема освоенных капитальных вложений и авансовых платежей.
За период с 01.01.2007 г. по 01.01.2008 г. объем освоенных капитальных вложений и авансовых платежей составил 274 178 924 руб. 51 коп., в том числе: ОАО "Буреягэсстрой" - 272 773 344 рубля, аренда земли - 766 344 руб. 12 коп., ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" - 64 557 руб. 22 коп., ОАО "Амурские коммунальные системы" - 574 679 руб. 17 коп.
Департамент архитектуры и строительства Администрации Амурской области реорганизован в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области не исполнило свои обязательства, указанные в п.2.1. договора N 01-26-ОЗ по финансированию объекта, в результате чего образовалась задолженность в сумме 283 226 829 рублей.
Определением от 22.10.2008 г. по ходатайству сторон производство по настоящему делу было приостановлено по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 143 АПК РФ.
По ходатайству истца производство по делу возобновлено определением от 04.03.2009 г. в связи с устранением обстоятельств, вызвавших его приостановление.
В судебном заседании 17.03.2009 г. истец отказался от иска в части суммы 277 660 424 руб., которая складывается из задолженности 272 773 344 руб. перед ОАО "Буреягэсстрой", процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 837 080 руб., госпошлины в сумме 50 000 руб. по мировому соглашению, утвержденному Арбитражным судом Амурской области 11.08.2008 г. по делу А04-3199/08-7/147 по иску ОАО "Буреягэсстрой" к ГУП Амурской области "Строитель".
Истец отказался от материально-правовых требований к ответчику министерству финансов Амурской области.
Также истец уточнил размер предъявленных требований (уточнение от 17.03.2009 г.), просит взыскать с ответчика министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области 643 825 руб. 16 коп. задолженность министерству имущественных отношений Амурской области по арендной плате за земельный участок, задолженность ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" в сумме 64 557 руб. 22 коп. за проведение экспертизы, задолженность ОАО "Амурские коммунальные системы" в сумме 574 679 руб. 17 коп. за потребленную тепловую энергию.
Истец просит взыскать затраты на содержание заказчика-застройщика в сумме 9 043 861 руб. 40 коп. согласно распоряжения губернатора Амурской области N 830-р от 29.12.2006 г. - 3,3% от объема освоенных капитальных вложений и авансовых платежей, а всего истец просит взыскать с уточненного ответчика 10 326 923 руб.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ суд принял к рассмотрению отказ истца от иска в части суммы 277 660 424 руб., а также уточненные требования.
Суд считает необходимым в порядке, предусмотренном ст. 48 АПК РФ произвести замену истца на Государственное бюджетное учреждение Амурской области "Строитель".
В соответствии с п.1.1. Устава Государственное бюджетное учреждение Амурской области "Строитель" (учреждение) создано в соответствии с ГК РФ и постановлением губернатора Амурской области от 28.07.2008 г. N 321 "О реорганизации ГУП Амурской области "Строитель" в результате реорганизации ГУП Амурской области "Строитель" в форме преобразования. Учреждение является правопреемником ГУП Амурской области "Строитель" с объемом прав и обязанностей, установленных действующим законодательством.
В единый государственный реестр юридических лиц 08.10.2008 г. внесена запись о прекращении деятельности юридического лица ГУП Амурской области "Строитель" путем реорганизации в форме преобразования (свидетельство серия 28 N001172431).
Государственное бюджетное учреждение Амурской области "Строитель" (ГБУ Амурской области "Строитель") созданное путем реорганизации в форме преобразования зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 08.10.2008 г. (свидетельство серия 28 N001172430).
Ответчик министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (Минстрой Амурской области) с предъявленными требования не согласен, ранее обосновал возражения доводами, аналогичными доводам, указанным в письменном отзыве, представленном в предварительное судебное заседание (от 21.08.08г. N 01-17-2911), в котором, в частности указал, что 16.01.2006 г. между Департаментом архитектуры и строительства администрации Амурской области (главный распорядитель) и ГУП Амурской области "Строитель" (заказчик-застройщик) был заключен договор N 01-26-ОЗ о строительстве объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета на территории Амурской области. Данный договор был заключен в целях регулирования отношений между сторонами по реализации областной адресной инвестиционной программы на территории Амурской области в 2006 г.
Финансирование истца в 2006г. произведено в полном объеме в размере средств, поступивших на эти цели из областного бюджета.
В областном бюджете ассигнования на текущее финансирование объекта "Общественно-культурный центр в 52 квартале г.Благовещенска" в 2007 г. не предусмотрено.
В соответствии с ч.2 ст. 14 Закона Амурской области от 05.09.2007 г. N 374-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Амурской области" форма финансирования, условия и объем предоставления бюджетных средств в виде субсидий из областного бюджета на реализацию инвестиционных проектов области определяются постановлениями губернатора области на основании решений областной комиссии по вопросам финансовой и инвестиционной политики в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В судебном заседании 17.03.2009 г. представитель ответчика Минстроя области дополнил свои возражения относительно требований истца в части взыскания 9 043 861 руб. 40 коп. - затраты на содержание заказчика-застройщика, указав, что распоряжение губернатора Амурской области N 830-р от 29.12.2006 г. распространяло свое действие в отношении ГУП Амурской области "Строитель" до момента реорганизации последнего, в настоящее время ГБУ Амурской области "Строитель" финансируется из областного бюджета по утвержденной смете доходов и расходов, правовых оснований для возмещение истцу требуемой суммы не имеется.
Ответчик Министерство финансов Амурской области с исковыми требованиями не согласен, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что в соответствии с Законом Амурской области от 29.11.2007 г. N 426-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год", постановлением Правительства Амурской области от 11.04.2008 г. N 77 "Об утверждении перечня строек и объектов для областных государственных нужд на 2008 год" предусмотрены ассигнования на погашение кредиторской задолженности, сложившейся на 01.01.2008 г. по объекту Общественно-культурный центр в 52-м квартале г.Благовещенска в сумме 23 217 863 руб. По состоянию на 23.09.2008 г. данная задолженность погашена в полном объеме. Иных средств по данному объекту в Законе Амурской области "Об областном бюджете на 2008 год" не предусматривалось.
Третьи лица Минимущество Амурской области, ОАО "Буреягэсстрой", ОАО "Амурские коммунальные системы", КУМИ г.Благовещенска, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Министерство имущественных отношений Амурской области представило ходатайство о рассмотрении дела отсутствие представителя, а также документы о прекращении права Амурской области на объект "Общественно-культурный центр в 52 квартале г.Благовещенска", приказ от 28.12.2007 г. N 554-ОД "Об исключении из реестра собственности Амурской области объектов недвижимости казны области".
Согласно акта приема-передачи от 25.12.2007 г. объект передан в муниципальную собственность города Благовещенска, из представленных свидетельств о государственной регистрации права следует, что право Амурской области на объект "Общественно-культурный центр" и объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к данному объекту, прекращено 12.05.2008 г., о чем в ЕГРП внесены соответствующие записи.
Суд рассматривает дело по существу в настоящем судебном заседании без участия указанных третьих лиц в соответствии со ст.156 АПК РФ.
Рассмотрев отказ истца от иска в части суммы 277 660 424 руб. суд считает необходимым указать, что в соответствии с ч.2, 5 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это не противоречит закону или нарушает права других лиц.
В силу ч. 2, 5 ст.49 АПК РФ арбитражный суд принимает отказ истца от иска в части суммы 277 660 424 руб., так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц, производство по делу в этой части подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В силу ч.3 ст. 151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Заслушав в судебном заседании 17.03.2009 г. представителей истца, ответчиков министерство финансов Амурской области, министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области, исследовав представленные по делу доказательства в части уточненных истцом требований, суд установил следующее.
Истец просит взыскать с ответчика министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области сумму 574 679 руб. 17 коп., составляющую задолженность перед ОАО "Амурские коммунальные системы" в лице ООО "Энергокомфорт" Единая Амурская сбытовая компания за потребленную тепловую энергию за период с 13.11.2007 г. по 31.12.2007 г. по договору энергоснабжения N 970 от 13.11.2007 г.
По условиям договора N 970 от 13.11.2007 г. заключенным между ОАО "Амурские коммунальные системы" (ЭСО) и ГУП Амурской области "Строитель" (Абонент) подача и потребление тепловой энергии производились на объект - Общественно-культурный центр, расположенный в 52 квартале г.Благовещенска.
Арбитражный суд Амурской области 15.04.2008 г. по делу N А04-788/08-10/86 утвердил мировое соглашение и прекратил производство по делу, по условиям мирового соглашения ответчик ГУП Амурской области "Строитель" признал наличие задолженности в сумме 574 679 руб. 79 коп. и обязался произвести оплату в срок до 14.06.2008 г.
Условия мирового соглашения ГБУ Амурской области "Строитель" (правопреемником ГУП Амурской области "Строитель") не исполнены.
Истец просит взыскать с уточненного ответчика сумму 643 825 руб. 16 коп. составляющую задолженность по арендной плате по договору N 52-з аренды земельного участка, заключенного 05.09.2006 г. между департаментом администрации Амурской области - "арендодатель" (правопреемником которого является министерство имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства) и ГУП Амурской области "Строитель" - "арендатор".
По условиям договора N 52-з ГУП Амурской области "Строитель" принял в аренду земельный участок из земель поселений площадью 36 673 кв.м, расположенный в 52 квартале г.Благовещенска, назначение: Общественно-культурный центр (п.1.1. договора).
Задолженность по внесению арендной платы составила за период с 01.04.2007 г. по 25.12.2007 г. сумму 643 825 руб. 16 коп., которая была взыскана по иску министерства имущественных отношений Амурской области решением Арбитражного суда Амурской области от 24.11.2008 г. по делу N А04-7302/08-17/185.
Исполнение по судебному акту от 24.11.2008 г. должником ГУП Амурской области "Строитель" не произведено.
Истец просит взыскать с ответчика 64 557 руб. 22 коп., составляющих задолженность по оплате выполненных работ по договору от 22.08.2007 г, заключенному с ФГУЗ "Центр Гигиены и эпидемиологии в Амурской области".
Между ГУП Амурской области "Строитель" (заказчик) и ФГУЗ "Центр Гигиены и эпидемиологии в Амурской области" (исполнитель) 22.08.2007 г. был заключен договор на возмездное оказание услуг: санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследование, исследование и иные виды оценок ( в т.ч. отбор проб).
В соответствии с заявкой истца от 04.09.2007 г. N 1866 о выдаче заключения по результатам лабораторных и инструментальных исследований по объекту "Общественно-культурный центр в 52 квартале г.Благовещенска" ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" во исполнение условий договора от 22.08.2007 г. предоставило экспертное заключение от 06.09.2007 г. N 192, стоимость работ за проведение экспертизы составила сумму 64 557 руб. 22 коп.
Также истец просит взыскать с ответчика затраты на содержание заказчика-застройщика в сумме 9 043 861 руб. 40 коп., размер которых определен распоряжением губернатора Амурской области от 29.12.2006 г. N 830-р - 3,3% от объема освоенных капитальных вложений и авансовых платежей.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с предписаниями ст. 71 АПК РФ суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
16.01.2006 г. между Департаментом архитектуры и строительства администрации Амурской области (главный распорядитель) и ГУП Амурской области "Строитель" (заказчик-застройщик) был заключен договор N 01-26-03 по реализации областной адресной инвестиционной программы на территории Амурской области (приложение N 1 к договору).
В соответствии с п.2.1. договора главный распорядитель принял на себя обязанность по обеспечению финансирования строительства, реконструкции строек и объектов (согласно приложению N 1 к договору) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, предусмотренными на эти цели в областном бюджете на 2006 г. в рамках областной адресной инвестиционной программы.
Договор был заключен сторонами сроком до 31.12.2006 г. (п.6.1.).
Согласно приложения N 1 к договору от 16.01.2006 г. в областную адресную инвестиционную программу на 2006 г. в соответствии с Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2006 год" от 23.12.2005 г. N 128-ОЗ включено финансирование объекта Общественно-культурный центр в 52 квартале г. Благовещенска (на базе не завершенного строительством здания драматического театра) с объемом финансирования 228 914,000 тыс.руб. Финансирование истца в 2006 г. по указанному объекту произведено в полном объеме в размере средств, поступивших на эти цели из областного бюджета.
В соответствии с актом приемки законченного строительством объекта от 03.09.2007 г. объект Общественно-культурный центр в 52 квартале г.Благовещенска был сдан в эксплуатацию.
Согласно ч.2 ст.14 Закона Амурской области от 05.09.2007 г. N 374-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Амурской области" форма финансирования, условия и объем предоставления бюджетных средств в виде субсидий из областного бюджета на реализацию инвестиционных проектов области определяются постановлениями губернатора области на основании решений областной комиссии по вопросам финансовой и инвестиционной политики в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В областном бюджете ассигнования на текущее финансирование объекта "Общественно-культурный центр в 52 квартале г.Благовещенска" на 2007 г. не предусматривались.
В соответствии с Законом Амурской области от 29.11.2007 г. N 426-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год", постановлением Правительства Амурской области от 11.04.2008 г. N 77 "Об утверждении перечня строек и объектов для областных государственных нужд на 2008 год" были предусмотрены ассигнования на погашение кредиторской задолженности, сложившейся на 01.01.2008 г. по объекту "Общественно-культурный центр в 52 квартале г.Благовещенска" в сумме 23 217 863 руб. По состоянию на 23.09.2008 г. данная задолженность погашена в полном объеме, что не отрицается сторонами в судебном заседании.
Иных средств по данному объекту в Законе Амурской области "Об областном бюджете на 2008 год" не предусматривалось.
Из условий договоров энергоснабжения от 13.11.2007 г. N 970, заключенного истцом (абонентом) ОАО "АКС", аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 52-з от 05.09.2006 г., заключенного истцом (арендатор) с Министерством имущественных отношений Амурской области, договора на оказание санитарно-эпидемиологических услуг от 22.08.2007 г., заключенного истцом (заказчик) с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" следует, что оплата производится ГУП Амурской области "Строитель" как стороной по указанным договорам.
Каких-либо дополнительных условий касающихся относительно оплаты за ГУП Амурской области "Строитель" третьими лицами либо за счет средств бюджетного финансирования договоры не содержат.
Следовательно, обязанность по оплате по вышеназванным договорам энергоснабжения, аренды, возмездного оказания услуг возлагается на истца как сторону в договоре по основаниям, предусмотренным статьями 307, 309, 310 ГК РФ, поскольку обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Более того, по делу N А04-788/08-10/86 по иску ООО "Энергокомфорт". Единая Амурская сбытовая компания истец как должник признал наличие задолженности за потребленную тепловую энергию по договору энергоснабжения N 970 от 13.11.2007 г. в сумме 574 679 руб. 17 коп. и заключил мировое соглашение, где обязался оплатить долг в срок до 14.06.2008 г. в полной сумме, мировое соглашение утверждено судом определением от 15.04.2008 г.
Каких-либо условий о погашении долга в сумме 574 679 руб. 17 коп. за счет средств бюджетного финансирования мировое соглашение не содержит.
В соответствии с положениями Устава разделы II, VI ГУП Амурской области "Строитель" самостоятельно отвечало по своим обязательствам в соответствии с условиями обязательств и действующим законодательством.
В силу ч.3 ст.139 АПК РФ мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.
При таких обстоятельствах требования истца в части отнесения на ответчика обязанности по оплате 574 679 руб. 17 коп. за потребленную тепловую энергию, 643 825 руб. 16 коп. - возмещение арендной платы за земельный участок, 64 557 руб. 16 коп. оплата услуг за проведение экспертизы не подлежат удовлетворению.
В части требований о взыскании 9 043 861 руб. 40 коп. составляющих затраты на содержание заказчика - застройщика в размере 3,3% от объема освоенных капитальных вложений и авансовых платежей суд считает необходимым отметить следующее.
Распоряжением губернатора Амурской области от 29.12.2006 г. N 830-р утвержден на период с января 2006 г. и до завершения работ расчетный норматив на содержание заказчика - застройщика ГУП Амурской области "Строитель" по объекту "Общественно-культурный центр в 52 квартале г.Благовещенска (на базе незавершенного строительством здания драматического театра)" в размере 3,3% (с учетом НДС) от объема освоенных капитальных вложений и авансовых платежей.
В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Устав Государственного бюджетного учреждения Амурской области "Строитель" (раздел 2., п. 2.2.), утвержденный 01.08.2008 г. предусматривает, что учреждение является некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней в установленном порядке.
ГБУ Амурской области "Строитель" финансируется в полном объеме за счет средств бюджета Амурской области.
ГУП Амурской области "Строитель" прекратило деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме преобразования, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись от 08.10.2008 г.
В связи с чем ссылка истца на распоряжение губернатора Амурской области от 29.12.2006 г. N 830-р как на основание для взыскания 9 043 861 руб. 40 коп. несостоятельна, поскольку распоряжение распространяло свое действие в отношении юридического лица, прекратившего деятельность в порядке, предусмотренном статьей 57 ГК РФ.
Статьями 8, 9 АПК РФ закреплены принципы состязательности и равноправия сторон. При этом обязанность доказывания в силу части 1 статьи 65, статьи 66 АПК РФ возлагается на каждое лицо, участвующее в деле, которое должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений и представить соответствующие доказательства.
Исходя из изложенного, истец не доказал правомерность и обоснованность своих требований.
При обращении с иском истцу в соответствии со ст.102 АПК РФ была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.
В соответствии со ст.333.37, 333.40 Налогового кодекса РФ госпошлина с истца взысканию не подлежит.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 150, ст.ст. 110, 167-170, 176, 180 АПК РФ суд
решил:
Принять отказ ГБУ Амурской области "Строитель" от иска в части суммы 277 660 424 руб.
прекратить производство по делу в этой части.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 23 марта 2009 г. N А04-5291/08-15/215
Текст решения официально опубликован не был