Решение Арбитражного суда Амурской области
от 4 июня 2009 г. N А04-1032/2009
Арбитражный суд Амурской области при участии в заседании, от заявителя - Заузолков А.А., по дов. N 2009-3АА от 01.09.2009, паспорт, от ответчика - Гребенюк А.В..А., по дов. от 02.12.2008, паспорт, 3-е лицо - Гребенюк А.В..А., по дов. от 14.01.2009, паспорт, рассмотрев в судебном заседании заявление МУП "Сковородинские коммунальные системы", в лице конкурсного управляющего Шабалина Павла Анатольевича к администрации муниципального образования Сковородинского района Амурской области о признании недействительным распоряжения
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Сковородинские коммунальные системы", в лице конкурсного управляющего Шабалина Павла Анатольевича с заявлением о признании недействительным распоряжения от 04.10.2007 N 597-Р главы администрации Сковородинского района.
Определением суда от 11.03.2009 на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен: комитет по управлению муниципальным имуществом Сковородинского района Амурской области.
Определением суда от 20.04.2009 на основании ст. 47 АПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика - муниципального образования Сковородинского района Амурской области на надлежащего ответчика - администрацию муниципального образования Сковородинского района.
Заявление мотивировано тем, что в нарушение положений ст.ст. 113, 299 ГК РФ, оспариваемым распоряжением у предприятия были незаконно изъяты, переданные по договору хозяйственного ведения N 05/07 от 24.08.2007, автотранспортные средства в количестве 4 штук. При этом в оспариваемом распоряжении не содержится ссылки на отказ предприятия от права хозяйственного ведения как основание для изъятия имущества.
Ответчик требований не признал, указав, что основанием для передачи спорного имущества явился добровольный отказ предприятия от права хозяйственного ведения, предусмотренный ст.ст. 235, 236 ГК РФ.
В дальнейшем автотранспортные средства были переданы из муниципальной собственности Сковородинского района в муниципальную собственность города Сковородино, что подтверждается актами приема-передачи объектов основных средств от 28 декабря 2007 года.
Третье лицо позицию ответчика поддержало.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, уточнил, что фактически заявителем оспаривается сделка по прекращению права хозяйственного ведения и передаче спорного имущества в состав казны муниципального образования, оформленная распоряжением от 04.10.2007 N 597-Р. В качестве доказательств использования спорного имущества в уставных целях представитель заявителя сослался на договор безвозмездного пользования автомобилем от 09.01.2008, заключенного между предприятием и администрацией г. Сковородино.
Судом уточнение заявленного требования принято к рассмотрению на основании ст. 49 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица свою позицию поддержал согласно ранее изложенным доводам.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Приказом комитета по управлению муниципальным имуществом Сковородинского района Амурской области N 26 от 08.08.2007 создано муниципальное унитарное предприятие "Сковородинские коммунальные системы".
24.08.2007 между комитетом по управлению муниципальным имуществом и МУП "СКС" был заключен договор N 05/07 о закреплении (передаче) имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Сковородинского района "Сковородинские коммунальные системы".
На основании данного договора по акту приема-передачи имущества от 24.08.2007 предприятию было передано движимое имущество общей балансовой стоимостью 30 482 300,7руб., в том числе автотранспортные средства:
l) Misubishi Fuso (грузовой) 1998 года, N двигателя Д16895477, N шасси FK 627 Д540035, гос.NН444УТ,
2) ГАЗ-САЗ-3507 1991 года, N двигателя 198966, N шасси 1387192, гос.NС982 АР;
3) КО 427-32 на шасси МАЗ 533702-248 (мусоровоз), 2004 года, N двигателя 40154167, N шасси V3M 5337024003966,
4) МДК-5337, дорожная, N двигателя ЯМЗ 23640140532, N рамы 533702, гос.N А777-ВР28.
04.10.2007 директор МУП "СКС" обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом Сковородинского района с отношением на основании п. 3 ст. 299, ст. 235 ГК РФ об отказе от права хозяйственного ведения от перечисленного выше имущества в связи с его не использованием.
04.10.2007 на основании ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и для передачи движимого имущества в муниципальную собственность г. Сковородино распоряжением главы администрации Сковородинского района N 597-Р спорное имущество передано в муниципальную собственность г. Сковородино и изъято из хозяйственного ведения МУП "СКС" в связи с его не использованием.
04.10.2007 автотранспортные средства в количестве 4 штук переданы по актам приема-передачи администрации Сковородинского района.
В дальнейшем автотранспортные средства были переданы из муниципальной собственности Сковородинского района в муниципальную собственность города Сковородино, что подтверждается актами приема-передачи объектов основных средств от 28 декабря 2007 года.
09.01.2008 на основании договора безвозмездного пользования автомобилем, заключенного между предприятием и администрацией г. Сковородино, передаточного акта от 09.01.2008 автомобили Misubishi Fuso (грузовой) N двигателя Д16895477, N шасси FK 627 Д540035, гос.NН444УТ; КО 427-32 на шасси МАЗ 533702-248 (мусоровоз), 2004 года, N двигателя 40154167, N шасси V3M 5337024003966 переданы в безвозмездное временное пользование МУП "СКС".
Решением Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3898/08-11/289 "Б" от 21.01.2009 МУП "СКС" признано несостоятельным (банкротом). В отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначен Шабалин П.А.
Посчитав сделку, оформленную распоряжением N 597-Р по передаче имущества и прекращению права хозяйственного ведения предприятия, противоречащей закону, заявитель в лице конкурсного управляющего обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 5.1. Устава МУП "Сковородинские коммунальные системы" предусмотрено, что предприятие создано в целях совершенствования системы управления жилищно-коммунальным комплексом, повышения качества обслуживания муниципального жилищного фонда, а также эффективного использования бюджетных средств и платежей населения.
Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Собственником имущества предприятия является муниципальное образование Сковородинский район (п. 1.5 Устава).
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
С учетом данной нормы, изъятие имущества из хозяйственного ведения предприятия в казну муниципального образования Сковородинского района, оформленная распоряжением администрации муниципального образования Сковородинского района N 597-Р является сделкой, о чем также настаивает заявитель.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что поскольку закон устанавливает принцип специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий (статья 49 Кодекса), их действия по распоряжению закрепленным за ними имуществом должны быть обусловлены прежде всего задачами их уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.
Согласно пункту 1 статьи 235 и статье 299 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Такое право предприятие может реализовать с учетом требований статьи 18 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в которой говорится, что предприятие распоряжается имуществом в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 113 ГК РФ и статьей 21 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор) является единоличным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, подчиняясь собственнику унитарного предприятия.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
Как видно из материалов дела, руководитель предприятия в данном случае действовал в пределах своих полномочий, предоставленных ему законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
На основании имеющихся в деле документов судом установлено, что спорное имущество было изъято у МУП "СКС", в том числе, по причине не использования автотранспорта, что соответствует вышеназванным нормам права.
Соответствие даты отношения директора МУП "СКС" от 04.10.2007 и даты вынесения распоряжения N 597-Р прямо свидетельствует о том, что при изъятии спорного имущества ответчиком одним из его оснований явился добровольный отказ предприятия от права хозяйственного ведения.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено каких-либо доказательств утраты правоспособности предприятия отчуждением спорного имущества. Факт утраты возможности осуществлять уставную деятельность опровергается также и тем, что согласно перечню имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП "СКС", предприятию помимо указанных выше автомобилей было передана 21 единица автотранспорта, соответствующего по своему целевому назначению задачам деятельности МУП "СКС".
Таким образом, отказ от хозяйственного ведения на имущество не повлиял на правоспособность МУП "СКС", оно продолжило осуществлять хозяйственную деятельность, закрепленную в уставе предприятия.
Кроме того, заявителем не учтено следующее.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из буквального содержания распоряжения администрации Сковородинского района N 597-Р передача спорного муниципального имущества состоялась также во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ). Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из толкования данных правовых норм, органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования поселения является администрация поселения, в данном случае - администрация г. Сковородино.
Следовательно, передав в муниципальную собственность города Сковородино специализированный автотранспорт в количестве 4 штук, ответчик действовал в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, распоряжение от 04.10.2007 N 597-Р, которым оформлена передача и прекращено право хозяйственного ведения МУП "СКС" в части спорного имущества соответствует перечисленным выше нормам. Правовых оснований для признания недействительной указанной сделки у суда не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2000 рублей относится на МУП "СКС".
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) в течение месяца со дня его принятия, либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 4 июня 2009 г. N А04-1032/2009
Текст решения официально опубликован не был