Прокуратурой Амурской области проверены нормы Закона Амурской области от 24.04.2008 N 20-ОЗ "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в Амурской области" (далее - Закон N 20-ОЗ), установлено следующее.
Как следует из п.п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 20-ОЗ, коренные малочисленные народы в целях сохранения и развития традиционных форм хозяйствования, природопользования и промыслов имеют право на участие в распоряжении лесными участками для ведения охотничьего хозяйства в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов путем согласования органами местного самоуправления районов проживания коренных малочисленных народов соответствующих проектов решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления районов и городских округов.
Таким образом, указанной нормой органам местного самоуправления районов проживания коренных малочисленных народов предоставлены полномочия по согласованию проектов решений органов государственной власти и иных органов местного самоуправления районов и городов областного значения, что противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) (далее - Закон N 131-ФЗ), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Как следует из ч. 2 Закона N 131-ФЗ вопросы местного значения -вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Нормами ст. 17 Закона N 131-ФЗ предусмотрен перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, при этом в соответствии с ч. 3 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Кроме того, ст. 43 Закона N 131-ФЗ установлена система муниципальных правовых актов, в которую входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; а также правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, при этом не предусмотрено согласование принимаемых муниципальных правовых актов с иными органами местного самоуправления, в том числе районов проживания коренных малочисленных народов.
Как следует из п.п. "Ж, 3" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ) (далее - Закон N 184-ФЗ), в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий, а также самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
Статьей 7 Закона N 184-ФЗ установлен порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов и он не предусматривает их согласование с какими-либо органами местного самоуправления, в том числе, органами местного самоуправления районов проживания коренных малочисленных народов.
Кроме того, федеральным законодательством, регулирующим правоотношения в сфере обеспечения прав и законных интересов коренных малочисленных народов (Федеральные законы от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"), для коренных малочисленных народов также не предусмотрены полномочия по согласованию соответствующих проектов решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления районов и городских округов.
Действие на территории области нормы Закона, противоречащей требованиям федерального законодательства, нарушает единое правовое пространство Российской Федерации и Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ" (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ), требую:
Отменить п.п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона Амурской области от 24.04.2008 N 20-ОЗ "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в Амурской области", как незаконный.
Настоящий протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней с момента его поступления, с обязательным участием прокурора. О результатах рассмотрения прокурор области должен быть уведомлен в письменной форме.
Прокурор области |
Н.Л. Пилипчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Амурской области от 8 мая 2009 г. N 7-09/4-2009 "На п. п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона Амурской области от 24.04.2008 N 20-ОЗ "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в Амурской области"
Текст протеста официально опубликован не был