Постановление Администрации Брянской области
от 25 декабря 2006 г. N 811
"О концепции управления демографическими процессами в Брянской области на период до 2015 года"
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года, Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, и постановлением администрации области от 14 ноября 2006 года N 662 "О создании координационного совета по демографической политике в Брянской области", в целях координации деятельности по улучшению демографической ситуации, постепенной стабилизации численности населения и формирования предпосылок последующего демографического роста органов исполнительной власти всех уровней с общественными организациями, средствами массовой информации, активным участием самого населения постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию управления демографическими процессами в Брянской области до 2015 года (далее - концепция).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами руководствоваться положениями концепции:
2.1. До 20 января 2007 года внести свои предложения по решению первоочередных задач областной целевой программы "Демографическое развитие Брянской области на 2008 - 2010 годы".
2.2. Разработать аналогичные программы, направленные на улучшение демографических показателей муниципальных образований.
2.3. Ввести в практику оценку эффективности работы органов исполнительной власти (демографические показатели рождаемости, смертности, притока и оттока переселенцев).
3. Рекомендовать территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Брянской области обеспечить проведение ежеквартального мониторинга состояния демографической ситуации на территории области с последующим направлением результатов в администрацию области.
4. Комитету по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрация области совместно со структурными подразделениями администрации области, органами исполнительной власти, территориальными федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления разработать план мероприятий на 2008 - 2010 годы по реализации концепции управления демографическими процессами в Брянской области.
5. Руководителям органов государственной власти и органов местного самоуправления по истечении полугодия до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информировать координационный совет по демографической политике в Брянской области об исполнении плана мероприятий по реализации концепции управления демографическими процессами в Брянской области.
6. Информационно-аналитическому управлению администрации области опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Старченко Т.А.
Губернатор |
Н.В. Денин |
Концепция
управления демографическими процессами в Брянской области до 2015 года
(утв. постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2006 г. N 811)
Концепция управления демографическими процессами в Брянской области до 2015 года (далее - концепция) разработана на основании Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 1270-р, в соответствии с постановлением администрации области от 14 ноября 2006 года N 662 "О создании координационного совета по демографической политике в Брянской области" и представляет собой систему целей, задач и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов в Брянской области.
В данной концепции проанализирована современная демографическая ситуация в Брянской области и определены пути решения наиболее острых социальных проблем.
Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью ожидаемых результатов.
Современная демографическая ситуация в Брянской области
Демографическая ситуация, сложившаяся в области, характеризуется сложными процессами в общественно-экономическом развитии и является отражением демографических процессов, происходящих в стране в целом.
Сохраняется отрицательный естественный прирост, который в 2005 году составил 10,8 на 1000 населения, что в 1,8 раза выше соответствующего показателя по Российской Федерации в 2005 году (-5,9). В 1986 году данный показатель составлял 5,0 на 1000 населения.
На 1 января 2006 года численность постоянного населения области составила 1331,4 тыс. человек, сократилась за 2005 год на 15,2 тыс. человек (умерло - 26495).
Основные причины смертности: болезни системы кровообращения (63,3 проц.), несчастные случаи, отравления и травмы (13,5 проц.), новообразования (10,7 проц.).
Несмотря на то, что последние 10 лет уровень рождаемости увеличился на 3,4 проц., он не может обеспечить простого воспроизводства населения, так как число умерших превысило число родившихся в 2,2 раза.
Серьезные опасения вызывает фактор ухудшения здоровья населения, прежде всего материнского и детского.
Каждые три женщины из четырех имели в прошедшем году осложненное течение беременности. Наиболее часто встречающимися заболеваниями у беременных женщин являются анемия (40,6 проц. от общего числа заболеваний), болезни мочеполовой системы (28,3 проц.), поздний токсикоз (21,35 проц.), болезни щитовидной железы (15 проц.).
У 70 проц. женщин, родивших в 2005 году, имели место осложнения во время родов и послеродовом периоде.
Рост заболеваемости женщин сказывается на их детородной функции, а в последующем и на состоянии здоровья детей.
В 2005 году пятая часть детей при рождении имела различные группы риска по развитию, из общего числа родившихся 22,2 проц. детей были недоношенными.
В числе умерших детей и подростков от 0 до 15 лет дети, не дожившие до одного года, составили 66 проц., в числе умерших детей до одного года, новорожденные составили 41 процент.
Более 43 проц. случаев приходятся на состояния, возникшие в перинатальном периоде (28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка), то есть заболевания, тесно связанные с репродуктивным здоровьем матери.
Почти 25 проц. в структуре младенческой смертности составляют врожденные пороки развития, что требует совершенствования медико-генетической службы. Около 10 проц. детей младенческого возраста погибают от социальных причин (травмы, отравления, несчастные случаи).
В Брянской области остается высоким показатель смертности (19,8 человека на 1000 населения) как по сравнению с общероссийским (16,1), так и со средним по Центральному федеральному округу (17,4).
Особую тревогу вызывает высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте. В 2005 году в области в трудоспособном возрасте умерло населения больше (8196), чем в 2004 году, на 10,9 проц., или на 806 человек. Из числа умерших в рабочем возрасте мужчины составили 83,4 проц., смертность трудоспособных мужчин в 5 раз превышает смертность их сверстниц.
В структуре смертности трудоспособного населения в 2005 году ведущее место заняли болезни системы кровообращения - 31,2 проц. от общего числа умерших.
34,2 проц. умерших в рабочем возрасте стали жертвами несчастных случаев, отравлений и травм (включая самоубийства и убийства). Среди них особое внимание заслуживают причины, связанные с отравлением алкоголем и самоубийством, они занимают 25 процентов. Чаще такие случаи наблюдаются в городской местности, что составляет 57,7 проц., в основном страдает мужское население.
Высокий уровень смертности сохраняется во всех классах причин, в том числе от травм, полученных при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
Аварийность на автомобильном транспорте в настоящее время превратилась в одну из важнейших социально-экономических и демографических проблем. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности, так как наряду с материальными потерями ежедневно в области погибают один-два человека, около шести получают травмы различной степени тяжести.
Начиная с 2001 года в регионе отмечается значительный рост аварийности на автотранспорте. Всего за последние пять лет количество ДТП возросло на 28,1 проц., число погибших - на 20,6 проц., раненых - на 39,3 процента. Число погибших на 100 тыс. жителей в области, как и по стране в целом, в три раза выше, чем в развитых западных странах. По сравнению с прошлым годом смертность от травматизма возросла на 7,5 процента.
В 2005 году ожидаемая продолжительность жизни населения Брянской области составила 65 лет, в том числе у мужчин - 58, у женщин - 72,9. Ожидаемая продолжительность жизни в Брянской области также ниже общероссийского показателя (65,9) и среднего по Центральному федеральному округу (66,7).
Уменьшение численности населения трудоспособного возраста в будущем негативно отразится на формировании трудовых ресурсов, вызовет дефицит рабочей силы и снижение экономического потенциала Брянской области.
При сохранении негативных тенденций демографического развития прогнозная численность населения в Брянской области в 2026 году уменьшится на 178,6 тыс. человек и составит 1152,8 тыс. человек.
Сложившаяся демографическая ситуация требует особого подхода и объединения общих усилий всех структур власти для преодоления негативных тенденций, стабилизации численности населения Брянской области и формирования предпосылок к дальнейшему демографическому росту.
Цели и задачи демографического развития области
Целью демографического развития Брянской области является комплексная реализация трех направлений: укрепление здоровья и снижение смертности населения, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, повышение эффективности использования миграционных потоков.
В основе данных направлений лежит устойчивое экономическое развитие региона в целях обеспечения роста доходов населения, доступного и высокого качества медицинских услуг, защиты материнства и детства, улучшения экологической обстановки, жилищных условий граждан.
Задачами демографического развития Брянской области являются:
совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи для сохранения репродуктивного здоровья, снижение смертности населения, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
реализация государственных гарантий по обеспечению детей, беременных женщин качественной, бесплатной медицинской помощью, максимально сохранив доступность дорогостоящих видов помощи;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем снижения заболеваемости, профилактики травматизма и отравлений;
снижение тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий, оказание доврачебной медицинской помощи при совершении ДТП;
улучшение качества жизни хроническим больным и инвалидам путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
повышение жизненного уровня населения области на основе обеспечения эффективной занятости трудоспособных граждан путем увязки программ подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования с прогнозами потребности экономики области в работниках соответствующей профессиональной квалификации, организации информационного взаимодействия рынка труда и образовательных услуг;
обеспечение ежегодного роста реальных денежных доходов семьи, позволяющих реализовать их репродуктивный потенциал путем обеспечения поддержки предпринимательской инициативы граждан, роста заработной платы в тесной увязке с результатами профессиональной деятельности и квалификацией, искоренения теневых схем выплаты заработной платы в целях обеспечения прав граждан на достойную пенсию и установление законодательством социальных гарантий;
дальнейшее совершенствование структуры и содержание работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по предоставлению социальных услуг в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;
проведение мероприятий по укреплению материальной базы действующей сети социальных учреждений для пожилых людей и инвалидов, особо уделяя внимание созданию условий, максимально приближенных к домашним, в учреждениях стационарного обслуживания;
регулирование миграционных потоков, в том числе снижение миграционных оттоков населения, повышение привлекательности области для потенциальных мигрантов.
Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
Приоритетами демографического развития в данной области являются:
укрепление репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, формирования в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий и создание условий для этих целей;
приоритетное выделение средств на развитие службы охраны здоровья матери и ребенка из общего объема средств, выделяемых из областного бюджета на здравоохранение;
совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, перинатальной помощи, дальнейшее развитие профилактики и лечения бесплодия;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения для интенсивного наблюдения и лечения беременных и новорожденных;
разработка и внедрение прогрессивных перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беременным и новорожденным, развитие перинатальных центров, разработка и внедрение в практику эффективных медицинских технологий, диагностики, проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременности, абортов и инфекций, передаваемых половым путем;
укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, отдыха и оздоровления, а также путем создания таких структурных подразделений, как отделения (кабинеты) медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и учебных заведениях;
диспансеризация детей в сельской местности с последующим обеспечением доступности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;
улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, раннего выявления болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных заболеваний, путем разработки мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам, детям;
аттестация рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем обеспечения доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями;
развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов;
формирование здорового образа жизни путем организации и проведения пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи);
обеспечение поддержки благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения;
принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств (создание телефонов доверия, домов ночного пребывания для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих места жительства) и совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников;
развитие и совершенствование реабилитационной помощи, развитие санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования;
развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи, организация работ выездных бригад поликлиник с целью обеспечения доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов, сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных больниц, а также службы медико-социальной помощи в сельской местности;
укрепление материально-технической базы лечебно-диагностических учреждений, расположенных в сельской местности;
взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными, религиозными организациями, средствами массовой информации, а также активное участие самого населения в области охраны здоровья;
развитие новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни, в том числе введение в учебные программы образовательных учреждений обязательных разделов, направленных на формирование понятия о ценности здоровья, здорового образа жизни;
повышение эффективности, количества и качества уроков физической культуры, организационно-методического обеспечения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в режиме учебного дня школьника, расширение возможностей дополнительного образования с целью вовлечения как можно большего числа школьников в регулярные занятия спортом;
введение в строй современных физкультурно-оздоровительных комплексов, позволяющих обеспечить потребность в занятиях физической культурой и спортом среди всех слоев населения;
повышение эффективности работы систем санитарно-эпидемиологического надзора и улучшение экологической обстановки в регионе, в том числе путем увеличения расходов на природоохранные мероприятия;
осуществление жесткого контроля за качеством алкогольной продукции, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламой;
обеспечение правопорядка и безопасности дорожного движения путем организации движения, применения технических средств регулирования дорожным движением, повышения уровня безопасности при перевозках пассажиров и грузов, а также контроля за соблюдением правил дорожного движения;
развитие системы подготовки кандидатов на получение прав на управление транспортным средством и допуска к участию в дорожном движении, совершенствование лицензирования в этой сфере, проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения.
Приоритеты демократической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
Приоритетами демографического развития в данной области являются:
организация комплексной работы, направленной на улучшение положения семьи, качества жизни населения, стабилизацию демографической ситуации, а в дальнейшем - повышение рождаемости;
ориентация системы общественных и личностных ценностей на многодетные семьи путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики. Обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) в семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семьи;
разработка механизмов материального стимулирования семей к рождению детей, среди них - дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи;
установление дополнительных гарантий для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов, в том числе обеспечение жильем;
поддержка молодых семей и их ориентация на рождение детей, обеспечение дальнейшего развития центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения их репродуктивного здоровья;
формирование общественного мнения в отношении необходимости укрепления института семьи, семейных форм воспитания;
разработка региональных аспектов обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями, выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье;
развитие и поддержка инфраструктуры дошкольного обучения и воспитания, обеспечение доступности услуг дошкольного образования для всех слоев населения (установление оптимальной родительской платы с адресной поддержкой малоимущего населения);
направление деятельности муниципальных образований на возврат зданий (бывших дошкольных образовательных учреждений для использования их по прямому назначению) и строительство новых;
продолжение работ по созданию и внедрению на территории области общеобразовательных учреждений, работающих в режиме "школа здоровья", обеспечение их необходимым оборудованием;
улучшение качества питания школьников, а также социальной поддержки детей из малообеспеченных, социально незащищенных семей, выделение финансовых средств на организацию льготного питания данной категории детей в общеобразовательных учреждениях области;
обеспечение действенного надзора за соблюдением социальных гарантий работающих женщин и несовершеннолетних независимо от организационно-правовой формы предприятия;
разработка мер по развитию системы социального партнерства на областном и местном уровнях;
включение в коллективные договоры и соглашения всех уровней дополнительных гарантий для работников, имеющих детей, в том числе многодетных семей, а также мер, благоприятствующих сочетанию активной трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, предусмотрение мер по повышению общественного престижа работников, имеющих детей;
создание в регионе условий для приоритетного развития местных производителей и переработчиков пищевого сырья, фирменной торговли в целях производства и реализации населению продуктов массового потребления по доступным ценам.
Приоритеты демографической политики в области миграции
Основными направлениями деятельности органов государственной власти по регулированию миграционных процессов в Брянской области являются:
совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории области, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграция на рынке труда, вступление в профессиональные союзы, реализация их конституционных прав и свобод;
разработка механизмов привлечения иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития области;
разработка механизма приема соотечественников - участников государственной программы переселения, оказание им содействия в обустройстве и трудоустройстве на новом месте жительства, предоставление государственных гарантий и компенсаций расходов на переезд, других выплат, установленных нормативными правовыми актами;
обеспечение взаимодействия федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при решении проблем трудовой иммиграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных граждан в целях защиты рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест.
Информационное обеспечение реализации концепции
Информационное обеспечение предполагает использование данных государственной статистики с целью предоставления населению области достоверных данных о демографических проблемах и путях их решения, которое должно быть достаточно долговременным и последовательным, проработано стратегически и методически.
Важнейшей составляющей успешной реализации информационного обеспечения вопросов демографического развития Брянской области должны стать средства массовой информации, деятельность которых должна быть направлена на формирование гражданской позиции на повышение рождаемости, переориентации системы ценностей на устойчивую семью с несколькими детьми с включением специализированных телевизионных и радиопрограмм, роликов (телесюжетов) социальной рекламы, публикаций в газетах и журналах, направленных на пропаганду здорового образа жизни, рационального питания, обеспечение безопасности жизни.
Развитие системы информированности и повышение образовательного уровня населения о наиболее распространенных заболеваниях и их последствиях, создание и реализация единых установок по охране репродуктивного здоровья и повышение ответственности населения за состояние своего здоровья.
Информирование населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, появлением на рынке опасных для здоровья продуктов, товаров.
Разработка нормативно-правовой базы для проведения информационно-просветительной кампании, направленной на изменение репродуктивных установок семьи, формирование общественного мнения в отношении необходимости укрепления института семьи, повышения ценности детей и статуса родительства.
Механизм реализации концепции
Реализация концепции предполагает:
объединение действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений и организаций, предприятий всех форм собственности, партий и движений, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Брянской области;
разработку и выполнение областных целевых программ, планов, мероприятий, направленных на решение задач, поставленных в концепции, ежегодную ее корректировку;
концентрацию финансовых и материальных ресурсов, направляемых на реализацию приоритетных положений концепции, с учетом использования средств федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений;
организацию постоянно действующего мониторинга изменений в демографической ситуации на территории Брянской области, в том числе мониторинга сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, координацию профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностями рынка труда;
разработку и внедрение стандартов по охране репродуктивного здоровья населения (по мере разработки федеральных стандартов);
разработку и внедрение системы паспортизации социально значимых категорий семей для реализации адресной семейной политики;
заключение областного и отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по повышению уровня оплаты труда, обеспечению занятости населения, сохранению и созданию рабочих мест, улучшению условий и охраны труда;
повышение ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства, включая осуществление комплекса мер, направленных на усиление административной и материальной ответственности руководителей предприятий и организаций внебюджетного сектора экономики за несвоевременность выплаты заработной платы;
разработку и внедрение механизма экономической экспертизы проектов социальных и социально-экономических программ;
регулирование миграционных потоков, в том числе снижение миграционных оттоков населения, повышение привлекательности области для потенциальных мигрантов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Брянской области от 25 декабря 2006 г. N 811 "О концепции управления демографическими процессами в Брянской области на период до 2015 года"
Текст постановления опубликован в информационно-аналитическом бюллетене Администрации Брянской области "Официальная БРЯНЩИНА" от 30 декабря 2006 г. N 20
Постановлением Правительства Брянской области от 19 августа 2024 г. N 377-П настоящий документ признан утратившим силу с 22 августа 2024 г.