Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Мэра
г. Переславля-Залесского
от 11 августа 2006 г. N 1002
Порядок
разработки, принятия и реализации городских целевых программ
1 декабря 2008 г., 1 апреля, 16 июня 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработки целевых программ, их формирования и реализации в городе Переславле-Залесском (далее - Порядок) разработан в целях совершенствования программно-целевых методов бюджетного планирования путем реализации целевых программ.
1.2. Целевые программы по содержанию, ресурсному обеспечению и статусу подразделяются на городские целевые и ведомственные целевые программы.
Городская целевая программа - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения комплекс мероприятий, обеспечивающий решение приоритетных экономических, социальных, культурных, экологических и других проблем города, развитие комплекса городского хозяйства. Городская целевая программа носит межотраслевой характер, включает в себя инвестиционные, научно-технические и (или) структурные мероприятия, финансирование которых осуществляется за счет средств городского бюджета, средств других бюджетов и (или) внебюджетных источников.
Ведомственная целевая программа является программой развития ведомства, носит внутриотраслевой характер, объединяет расходы на реализацию мероприятий, предоставление услуг, направленных на решение конкретной задачи, стоящей перед субъектом бюджетного планирования. Реализация ведомственной программы осуществляется одним главным распорядителем (распорядителем) средств городского бюджета. Финансирование ведомственных целевых программ осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете города субъекту бюджетного планирования.
Мероприятия ведомственных целевых программ не могут дублировать мероприятия городских целевых программ.
Расходы городских целевых программ не могут быть включены в ведомственные целевые программы.
В состав целевой программы не включаются расходы на объекты капитального строительства, включенные в установленном порядке в адресную инвестиционную программу города Переславля-Залесского, за счет средств городского бюджета Переславля-Залесского, а также расходы на содержание муниципальных учреждений.
1.3. Целевая программа разрабатывается на период, необходимый для достижения поставленных в ней целей.
По срокам реализации городские целевые программы подразделяются на краткосрочные (со сроком реализации менее трех лет) и долгосрочные (со сроком реализации три года и более).
Долгосрочная городская целевая программа разрабатывается в случае, если для решения поставленных задач требуется комплексный подход и участие в реализации нескольких отраслевых и (или) структурных подразделений Администрации города, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, юридических и физических лиц, прочих заинтересованных организаций.
Ведомственная целевая программа утверждается на срок до 3 лет включительно.
Каждый год реализации целевой программы равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Долгосрочная городская целевая программа может включать в себя подпрограммы, направленные на решение конкретных задач в рамках целевой программы, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Ведомственная целевая программа не подлежит разделению на подпрограммы.
2. Порядок разработки целевых программ, их формирования и реализации
Этапы подготовки и реализации целевой программы (далее - Программа) включают в себя:
- отбор проблемы для программной разработки Программы;
- формирование Программы;
- реализацию Программы;
- контроль за реализацией Программы.
Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 16 июня 2010 г. N 785 в пункт 2.1 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Отбор проблемы для программной разработки Программы
Инициаторами постановки проблем для решения программными методами могут выступать Мэр города Переславля-Залесского, заместители Главы администрации, заинтересованные структурные подразделения Администрации города с учетом предложений юридических и физических лиц.
Отбор проблем для программной разработки определяется по следующим критериям:
- значимость проблемы и невозможность ее решения в приемлемые сроки за счет использования действующих бюджетных механизмов;
- соответствие решения проблемы приоритетам и целям социально-экономического развития города;
- характеристика сложившейся проблемной ситуации (основные оценочные показатели и сведения, обосновывающие необходимость решения указанной проблемы, динамика показателей по данной проблеме за предыдущие годы, сравнение с нормативными показателями, аналогичными показателями в других муниципальных образованиях Российской Федерации или среднероссийским уровнем, итоги исполнения предшествующих аналогичных программ) и анализ причин возникновения проблемы;
- необходимость координации действий органов местного самоуправления города Переславля-Залесского и организаций, привлекаемых к участию в реализации Программы;
- наличие федеральных и областных целевых программ, в рамках которых могут быть привлечены средства федерального и областного бюджетов.
Разработке проекта Программы предшествует разработка и согласование концепции Программы.
Концепция Программы должна включать следующие разделы:
- стратегическую цель развития города Переславля-Залесского, на достижение которой будет направлена Программа;
- оценку преимуществ и рисков, включая обоснование предлагаемого способа решения проблемы и общую характеристику системы программных мероприятий;
- характеристика и содержание проблемы, анализ причин ее возникновения;
- предложения по целям и задачам целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации целевой программы по годам и в целом;
- ориентировочные сроки, а в случае необходимости этапы решения проблемы программно-целевым методом;
- предложения по разработчикам и исполнителям целевой программы;
- данные о потребности в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения;
- предварительная оценка ожидаемых результатов от реализации предлагаемого варианта решения проблемы.
Разработанная концепция Программы направляется в срок до 1 августа года, предшествующего началу реализации Программы, в Администрацию города Переславля-Залесского.
Администрация города Переславля-Залесского на основании представленных концепций целевых программ формирует перечень планируемых к разработке Программ на очередной финансовый год и плановый период для утверждения Мэром города в форме постановления.
Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 1 апреля 2010 г. N 357 в пункт 2.2 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Формирование Программы
Формирование Программы производится разработчиком целевой программы - субъектом бюджетного планирования.
Разработчики Программы направляют проект Программы на предварительное рассмотрение и согласование ответственным должностным лицам, курирующим данное направление, и в структурные подразделения Администрации города Переславля-Залесского.
Ответственные должностные лица, курирующие данное направление и структурные подразделения Администрации города Переславля-Залесского оценивают представленный проект Программы на соответствие предъявляемым к нему требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, в случае необходимости формируют рекомендации по доработке проекта Программы.
Программы на очередной финансовый год утверждаются постановлением Мэра города Переславля-Залесского не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете города в Переславль-Залесскую городскую Думу.
При наличии дополнительных поступлений в городской бюджет и (или) сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов городского бюджета Программы могут быть утверждены постановлением Мэра города Переславля-Залесского в течение всего финансового года. При этом вносятся соответствующие изменения а решение о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программ утверждается решением Переславль-Залесской городской Думы о бюджете города Переславля-Залесского на очередной финансовый год и плановый период в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой Программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвержденными Программами.
Ведомственная программа состоит из следующих разделов:
2.2.1. Паспорт Программы.
Паспорт Программы отражает основные ее положения: наименование Программы, основания для разработки, заказчик, разработчики, руководитель, исполнители, цели, перечень разделов Программы, сроки реализации, объемы и источники финансирования, контроль за исполнением Программы, основные ожидаемые результаты реализации Программы.
2.2.2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы.
Раздел содержит развернутое описание проблемы, включая анализ причин ее возникновения, а также обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и описание основных возможных рисков, связанных с ее решением.
2.2.3. Цели и задачи Программы.
Раздел содержит развернутые формулировки целей и задач для их достижения. Цель Программы формулируется как определенное представление о конечном итоге, материальная или социальная модель результата деятельности. Цели Программы должны отвечать следующим требованиям:
- специфичность (соответствие компетенции ответственного исполнителя целевой Программы);
- достижимость (потенциально достижимы);
- измеримость (возможность проверки достижения целей).
Задачи Программы - это определение путей и методов для достижения цели Программы.
Задачи Программы должны отвечать следующим требованиям:
- приближают достижение цели;
- необходимы и достаточны для достижения цели;
- сконцентрированы на этапах достижения цели;
- ясно изложены.
2.2.4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению целей Программы.
Раздел содержит перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач Программы и достижения поставленных целей, а также информацию о сроках реализации каждого мероприятия с указанием объемов финансирования по годам, ответственного за исполнение по каждому мероприятию. Программные мероприятия увязываются по срокам и ресурсам, обеспечивающим решение задач Программы.
2.2.5. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам.
В данном разделе Программы содержится обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации Программы, а также сроков и источников финансирования.
Кроме того, раздел включает в себя обоснование возможности привлечения для реализации программных мероприятий, помимо средств городского бюджета, внебюджетных средств и описание механизмов привлечения этих средств. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программ, относятся поступления от участников реализации Программ, включая организации негосударственного сектора экономики, средства некоммерческих, в том числе общественных, организаций и другие поступления.
Показатели раздела увязываются с итогами перечня мероприятий и объемами финансирования Программы по годам.
2.2.6. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах для достижения целей и результатов Программы.
Раздел содержит обоснование необходимых для реализации Программы средств городского бюджета в разрезе отраслей городского хозяйства, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Потребность в бюджетных средствах для реализации Программы обосновывается соответствующим расчетом в соответствии со сметными правилами.
2.2.7. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации.
В разделе определяется система управления реализацией Программы, включающая в себя разграничение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за реализацию Программы.
2.2.8. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы.
Раздел содержит систему индикаторов, определяющих эффективность деятельности по реализации целевой Программы.
Индикатор - это оценка, характеристика исследуемого объекта в течение времени. Она позволяет установить текущее положение (базу) и проследить число и/или процентное соотношение изменений или улучшений.
Методика расчета индикаторов содержит наименование индикаторов, единицы измерения индикаторов, определение индикаторов, наименование, определение и значение базовых показателей, источники данных для расчета индикаторов.
Целевые индикаторы для ведомственной целевой программы формируются в соответствии с показателями осуществления функций и достижения задач, стоящих перед субъектом бюджетного планирования.
2.2.9. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы.
Раздел Программы содержит описание поддающихся количественной оценке социальных, экономических и экологических результатов, ожидаемых при реализации Программы, общую оценку вклада Программы в социально-экономическое развитие города. Показатели конечных результатов Программы - это последствия выполнения запланированных мероприятий, поставленных задач, свидетельствующие о достижении цели Программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы могут быть:
- прямые (непосредственные) результаты - объем общественных благ, услуг или работ, произведенных в результате реализации Программы;
- конечные социальные результаты - социально-экономический и/или экологический эффект от реализации Программы.
2.2.10. Разработка долгосрочной целевой программы.
2.2.11. Проект Программы должен содержать:
титульный лист Программы с указанием ее наименования, отражающего суть Программы, и сроков ее действия;
паспорт Программы по форме 1 к настоящему Порядку;
сведения об общей потребности в ресурсах по форме 2 к настоящему Порядку;
текст Программы с приложениями.
2.2.12. Проект Программы должен включать следующие основные разделы:
I. Содержание проблемы
Данный раздел должен содержать развернутую постановку проблемы, а также анализ проблемной ситуации с использованием общепринятых методов (с учетом специфики решаемой проблемы). Раздел также должен содержать анализ внутренних факторов, возможностей и угроз со стороны внешних факторов, прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода, анализ различных вариантов решения проблемы, оценку вклада Программы в решение стратегических задач по социально-экономическому развитию города.
II. Цель(и) и задачи Программы
Данный раздел должен содержать развернутую формулировку цели(ей) Программы и задач, решение которых обеспечит ее достижение. К формулировке цели(ей) Программы предъявляются следующие требования:
основные цели и задачи Программы должны соответствовать основным направлениям и приоритетам социально-экономического развития города;
специфичность (цель(и) должна(ы) соответствовать компетенции ответственного исполнителя, исполнителей программных мероприятий и не совпадать с целью(ями) иной утвержденной в установленном порядке программы);
достижимость (цель(и) должна(ы) быть потенциально достижима(ы));
измеряемость (должна существовать возможность проверки факта решения проблемы и (или) степени достижения цели(ей));
привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели(ей) и, при необходимости, этапы решения проблемы с определением промежуточной(ых) цели(ей)).
III. Сроки (этапы) реализации Программы
Данный раздел должен содержать описание основных этапов реализации Программы с указанием прогнозируемых значений индикаторов и показателей для каждого этапа и года реализации.
Система индикаторов и показателей должна удовлетворять следующим требованиям:
соответствие системе цели(ей) и задач Программы;
отражение степени достижения цели(ей) Программы и хода решения каждой из поставленных в Программе задач;
обеспечение возможности осуществления предварительного (оперативного) контроля реализации Программы в течение года.
IV. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Данный раздел должен содержать описание поддающихся количественной и качественной оценке ожидаемых результатов и эффекта от непосредственной деятельности исполнителей по реализации Программы.
Методики оценки результативности и эффективности Программы приводятся в отдельных приложениях к Программе и должны содержать четкие критерии отнесения Программы к разряду реализуемых с высокой, средней или низкой степенью результативности или эффективности соответственно.
Оценка результативности определяется как степень достижения запланированного результата.
Оценка эффективности Программы осуществляется по двум направлениям:
общая оценка вклада Программы в решение целей и задач по социально-экономическому развитию города (социальных, экономических и экологических последствий от реализации Программы);
оценка эффективности расходования бюджетных средств (соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами).
V. Механизм реализации Программы
Данный раздел должен содержать информацию о:
механизме управления реализацией Программы;
механизме реализации отдельных мероприятий;
сроках и результатах выполняемых работ, разграничении полномочий и ответственности различных единиц управления, исполнителей отдельных программных мероприятий;
механизме финансирования программных мероприятий;
порядке приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для реализации программных мероприятий;
порядке размещения в электронном виде информации о Программе и ходе ее реализации.
VI. Перечень программных мероприятий
Данный раздел должен содержать перечень мероприятий (объектов) с указанием по каждому мероприятию (объекту) предполагаемых объемов финансирования, источников финансирования, сроков выполнения, результатов, исполнителей. Перечень мероприятий Программы должен отражать степень участия в данном мероприятии и направление деятельности каждого исполнителя Программы.
В состав затрат на реализацию Программы не могут включаться расходы на текущее содержание муниципальных учре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.