Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэра г. Ярославля
от 24 сентября 2003 г. N 3310
Основные направления бюджетной и налоговой
политики города Ярославля на 2004 год
Настоящий документ разработан в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации на 2004 год, постановлением Губернатора Ярославской области "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2004 год", Стратегией развития города Ярославля до 2010 года и определяет основные задачи и направления бюджетной и налоговой политики города Ярославля на 2004 год.
Основной целью бюджетной и налоговой политики города Ярославля в 2004 году будет являться поддержка и развитие социальной сферы города, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, повышение эффективности системы управления муниципальными финансами и муниципальной собственностью.
Основные задачи бюджетной и налоговой
политики на 2004 год
В 2002 году снизились темпы роста в экономике города: по сравнению с уровнем 2001 года индекс физического объема промышленного производства составил 102,9%, в то время как в прошлом году он достиг 113,7%. Это было вызвано ухудшением условий хозяйственной деятельности предприятий, выразившимся в росте импорта, обусловленном укреплением рубля, при одновременном увеличении издержек, вызванном как ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, так и опережающим ростом заработной платы над производительностью труда. Итоги первых 7 месяцев 2003 года позволяют говорить о некотором оживлении в экономике - темпы роста объемов промышленного производства в сопоставимых ценах составили 103,1%.
В сложившейся ситуации бюджетная и налоговая политика должна основываться на четком понимании возможностей городского бюджета, закреплении и последующем соблюдении приоритетов в его расходах.
Важнейшими задачами бюджетной и налоговой политики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение стабильного роста экономики города. В связи с этим бюджетная и налоговая политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, повышению конкурентоспособности городской экономики, обеспечению социальной стабильности через рост доходов и социальной защищенности населения.
Для успешного решения этих задач бюджетная и налоговая политика в 2004 году должна осуществляться в следующих основных направлениях:
1. Увеличение доходов городского бюджета и повышение эффективности использования муниципальной собственности
По итогам 2002 года доходная часть городского бюджета составила 3870,1 млн. руб., расходная - 3976,3 млн. руб. Темп роста доходов в сравнении с предыдущим годом составил 122,8%, расходов - 124,2%. Более чем в 2 раза увеличился дефицит бюджета, составив 106,2 млн. руб. В 1 полугодии 2003 года доходы бюджета выросли на 3,1%, а расходы - на 8,7%, что привело к формированию дефицита в 157,7 млн. руб. Из-за существенного снижения в 2002 году прибыли и увеличения количества убыточных организаций были значительно не выполнены плановые показатели по поступлению в бюджет налога на прибыль.
В сложившихся условиях особую остроту приобретает обеспечение наполняемости доходной части городского бюджета, которое должно осуществляться, во-первых, путем увеличения собираемости налогов за счет погашения предприятиями города налоговой задолженности и индивидуальной работы с налогоплательщиками, значительно снижающими налоговые платежи в городской бюджет, и, во-вторых, через отстаивание интересов города при распределении налоговых доходов между городским бюджетом и бюджетами вышестоящих уровней.
Другим существенным резервом роста доходов бюджета города является повышение эффективности использования муниципальной собственности. Для этого, в первую очередь, необходимо завершить формирование реестра объектов муниципальной собственности, повысить эффективность их аренды и приватизации. Должна быть проведена инвентаризация заключенных договоров аренды с поэтапным пересмотром действующих ставок и доведением их до рыночного уровня. Льготные условия должны предоставляться арендаторам, осуществляющим социально значимые виды деятельности. Критерии отнесения к таким видам деятельности должны быть нормативно определены, а соблюдение условий льготной аренды контролироваться в течение года.
По-прежнему актуальной остается задача перехода к утверждению органами городского самоуправления планов развития муниципальных предприятий и последующего контроля их выполнения. Необходимо провести инвентаризацию функций и задач организаций муниципального сектора на предмет их соответствия потребностям города, а также анализ их экономической деятельности. По итогам этой работы должны быть приняты решения о дальнейшей судьбе организаций муниципального сектора (приватизация, сдача в аренду, ликвидация, смена руководства и др.).
Учитывая внесенные в уставы муниципальных предприятий изменения, отражающие принципы планирования деятельности, отчетности и распределения прибыли (в т.ч. отчисления ее части в бюджет города), необходимо усилить контроль и анализ эффективности их работы.
Еще одним перспективным средством увеличения доходной части бюджета является поддержка товаропроизводителей и создание благоприятных условий хозяйствования, так как привлекаемые в результате такой работы инвестиции и рост объемов производства существенно повышают налоговые доходы бюджета города. Для успешной реализации бюджетной и налоговой политики в этом направлении необходимы стабильность налоговой системы и последовательность действий властей города как факторов легализации бизнеса и привлечения в городскую экономику новых хозяйствующих субъектов. Кроме того, нужно оптимизировать порядок предоставления земельных участков инвесторам, а также продолжить разработку новых и совершенствование существующих механизмов бюджетного стимулирования инвестиционной деятельности, таких как льготное налогообложение, субвенции, льготные условия аренды муниципального имущества, компенсация части процентных платежей по банковским кредитам, привлекаемым для финансирования инвестиционных проектов.
В связи с постоянно возрастающей ролью малого бизнеса в экономической жизни города и трудоустройстве горожан следует осуществить такие мероприятия по его поддержке, как субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в производстве и поставке продукции для муниципальных нужд, содействие производственной кооперации (контрактации) для взаимного использования конкурентных преимуществ деловых партнеров и другие мероприятия.
Предстоит приложить максимальные усилия для включения приоритетных для города инвестиционных проектов в различные региональные и федеральные инвестиционные программы. Подписание Президентом России Указа о праздновании 1000-летия Ярославля благоприятствует этой работе. Представляется перспективным создание некоммерческого фонда поддержки подготовки 1000-летия города.
2. Рационализация расходов городского бюджета
По итогам работы в этом направлении можно отметить следующие положительные результаты. В полном объеме были профинансированы социально-значимые статьи расходов городского бюджета, к концу 2002 года стабилизировалась кредиторская задолженность отраслей городского хозяйства, а задолженность бюджета перед теплоснабжающими организациями сократилась более чем в два раза, что позволило обеспечить бесперебойное снабжение населения и объектов социально-культурной сферы отоплением и горячей водой. Продолжился переход бюджета города на казначейское исполнение, в рамках которого были разработаны и утверждены необходимые нормативные документы, проведена автоматизация этого процесса, отработаны вопросы взаимодействия департамента финансов и ГРКЦ Главного Управления Центрального Банка по Ярославской области. Было установлено нормативное ограничение объема предоставляемых налоговых льгот в размере 3% доходной части городского бюджета. Фактически же объем предоставляемых льгот не превышал 1%. В 2002 и 1 полугодии 2003 года было проведено 58 конкурсов на размещение муниципального заказа с экономическим эффектом в 21,4 млн. руб.
Однако наблюдался и ряд негативных моментов. Продолжалась централизация налоговых доходов на федеральном уровне, из-за недостаточности средств, перечисляемых из вышестоящих бюджетов, продолжала расти задолженность городского бюджета перед организациями города, связанная с предоставлением льгот по оплате услуг в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В сложившихся условиях в 2004 году задача повышения эффективности расходования бюджетных средств будет особенно актуальна. Для ее выполнения необходимо: во-первых, продолжить составление и ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств городского бюджета, для исключения не финансируемых обязательств, недопущения роста кредиторской задолженности бюджетополучателей, обеспечения контроля целевого, оперативного и экономного использования бюджетных средств; во-вторых, усовершенствовать процедуру разработки и исполнения городских целевых программ за счет установления и соблюдения приоритетов городской социальной и инвестиционной политики и повышения ответственности заказчиков программ и соответствующих должностных лиц за рациональность расходования средств и достижение поставленных в программах целей; в-третьих, создать базу данных получателей социальных льгот и выплат для расширения практики их адресного предоставления; в-четвертых, предоставлять налоговые льготы ограниченному кругу категорий юридических лиц, обеспечивающих общественные потребности. При предоставлении налоговых льгот организациям, осуществляющим реализацию коммерческих инвестиционных проектов, помимо бюджетной эффективности, должна учитываться их социальная значимость для города; в-пятых, расширить применение конкурсной системы размещения муниципального заказа. Для снижения стоимости закупаемой продукции нужно использовать возможности централизованных закупок однородной продукции, необходимой нескольким муниципальным заказчикам. В целях обеспечения своевременности и полноты финансирования закупок для муниципальных нужд необходимо интегрировать процесс их планирования в бюджетный процесс.
3. Обеспечение надежного функционирования городской инфраструктуры
В целях совершенствования городской инфраструктуры в 2002 году была начата работа по корректировке генерального плана города, правил землепользования и застройки. В 3 квартале 2003 года разработаны следующие разделы генерального плана: схема территориального развития города (концепция), схема зон охраны памятников истории и культуры, схема планировочной оценки территории, схема современного использования территории, схема планировочной структуры города, схема функционального зонирования территории, схема территориального зонирования, схема городского и внешнего транспорта. В 2004 году нужно завершить корректировку генерального плана города и приступить к его реализации.
Важными результатами работы в области транспортного обеспечения населения стали успешная реализация программы обновления подвижного состава и привлечение альтернативных перевозчиков к обслуживанию пассажирских маршрутов на условиях транспорта общего пользования.
В 2004 году необходимо завершить внедрение автоматизированной радионавигационной системы диспетчерского управления пассажирским транспортом, изучить объемы и структуру городских пассажиропотоков для рационализации работы городского транспорта, увеличить его доходы путем упорядочения действующих льгот по оплате проезда и повышения эффективности системы сбора проездной платы.
В жилищно-коммунальном хозяйстве города продолжалась реализация программы "Энергосбережение" (экономический эффект составил в 2002 году - 417,9 тыс.руб., в 1 квартале 2003 - 31,5 тыс.руб.). В целях снижения дотационности отрасли увеличивалась доля платежей населения в фактической стоимости услуг, а эффективная работа системы жилищных субсидий позволила сохранить достаточно низкий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг для социально незащищенных слоев населения.
В 2004 году необходимо начать освоение средств Европейского Банка реконструкции и развития, направляемых на реализацию программы совершенствования муниципального водоснабжения.
Важным направлением работы остается развитие конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг. Его реализация должна осуществляться путем проведения конкурсов на право выполнения муниципального заказа по содержанию и ремонту жилищного фонда, целевым программам в отрасли, мероприятиям по подготовке к зимнему сезону. Также необходимо способствовать привлечению в отрасль инвестиций, содействовать созданию товариществ собственников жилья.
В целях предоставления горожанам качественных жилищно-коммунальных услуг по доступным ценам необходимо исключить непроизводственные расходы жилищно-коммунальных предприятий, выявить и устранить "узкие места" в их работе, повысив за счет этого ее эффективность. Для населения тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут формироваться, исходя из уровня платежей граждан (процента оплаты населением жилищно-коммунальных услуг от их полной стоимости), утвержденного муниципалитетом до принятия бюджета города.
В целях надежного и бесперебойного снабжения электрической энергией городской инфраструктуры и объектов нового строительства, сохранения, модернизации и развития электрических сетей в городе необходимо реализовать мероприятия, предусмотренные на 2004 год городской программой развития электрических сетей с питающими подстанциями и сетями на территории города Ярославля до 2010 года.
4. Обеспечение социальной поддержки населения и экологической безопасности
Оценивая ситуацию в социальной сфере города в 2002 и начале 2003 года, необходимо отметить полноту, своевременность и больший по сравнению с 2001 годом объем ее финансирования, рост размера оплаты труда работников, увеличение объемов помощи социально незащищенным категориям населения. Строились новые и реконструировались действующие объекты. Началось внедрение в муниципальный сектор экономики пластиковых карт.
Была принята городская программа "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ярославле на 2003-2007 годы", согласно которой в 2003 году планируется обеспечить двухкомнатными квартирами 23 молодые семьи.
В 2004 году необходимо продолжить работу по повышению социальной защищенности населения города. Для этого нужно открыть в учреждениях социального обслуживания населения отделений социальной помощи семье и детям, создать условия для перечисления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан.
В сфере обеспечения экологической безопасности горожан особую остроту приобрели проблемы очистки города от мусора и размещения твердых бытовых отходов. Для их решения в 2003 году был построен завод по сортировке и прессованию твердых бытовых отходов. Следующим шагом должна стать организация эффективной системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
5. Совершенствование бюджетного процесса, межбюджетных отношений и управления городскими финансами
В 2004 году необходимо продолжить выполнение ранее поставленных задач, имеющих долгосрочный характер. К ним относятся: - реализация программы информатизации органов городского самоуправления в соответствии с городской целевой программой "Поддержка развития современных информационных технологий на территории города Ярославля на 2003-2010 гг." ("Электронный Ярославль"); - совершенствование казначейских технологий исполнения городского бюджета; - совершенствование системы и улучшение качества социально-экономического и финансового прогнозирования.
Необходимо принять активное участие в подготовке предложений через ассоциации и союзы муниципальных образований по внесению изменений и дополнений в проект Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", связанных с разграничением доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и обеспечением финансовой самостоятельности органов местного самоуправления при решении отнесенных к их компетенции вопросов.
Кроме того, необходимо будет привести структуру органов городского самоуправления в соответствие со стоящими перед ними задачами, исключить дублирование функций, теснее и активнее сотрудничать со всеми слоями городского сообщества - именно в этом видится залог успешной реализации поставленных на 2004 год задач.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра г. Ярославля от 24 сентября 2003 г. N 3310 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.