Договаривающиеся стороны: Администрация Ярославской области (далее - Администрация), Ассоциация "Экономический совет", Федерация предпринимателей области (далее - Работодатели), областной совет профсоюзов (далее - Профсоюзы) заключили настоящее соглашение с целью создания необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности области, развития производства и предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся, жителей области на основе практического внедрения принципов социального партнерства.
Настоящее соглашение заключено на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
Стороны признают необходимыми заключение# областных отраслевых, городских (районных) соглашений, коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в городах, районах, отраслях и на предприятиях. Обязательства и гарантии, включенные в данное соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Стороны, подписавшие настоящее соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Соглашение открыто для подписания всеми заинтересованными объединениями работодателей и профсоюзов, действующими в Ярославской области.
В целях реализации настоящего соглашения стороны договорились о нижеследующем:
I. Развитие экономики и обеспечение занятости населения
А. В области экономической политики
Администрация области:
1.1. Принимает меры к созданию благоприятных условий для развития производства методами кредитно-финансовой и налоговой политики.
Разрабатывает совместно с ассоциацией "Экономический Совет" Ярославской области и вносит в июле 1997 года на утверждение Государственной Думы области проект закона Ярославской области "О государственной поддержке товаропроизводителей".
1.2. Формирует в адрес законодательных и исполнительных органов власти РФ предложения и добивается принятия законодательных и иных нормативных актов, способствующих развитию экономики, обеспечению экологи- ческой безопасности, подъему уровня жизни и социальной защищенности населения области.
Гарантирует исполнение законодательных актов Российской Федерации на территории области.
1.3. Обеспечивает реализацию Закона Ярославской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Ярославской области".
1.4. Разрабатывает и организует выполнение областной государственной программы поддержки и развития малого предпринимательства.
1.5. Осуществляет рассмотрение целевых программ и отдельных инвестиционных проектов, направленных на улучшение социально-экономического положения предприятий, и их включение в Государственную инвестиционную программу Ярославской области в установленном порядке. Контролирует ход реализации инвестиционных проектов и программ.
1.6. Способствует развитию лизинговой деятельности на территории Ярославской области. Оказывает поддержку деятельности организаций в сферах инвестиционного консультирования, проектирования и менеджмента на территории Ярославской области.
1.7. Добивается принятия Правительством Российской Федерации решения о порядке использования поступающих на расчетные счета предприятий средств, разрешающем направлять не менее 30 процентов этих средств на неотложные нужды предприятий, в том числе на выплату заработной платы.
1.8. Проводит экономически обоснованные взаимозачеты по налогам и иным обязательным платежам в государственный бюджет Ярославской области и муниципальные бюджеты. Проводит работу по осуществлению взаимозачетов с федеральным бюджетом, внебюджетными фондами, а также РАО "Газпром", РАО "ЮС".
1.9. Проводит работу по конверсии ведомственного жилого фонда, объектов коммунального хозяйства и соцкультбыта в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
1.10. Обеспечивает реализацию мер государственного регулирования цен и тарифов, с целью сдерживания их роста, а также созданию конкурентной среды на рынке товаров и услуг.
Для этого:
- производит пересмотр цен (тарифов) на продукцию и услуги предприятий - естественных монополистов не чаще одного раза в квартал и не более чем на величину индекса роста средних оптовых цен на продукцию промышленных предприятий области;
- содействует достижению паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги путем участия в разработке механизма их регулирования;
- способствует созданию межведомственного транспортного тарифного комитета при Правительстве области для определения ценовой политики на транспорте с целью повышения конечного экономического эффекта функционирования промышленно-производственной и социальной сфер экономики области.
1.11. Организует проведение комплекса мероприятий по созданию условий для внедрения на предприятиях промышленности, торговли и сферы услуг современной системы качества на базе международных стандартов ИСО 9000.
1.12. Разрабатывает механизм снижения общего уровня налогообложения и создания условий для льготного кредитования учреждений (организаций) здравоохранения, социального обеспечения, культуры, образования, общественного питания, сельхозпредприятий, оказывающих социально-значимые услуги.
1.13. С целью финансовой стабилизации предприятий почтовой отрасли рассматривает возможность установления на 1997 год льготы по местным налогам и аренде помещений предприятиям почтовой связи.
1.14. Контролирует выполнение конкурсных условий договора при осуществлении деятельности приватизированных предприятий.
1.15. Оказывает государственную поддержку организациям агропромышленного комплекса посредством выделения из государственного бюджета области средств на повышение плодородия почв, дотации на продукцию животноводства, развитие фермерских хозяйств, садоводство и огородничество и прочие мероприятия в сумме 138,6 млрд.рублей, в соответствии с Законом Ярославской области "О государственном бюджете Ярославской области на 1997 год".
1.16. Способствует созданию фондов поддержки руководителей коллективных сельских хозяйств и индивидуального жилищного строительства на селе.
1.17.Осуществляет в течение года передачу объектов социальной сферы и жилья в муниципальную собственность в пределах средств, выделяемых на эти цели государственным бюджетом РФ. На период передачи осуществляет компенсацию затрат на ее содержание в соответствии с нормативно-правовыми актами области.
1.18. Осуществляет за счет средств государственного бюджета области,# выделение дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности на произведенную сельскохозяйственную продукцию в расчете на рубль реализованной продукции.
1.19. С целью сохранения пригородных тепличных хозяйств,# добивается установки Региональной энергетической комиссией тарифов на электрическую и тепловую энергию в размере 50% от величины тарифов# установленных для промышленных потребителей. Содействует установлению остальным сельским товаропроизводителям льготных тарифов на электроэнергию и другие энергоносители, сохраняет механизм приобретения и обновления парка сельхозмашин по лизингу.
1.20. Разрабатывает комплекс мер и программы по защите отечественных товаропроизводителей сельхозпродукции и формированию государственной политики по ее реализации через систему квотирования и гарантиями бюджетов всех уровней.
1.21. Принимает меры по насыщению потребительского рынка товарами и услугами за счет местных товаропроизводителей и поставок недостающей продукции на основе межрегиональных соглашений, проведения оптово-розничных ярмарок.
1.22. Координирует деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований в вопросах торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Оперативно решает проблемы по обеспечению госбюджетных учреждений области основными продуктами питания.
1.23. Регулярно информирует население через средства массовой информации о положении дел в производственном комплексе.
1.24. Добивается преобразования задолженности по налогам (недоимкам) и платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды в кредит с началом срока выплаты 01.01.2000 года по ставке, соразмерной с инфляцией на федеральном, региональном и местном уровне.
1.25. Добивается от Правительства Российской Федерации замораживания задолженностей предприятий перед энерго- и газоснабжающими организациями на электрическую и тепловую энергию, превращения их в долгосрочный кредит с началом выплаты 01.01.2000 года.
1.26. Добивается установления порядка, предусмотренного п.2 Указа Президента РФ N 685 от 08.05.96 об отмене авансовых платежей не чаще одного раза в месяц на всех без исключения налогоплательщиков, распространения его на иные сборы и платежи во внебюджетные фонды.
1.27. Добивается пересмотра порядка взимания налогов по отгрузке продукции, сохранив порядок уплаты налогов после ее реализации.
1.28. Добивается проведения контролируемой денежной эмиссии для приведения к общепринятой практике соотношение# внутреннего валового продукта и рублевой денежной массы.
1.29. Изучает возможность введения в целях защиты российских (ярославских) товаропроизводителей установления ввозных таможенных пошлин на импорт товаров, производящихся в достаточном количестве в Российской Федерации, выгодных для развития собственного производства, а также не облагания#таможенными пошлинами ввозимых разработок, новых технологий и оборудования, необходимых для повышения конкурентоспособности российских (ярославских) товаров.
1.30. Добивается приостановления действия Указа Президента РФ N 199 от 14.02.96 г. "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций" на территории области.
1.31. Изучает возможности освобождения на пять лет от всех видов федеральных, региональных и местных налогов и сборов 70% прироста объемов производства, реализации и прибыли.
Работодатели:
1.32. Разрабатывают и реализуют меры по стабилизации и повышению эффективности производства, при необходимости проводят его структурную перестройку.
В этих целях:
- изыскивают возможности для сохранения и наращивания объемов производства и услуг за счет изучения потребительского рынка, выпуска необходимых потребителю товаров народного потребления, продуктов питания и оказания услуг;
- повышают качество, конкурентоспособность продукции, обеспечивая ею потребности внутреннего рынка при одновременном увеличении экспортных поставок;
- финансируют и организуют подготовку и повышение квалификации кадров на предприятии, уделяя особое внимание молодежи.
1.33. Обеспечивают своевременное перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
1.34. Заключают коллективные договоры с профсоюзными комитетами или с иными представительными органами, уполномоченными работниками на предприятиях и в организациях всех форм собственности, или вносят в них необходимые изменения при условии заключения коллективного договора на более длительный срок.
Б. В области обеспечения занятости населения: Администрация, Работодатели, Профсоюзы:
1.35. Разрабатывают и реализуют областную программу содействия занятости населения.
Осуществляет реализацию мероприятий по обеспечению выполнения комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1997-2000 г.г. в Ярославской области.
1.36. В течение I квартала 1997 года разрабатывают экономический блок, предусматривающий меры государственной власти по становлению производственного комплекса области как основного условия снижения уровня безработицы.
1.37. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости на всех уровнях и обеспечивают реализацию его рекомендаций и предложений.
Администрация:
1.38. Постоянно информирует население области и работодателей через средства массовой информации о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, об услугах, оказываемых областной службой занятости.
1.39. Ежеквартально информирует население и координационный Совет содействия занятости населения о формировании и расходовании фонда занятости.
1.40. В необходимых случаях в заключаемых контрактах с директорами государственных предприятий Ярославской области предусматривает условия по сохранению рабочих мест, предотвращению массовых увольнений.
1.41. Для сохранения рабочих мест в торфяной промышленности способствует приобретению сельхозторфа предприятиями агропромышленного комплекса в количестве не менее 40 тыс.тонн.
1.42. Разрабатывает порядок проведения социальной экспертизы областных инвестиционных программ, учитывающей оценку их влияния на занятость населения и другие аспекты социальной сферы.
1.43. Осуществляет дополнительное финансирование учреждений начального профессионального образования.
1.44. В рамках программы "Молодежь" обеспечивает:
- информирование о возможностях трудоустройства подростков, организацию учета и направления желающих трудоустроиться на временные рабочие места;
- проведение профориентационной работы на базе социальных служб молодежи и органов областной службы занятости.
Работодатели:
1.45. Разрабатывают и принимают при заключении коллективных договоров обязательства по сохранению и созданию новых рабочих мест, предотвращению массовых увольнений.
1.46. Еженедельно представляют в центры занятости информацию об имеющихся вакансиях, информируют службу занятости и профсоюзные комитеты предприятий о предстоящем высвобождении работников.
1.47. В целях финансирования Программы содействия занятости полностью и своевременно уплачивают ежемесячные страховые взносы в фонд занятости населения и проходят регистрацию в качестве плательщика.
1.48. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
1.49. Обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для категорий лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
1.50. Обеспечивают условия прохождения производственной практики учащимися профессионально-технических училищ в соответствии с учебными планами.
Работодатели и Профсоюзы:
1.51. Предпринимают при угрозе массового высвобождения работников согласованные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.
1.52. Включают с учетом финансовых возможностей в коллективные до- говоры дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации при сокращении работников.
Профсоюзы:
1.53. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о занятости, найме, увольнении работников, предоставлением им льгот и гарантий при высвобождении.
1.54. Информируют членов профсоюзов о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и переобучения.
1.55. Участвуют в работе областного, городских и районных координационных комитетов содействия занятости.
1.56. Оказывают членам профсоюзов материальную помощь через профкомы и отраслевые комитеты профсоюзов в случаях тяжелого материального положения.
1.57. Проводят социологические исследования и изучение состояния рынка труда, предлагают меры по предотвращению резкого роста безработицы.
II. Уровень жизни и гарантии социальной защиты населения
Администрация:
2.1. Обеспечивает целевое расходование средств государственного бюджета Ярославской области.
Обеспечивает открытость информации о результатах финансовой деятельности государственных внебюджетных социальных фондов, обязательную публикацию в областных печатных изданиях полугодовых и годовых финансовых отчетов о расходовании средств фондов.
2.2. Утверждает территориальную базовую программу обязательного медицинского страхования, устанавливает строгий контроль за расходованием средств территориального фонда обязательного медицинского страхования.
2.3 Сохраняет все виды бесплатной медицинской помощи.
2.4. Выделяет из государственного бюджета Ярославской области средства для приобретения спецтранспорта для инвалидов, имеющих медицинские показания на обеспечение спецтранспортом, оказание протезно-ортопедической и санаторно-курортной помощи, своевременной выплаты компенсаций.
2.5. Вводит за счет средств государственного бюджета области ежемесячные пособия для лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке:
- беременным женщинам, кормящим матерям;
- больным сахарным диабетом (инсулинозависимая форма).
2.6. Принимает меры по введению на территории области льгот, предусмотренных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2.7. В целях сохранения сети государственной почтовой связи, кадров почтовых служащих, устанавливает порядок доставки и выплаты государственных пенсий населению на территории области через государственные органы почтовой связи.
2.8. Участвует в оказании адресной материальной помощи за счет средств государственного бюджета Ярославской области, бюджетов муниципальных образований:
- остронуждающимся семьям, имеющим несовершеннолетних детей;
- остронуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, попавшим в экстремальные жизненные ситуации.
2.9. Выделяет из государственного бюджета Ярославской области в соответствии с программой "Семья" средства на оснащение, реконструкцию и поддержку деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
2.10. Способствует обеспечению за счет бюджетов муниципальных образований организации работы служб социальной помощи в соответствии с федеральными законами "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
2.11. Обеспечивает финансирование учреждений социальной сферы, состоящих на государственном бюджете Ярославской области в соответствии утвержденными ассигнованиями на 1997 год.
2.12. Обеспечивает выделение средств из государственного бюджета области на организацию летнего отдыха, оздоровление детей-сирот, детей лишившихся попечения родителей, детей из многодетных и малообеспеченных семей, а также удешевление стоимости путевок для детей работников бюджетных организаций, убыточных и конверсионных предприятий, работников сельского хозяйства, торговли, потребительской кооперации; максимальное удовлетворение потребностей населения области в оздоровлении детей указанных категорий за городом на базе детских оздоровительных центров; выделение необходимых средств на проведение отдыха творческих детских коллективов, организацию обучения и подготовки кадров организаторов летней оздоровительной кампании.
Производит финансирование программ подготовки материальной базы оздоровительных детских лагерей низкорентабельных и убыточных предприятий, обеспечивает их финансирование с апреля 1997 года.
2.13. Выделяет необходимые средства из государственного бюджета Ярославской области на организацию отдыха и оздоровление детей, оказавшихся в кризисной ситуации# и семей с ребенком-инвалидом.
2.14. Выделяет из государственного бюджета области средства в соответствии с программой "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи".
2.15. В размерах, установленных Правительством области, выделяет материальную помощь для малообеспеченных студентов, учащихся, учащихся-сирот, освобождает их от платы за общежитие.
Своевременно выплачивает компенсации для студентов-заочников учреждений культуры и образования, выезжающих на сессию за пределы места проживания.
2.16. Реализует на территории области федеральные программы "Жилище" и "Свой дом", предусматривающие:
- систему долгосрочного кредитования строительства или приобретения жилья населением области, в том числе для индивидуальных застройщиков;
- размещение заказов на строительство вновь начинаемых социальных объектов на конкурсной основе;
- государственную поддержку эффективных систем строительства жилья и производства строительных материалов европейского уровня качества, в том числе перевооружение базы стройиндустрии под строительство малоэтажных жилых домов по технологии французской компании "Феникс".
2.17. Осуществляет выполнение государственного заказа 1997 года по строительству объектов социальной сферы.
2.18. Выделяет 170 млн.рублей, предусмотренные государственным бюджетом области на 1997 год на проведение облсоветом ФСО спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с населением области.
2.19. Рассматривает возможность выделения средств на завершение строительства спального корпуса пансионата "Ярославль" и реконструкцию котельных в санаториях им. Воровского и "Красный холм".
2.20. Предусматривает стабильное и своевременное финансирование учреждений бюджетной сферы при формировании бюджетов здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры.
2.21. Предусматривает в государственном бюджете области средства для оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день работников здравоохранения, финансируемых за счет бюджета, работа которых связана с вредными условиями труда. Обеспечивает введение дополнительных отпусков на всей территории области в соответствии с действующим законодательством.
2.22. Дополнительно финансирует в пределах средств государственного бюджета области аптечные учреждения сельских районов области на пополнение оборотных средств и предоставление льготных кредитов на закупку для населения лекарств и изделий медицинского назначения.
2.23. Сохраняет установленные ранее льготы на проезд в общественном транспорте в сельской местности.
Рекомендует органам местного самоуправления сохранить установленные ранее льготы по оплате проезда в общественном транспорте.
Сохраняет для пенсионеров и инвалидов бесплатный, для школьников, учащихся ПТУ и студентов дневной формы обучения льготный проезд в городском транспорте.
2.24. В пределах средств, предусмотренных государственным бюджетом Ярославской области, оказывает поддержку высшей школе.
2.25. Выделяет централизованные средства для комплектования фондов на подписную кампанию, приобретение оборудования, развитие компьютерной информационной сети учреждений культуры и искусства Ярославской области.
2.26. Реализует программу развития культуры и искусства области на 1997 год и целевые программы, принятые Правительством области.
2.27. Рассматривает возможность предоставления налоговых льгот профсоюзам с целью высвобождения средств профбюджета и направления их на оказание помощи малоимущим, организацию оздоровительных, культурных и спортивных мероприятий для населения области.
Работодатели:
2.28. Своевременно выплачивают работникам все виды пособий, установленных законодательством.
2.29. Производят уведомительную регистрацию коллективных договоров в областных отраслевых профсоюзных органах и Управлении по труду комитета занятости населения.
2.30. Участвуют в финансировании социальных программ за счет при- были предприятий в соответствии с принятыми коллективными договорами.
2.31. Проводят перечисление средств на расчетные счета профкомов предприятий для проведения физкультурно-спортивной и культурно-массовой работы в размерах, определяемых коллективными договорами.
2.32. Способствуют сохранению материально-технической базы училищ профессионально-технического образования.
2.33. Не допускают закрытия, перепрофилирования и использования не по назначению социально-бытовых и культурных объектов: детских до- школьных учреждений, баз отдыха, спортсооружений, клубов и т.п.
2.34. Устанавливают трудовые и социально-бытовые льготы работникам по согласованию с профсоюзными комитетами с соблюдением принципа социальной справедливости при распределении их по категориям работников (руководители, специалисты, рабочие).
Администрация и Профсоюзы:
2.35. Разрабатывают и утверждают областные "Правила учета и распределения жилых помещений на территории области", положение "О договоре аренды жилья".
2.36. Осуществляют контроль за выплатой в соответствии с решениями законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации компенсаций семьям с детьми и пособий по государственному социальному страхованию на предприятиях и в организациях области.
2.37.Консолидируют усилия фондов социального страхования, обязательного медицинского страхования по организации лечебно-оздоровительной работы, профилактике заболеваемости и укреплению здоровья трудящихся.
Профсоюзы:
2.38. Участвуют на равноправной основе с другими социальными партнерами в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионного# и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов.
Осуществляют профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов.
2.39. Организуют обучение руководителей профсоюзных организаций вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров, другим социально-экономическим вопросам.
2.40. Участвуют в работе жилищно-бытовых комиссий администраций районов и городов.
2.41. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов по труду.
2.42. Обеспечивают выполнение социального заказа по организации загородного отдыха детей всех категорий. Совместно с хозяйственными руководителями обеспечивают подготовку базы и выделение необходимого количества путевок в детские оздоровительные лагеря воспитанникам детских домов, школ-интернатов, детям# лишившимся попечения родителей, детям работников бюджетных организаций, предприятиям, не имеющим загородной базы для оздоровления детей.
Организуют обучение директоров и бухгалтеров загородных детских оздоровительных лагерей.
Предоставляют для организации детского и семейного отдыха базы профсоюзного санаторно-курортного комплекса области.
2.43. В соответствии с коллективными договорами организуют в трудовых коллективах культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, оказывают в соответствии с социально-творческими заказами финансовую поддержку культурно-досуговым учреждениям и спортивным сооружениям. Участвуют в реализации программ по организации досуга трудящихся и членов их семей.
2.44. Проводят анализ социально-экономического положения области и уровня жизни различных социаль групп населения.
III. Оплата труда наемных работников и регулирование доходов населения
Стороны совместно:
3.1. Принимают меры по погашению и недопущению задолженности по заработной плате, пресечению фактов использования средств, предназначенных на оплату труда, не по назначению.
3.2. Не допускают снижения уровня жизни населения. Принимают меры по поэтапному приближению ставки 1 разряда оплаты труда к размеру прожиточного минимума.
Администрация:
3.3.Обеспечивает выполнение федеральных законодательных актов о повышении заработной платы работников бюджетной сферы, финансируемых за счет местных бюджетов и государственного бюджета области.
Своевременно выплачивает заработную плату работникам бюджетной сферы, пособия на детей.
Обеспечивает своевременную компенсацию средств муниципальным образованиям области на выплату пособий на детей.
3.4.В целях осуществления мер социальной защиты жителей Ярославской области реализует Закон Ярославской области "О порядке определения прожиточного минимума Ярославской области".
Ежеквартально определяет и публикует в средствах массовой информации прожиточный минимум основных групп населения.
3.5. Предусматривает при финансировании бюджетной сферы не менее 12% фонда оплаты труда для установления выплат стимулирующего характера.
3.6. Обеспечивает выплату 25 процентной#доплаты к окладам и тарифным ставкам работникам культуры, образования и здравоохранения за работу в сельской местности и обслуживание сельского населения, осуществляет другие льготы работающим на селе в соответствии с действующим законодательством.
3.7. Осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, о социальном партнерстве и социальных гарантиях трудящихся на предприятиях и организациях всех форм собственности.
3.8. Устанавливает размеры ставок и тарифов на транспорт, услуги связи, коммунальные, квартплату, энергоносители и др. с учетом реальных доходов населения,#и по согласованию с профсоюзами.
Работодатели:
3.9. Определяют в коллективных договорах виды и системы оплаты труда, иные поощрительные выплаты, соотношения в их размерах между отдельными категориями персонала, а также механизм их индексации.
3.10. Обеспечивают первоочередность платежей по заработной плате работникам в соответствии с законодательством и ее выдачу в срок, определенный колдоговорами.
3.11. При утверждении сокращенных графиков работы в связи с уменьшением объема работ оплачивают нерабочее время в соответствии с законодательством.
3.12. Обеспечивают условия для осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов по оплате труда.
3.13. Производят использование нетрадиционных видов вознаграждения за труд (страхование, натуральные выдачи и т.д.) по согласованию с профсоюзными комитетами и при наличии соответствующих положений в коллективных договорах.
Профсоюзы:
3.14. Осуществляют надзор и контроль за соблюдением прав и интересов работников в области оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.15. На основе совершенствования практики заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений отстаивают права трудящихся на справедливую цену рабочей силы, увеличение минимальной оплаты труда до прожиточного минимума, на получение компенсаций и льгот.
3.16. Предоставляют бесплатную консультационную помощь и правовую защиту профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам оплаты труда, занятости и другим и отстаивают их интересы в суде.
3.17. Участвуют в разработке областных программ и нормативных документов по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения.
IV. Охрана труда и экологическая безопасность
Администрация:
4.1. Проводит на территории области государственную политику по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, координирует работу по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.95 N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда".
4.2. Разрабатывает первоочередные меры по улучшению условий и охраны труда на 1997-98 гг.
4.3. Поручает территориальному органу по труду проведение работы с работодателями и профсоюзами по формированию комиссий (комитетов) по охране труда на предприятиях и организациях области независимо от форм собственности.
4.4. Совершенствует систему непрерывного обучения и проверки знаний руководителей, специалистов, других работников предприятий и организаций области по вопросам условий и охраны труда, осуществляет контроль за ее функционированием.
4.5. Участвует в работе по подготовке производственных объектов к сертификации на соответствие требованиям охраны труда.
4.6. Обеспечивает контроль и надзор за состоянием условий и охраны труда на предприятиях области, осуществляет государственную экспертизу условий труда.
Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
4.7. Участвует в осуществлении страхования профессионального риска для работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств государственного бюджета области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, в соответствии с перечнем, утверждаемым департаментом здравоохранения Администрации области.
Рекомендует органам местного самоуправления устанавливать государственное страхование профессионального риска работников здравоохранения в соответствии с перечнем, разрабатываемым в муниципальных образованиях области.
4.8 Предусматривает бюджетное финансирование дополнительных от пусков за вредные условия труда работникам бюджетной сферы в соответствии с законодательством.
4.9. Создает эффективную систему природопользования в соответствии с действующим законодательством.
4.10. Проводит работу по совершенствованию экономического регулирования охраны окружающей среды.
4.11. Осуществляет государственный экологический контроль за со- стоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности на территории области.
4.12.Обеспечивает разработку и реализацию областной программы "Экологическое воспитание и образование".
4.13. Осуществляет проведение государственной экологической экспертизы.
4.14. Обеспечивает экономическое регулирование природопользования с помощью взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды.
4.15. Осуществляет разработку и реализацию областной программы "Отходы"
4.16. Готовит доклад о состоянии окружающей природной среды Ярославской области в 1996 году.
Работодатели:
4.17. Определяют в коллективных договорах и соглашениях размеры до- плат за неблагоприятные условия и режим труда, различные компенсационные выплаты, исходя из наличия собственных средств, но не ниже норм, пред- усмотренных законодательством.
4.18. Обеспечивают выполнение требований норм и правил по охране труда, а так же#соблюдение прав работников на охрану труда в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, условиями коллективных договоров.
4.19. Формируют и организуют деятельность совместных комитетов (комиссий) по охране труда на предприятиях. Совершенствуют работу служб охраны труда, не допускают их сокращения и ликвидации.
4.20. Информируют областной совет профсоюзов о всех несчастных случаях с летальным исходом, происшедших на производстве.
4.21. Своевременно и в полном объеме осуществляют выплаты за загрязнение окружающей природной среды в территориальный экологический фонд.
Профсоюзы:
4.22.Через коллективные договоры отстаивают права работников на без- опасный труд, выплату компенсаций за причиненный здоровью вред, добиваются увеличения продолжительности дополнительных оплачиваемых от- пусков и других льгот. Осуществляют общественный контроль за состоянием охраны труда.
4.23. Участвуют в разработке областной программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1997-1998 гг.
4.24. Осуществляют проверку состояния условий, охраны труда, пред- усмотренных коллективными договорами, соглашениями и другими нормативными актами.
4.25. Принимают участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
4.26. Предоставляют бесплатно консультации и оказывают помощь членам профсоюзов по вопросам охраны труда.
V. Обеспечение конструктивного взаимодействия и социального партнерства
Стороны обязуются:
5.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в соглашение после консультаций на уровне трехсторонней комиссии.
5.2. Оказывать практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров и соглашений на уровне городских (районных), отраслевых профсоюзов, органов местного самоуправления муниципальных образований и предприятий области.
5.3. Признавать положения и обязательства отраслевых тарифных соглашений.
5.4. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
5.5. Взаимно обеспечивать возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в соглашение, но представляющим взаимный интерес.
5.6. Способствовать предотвращению коллективных трудовых конфликтов.
5.7. Соблюдать права и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзов в организациях не- зависимо от форм собственности.
5.8. Не препятствовать деятельности технической и правовой инспекций труда профсоюзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и трудового законодательства.
5.9. Обеспечивать права профсоюзов и их объединений по сбору членских взносов в безналичной форме и по своевременному перечислению на текущие счета профсоюзов денежных средств с расчетных счетов предприятий и организаций одновременно с выдачей банками средств на зарплату.
5.10. Предусмотреть, по возможности, для профорганов систему налогообложения, применяемую для бюджетных организаций.
VI. Действие регионального соглашения, обеспечение контроля
за ходом его выполнения и ответственность сторон
6.1. Стороны признают настоящее соглашение областным правовым актом социального партнерства.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему соглашению виновная сторона либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
6.2. Региональное соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до заключения нового.
6.3. В период действия соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию сторон.
6.4. В развитие регионального соглашения могут разрабатываться приложения, конкретизирующие его положения и являющиеся неотъемлемой частью регионального соглашения после их принятия трехсторонней комиссией.
6.5. В течение срока действия настоящего соглашения стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию трудовых конфликтов, возникающих в сфере социальных и экономических отношений.
6.6. Контроль за ходом выполнения соглашения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", итоги его исполнения подводятся по полугодию и за год с публикацией в средствах массовой информации.
6.7. В недельный срок после подписания регионального соглашения Администрация области и областной совет профсоюзов обеспечивают его публикацию в газетах "Северный край" и "Голос профсоюзов".
Соглашение подписали:
от Администрации от Работодателей от Профсоюзов
Губернатор Ярославской Председатель ассоциации Председатель Ярославского
области "Экономический совет" областного советов профсоюзов
А.И. Лисицын В.М. Воронов Ю.А. Щеглов
Председатель федерации
предпринимателей
Ярославской области
Н.В. Муравьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональное соглашение между Администрацией Ярославской области, объединениями работодателей и областным советом профсоюзов на 1997 год
Текст соглашения официально опубликован не был