Постановление Администрации Ярославской области
от 29 октября 2007 г. N 493-а
"Об утверждении Областной целевой программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области на 2008 - 2009 годы"
10 декабря 2008 г., 9 июля 2009 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах", постановлением Губернатора области от 18.06.2001 N 406 "О Концепции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области на 2008 - 2009 годы (далее - Программа).
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства -
первый заместитель Губернатора области |
И.И. Скороходова |
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 693-п в настоящую Программу внесены изменения
Областная целевая программа
геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области на 2008 - 2009 годы
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 29 октября 2007 г. N 493-а)
10 декабря 2008 г., 9 июля 2009 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы | Областная целевая программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Основание разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах", постановление Губернатора области от 18.06.2001 N 406 "О Концепции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области" |
Куратор Программы | Боровицкий Михаил Васильевич |
Ответственный исполнитель Программы |
департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области |
Исполнители Программы | организации-победители конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по мероприятиям Программы |
Основные разработчики Программы |
департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области |
Цели и задачи Программы | цели: развитие и обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области для удовлетворения потребностей строительной индустрии, сельского хозяйства, промышленности области в нерудных материалах; обеспечение защиты подземных вод от загрязнения и истощения при эксплуатации водоносных горизонтов; подготовка объектов к лицензированию в рамках формирования перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование; задачи: выявление и оценка месторождений общераспространенных полезных ископаемых, приближенных к центрам потребления, получение материалов, необходимых инвесторам для обоснования экономической целесообразности пользования участками недр; выработка экономически обоснованных рекомендаций по рациональному использованию запасов общераспространенных полезных ископаемых; ликвидация 40 аварийных и заброшенных гидрогеологических скважин; изучение качества питьевых подземных вод основных эксплуатационных водоносных горизонтов с оценкой их защищенности для обеспечения подсчета запасов; сбор и подготовка информации об особо охраняемых геологических объектах для подготовки к лицензированию в рамках формирования перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы |
количество выявленных перспективных участков общераспространенных полезных ископаемых; объем прогнозных ресурсов и запасов общераспространенных полезных ископаемых; количество ликвидированных самоизливающихся гидрогеологических скважин проведённая оценка состояния и использования подземных вод |
Сроки (этапы) реализации Программы |
2008 - 2009 годы. Работы выполняются в несколько этапов |
Объемы и источники финансирования Программы |
7400 тыс. рублей - средства областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
полученные прогнозные ресурсы и запасы общераспространенных полезных ископаемых - 10,0 млн. м3; подготовленные к освоению 15 перспективных участков недр; ликвидированные 40 самоизливающихся гидрогеологических скважин, являющихся источниками загрязнения и истощения подземных вод; получение оценки состояния и использования подземных вод |
Ответственные лица для контактов |
Тимошенко Н.Ф. - заместитель председателя комитета по учету и использованию природных ресурсов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, тел. 40-02-17; Маслов И.А. - начальник отдела недропользования комитета по учету и использованию природных ресурсов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, тел. 40-02-15; Потехина А.А. - главный специалист отдела недропользования комитета по учету и использованию природных ресурсов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, тел. 40-02-13 |
I. Содержание проблемы
Минерально-сырьевая база Ярославской области и базирующиеся на ней сельскохозяйственный, промышленный и строительный комплексы являются важными факторами перехода экономики области на более конкурентоспособный, технологический уклад.
Добыча общераспространённых полезных ископаемых является важнейшим направлением недропользования в Ярославской области, и наряду с добычей подземных вод и геологическим изучением недр, составляет весьма крупную часть природопользования.
Сохранить важную роль минерально-сырьевой базы в социально-экономическом развитии Ярославской области можно только при наличии благоприятных условий для её воспроизводства.
По результатам геологоразведочных работ, в области разведано 1169 месторождений различных полезных ископаемых. Значительную часть запасов разведанных месторождений составляют песчано-гравийный материал и песок строительный. Они имеют особую промышленную значимость, состояние и использование минерально-сырьевой базы этих полезных ископаемых являются индикаторами состояния строительной индустрии.
В настоящее время наиболее разведанными на наличие месторождений строительных материалов являются территории двух муниципальных районов, обладающие значительными запасами строительного сырья, - Ростовского и Переславского.
Анализ территории Некоузского, Мышкинского, Брейтовского муниципальных районов показал их неперспективность для добычи строительных материалов, остальные 11 муниципальных районов области недостаточно обеспечены строительным сырьем.
Неравномерность размещения месторождений стройматериалов для удовлетворения потребительских нужд всех муниципальных районов области требует больших капиталовложений для начала разработки месторождений и поставки сырья потребителям.
Недра Ярославской области обладают геологическими предпосылками для выявления нетрадиционных полезных ископаемых (стекольные и формовочные пески), используемых в производственном цикле крупных машиностроительных заводов, таких как открытое акционерное общество "Автодизель" (Ярославский моторный завод) и открытое акционерное общество "Тутаевский моторный завод".
На государственном балансе Ярославской области месторождений стекольных и формовочных песков нет. Геологоразведочные работы на данные виды полезных ископаемых ранее проводились, но не имели планомерного характера и осуществлялись по отдельным районам области в разное время и в небольших объёмах.
Потребность промышленных предприятий области в нетрадиционных видах полезных ископаемых удовлетворяется за счёт ввоза из других регионов. Высокие транспортные издержки на доставку заставляют предприятия переориентироваться на потребление местного сырья, зачастую низкого качества.
Учитывая потребности промышленности в стекольных и формовочных песках, выявление и разведка месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых являются своевременными и актуальными.
Основные проблемы недропользования Ярославской области, относящиеся к геологоразведочным работам, следующие:
1. Слабая геологическая изученность территории, неравномерность размещения месторождений стройматериалов, расположенных главным образом в местах, удалённых от промышленной инфраструктуры и социальной сферы области, необходимость больших капиталовложений для начала разработки месторождений и поставки сырья потребителям.
2. Отсутствие интереса инвесторов к вложению средств в геологоразведочные работы, что во многом объясняется вероятностным характером геологических исследований, высоким предпринимательским риском.
Предпринимательский риск связан с возможным финансовым ущербом, возникающим при недостаточной разведанности участка недр, полученного в пользование, и, как следствие, неподтверждении запасов полезных ископаемых определённых категорий.
Вероятность риска зависит от степени изученности перспективных участков недр, выявленной посредством проведения или непроведения геологоразведочных работ, и качества материалов, собранных по результатам проведения данных работ, а также от группы сложности геологического строения месторождения.
3. На сегодняшний день практически прекращён выпуск отечественной геологоразведочной техники и аппаратуры, стала очевидной и продолжает усиливаться зависимость геологоразведочной отрасли от западных технологий, техники, оборудования.
4. Недостаточное количество организаций, способных качественно, на хорошем техническом уровне провести работы по геологическому изучению недр. Продолжается отток квалифицированных специалистов геологического профиля.
На данный момент хозяйственно-питьевое и производственно-техническое водоснабжение населения осуществляется преимущественно за счёт использования поверхностных вод.
Водоснабжение отдельных районных центров и большинства сельских населённых пунктов основано на использовании подземных вод.
Однако благоприятные гидрогеологические условия: небольшая глубина залегания водоносных горизонтов, защищённость от загрязнения, высокие качественные характеристики и другие положительные факторы - определяют целесообразность увеличения объёмов потребления пресных подземных вод в общей системе водоснабжения.
На сегодняшний момент четыре муниципальных района: Ростовский, Большесельский, Переславский и Рыбинский - обеспечены разведанными запасами подземных вод, в целях решения вопросов водообеспечения проведена предварительная оценка запасов подземных вод в Брейтовском и Некоузском муниципальных районах.
На фоне спокойной обстановки с естественным режимом подземной гидросферы в целом по области, выделяются два участка: Рыбинский и Ярославско-Тутаевский, - на которых расположены крупные промышленные центры Ярославской области и, как следствие, геологическая среда подвержена значительной техногенной нагрузке с поверхности земли. Это оказывает влияние на качество подземных вод основных эксплуатируемых водоносных горизонтов.
Также на территории муниципальных районов имеются участки недр с прогнозными ресурсами подземных вод. Данные участки можно предлагать для недропользования после получения необходимых характеристик в результате проведения работ по изучению качества подземных вод основных эксплуатационных водоносных горизонтов.
В целом работы по мониторингу состояния и качества подземных вод, пригодных для вовлечения в хозяйственно-питьевое водоснабжение, в настоящее время проводятся в недостаточных объёмах.
Загрязнение подземных вод происходит в том числе и за счёт аварийных и заброшенных, а также самоизливающихся гидрогеологических скважин.
На территории области сооружено более 5264 скважин для добычи питьевых подземных вод, часть которых не используется по причине выхода из строя. Около 50 процентов скважин работают или находятся в резерве, около 30 процентов скважин аварийные или по ним нет сведений, около 14 процентов затампонированы в связи с невозможностью их дальнейшей эксплуатации и около 5 процентов скважин бесхозные (предприятия, их соорудившие, ликвидированы).
Загрязнение первого от поверхности водоносного горизонта подземных вод выявляется повсеместно. Подтверждением тому служат данные апробования наблюдательных скважин городов Углича, Гаврилов-Яма, Переславля-Залесского и посёлка Борисоглебский.
Выявление и ликвидация бесхозных (заброшенных) скважин, находящихся в неблагоприятных условиях и являющихся источниками загрязнения подземных вод, в настоящее время является актуальным вопросом в сфере охраны окружающей среды. Работы в данном направлении на территории области велись за счёт средств областного бюджета в рамках ранее принятых программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области, однако, есть необходимость включать выполнение этих работ и в последующие программы.
В пределах Ярославской области располагается 23 геологических памятника, содержащих геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (выходы редких материалов, горных пород и полезных ископаемых, местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов, геолого-географические полигоны и другие). Эти объекты имеют большую научную, рекреационную или бальнеологическую ценность. Не менее важна также их ландшафтообразующая роль.
Геологические объекты являются своеобразными музеями под открытым небом и имеют большое познавательное и образовательное значение.
Ранее работы по подготовке геологических памятников к лицензированию не проводились. В настоящее время многие из них могут быть предложены в качестве экскурсионных объектов в рамках уже сложившейся или формирующейся туристско-рекреационной сферы той или иной территории.
Реализация Программы направлена, в первую очередь, на достижение целей и задач Программы, преодоление слабых сторон в недропользовании, выявленных в ходе её оценки.
К их числу относятся:
- слабая геологическая изученность территории Ярославской области;
- удалённость месторождений строительных материалов от промышленной инфраструктуры и социальной сферы области;
- необходимость больших капиталовложений для начала разработки
месторождения и поставки сырья потребителям;
- отсутствие на балансе области месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых, необходимых для промышленной инфраструктуры области;
- недостаток информации о качестве, количестве, глубинах залегания подземных вод области;
- загрязнение и истощение водоносных горизонтов за счёт аварийных и заброшенных гидрогеологических скважин, находящихся на территории области;
- отсутствие в перечне участков недр, предлагаемых в пользование, геологических памятников природы Ярославской области.
Перечисленные слабые стороны являются проблемами, которые предлагается разрешить в рамках реализации Программы.
Успешной реализации задач недропользования будут способствовать следующие факторы (сильные стороны):
- наличие положительного опыта начатых ранее геологоразведочных работ в некоторых муниципальных районах области в рамках предыдущих программ;
- наличие ранее проведённых исследований, а также особенности геологического строения территории области позволяют предполагать выявление месторожений нетрадиционных видов полезных ископаемых;
- наличие на территории области большого количества (более 800) водозаборных скважин, что позволяет получить наиболее полную информацию о состоянии подземных вод, а также провести дополнительные исследования их качества;
- благоприятные гидрогеологические условия и другие положительные факторы пресных подземных вод способствуют эффективному вовлечению их в общую систему водоснабжения;
- наличие на территории Ярославской области геологических памятников природы, обладающих большой научной, рекреационной или бальнеологической ценностью;
- проведение работ с помощью организаций, чей технический уровень, уровень стабильности и профессионализма на настоящий момент позволяет провести работы по геологическому изучению недр качественно и своевременно;
- выявление и освоение месторождений кварцевых песков, легко поддающихся обогащению;
- предложение геологических памятников природы в качестве экскурсионных объектов в рамках уже сложившейся или формирующейся туристско-рекреационной сферы области.
Реализация программных мероприятий связана со следующими рисками (угрозами):
- вероятностный характер геологических исследований, выражающийся в необнаружении месторождений полезных ископаемых;
- постепенное снижение количества организаций, способных качественно, на хорошем техническом уровне провести работы по геологическому изучению недр;
- отток квалифицированных специалистов геологического профиля;
- жесткие требования ГОСТа, предъявляемые к качественным показателям полезного ископаемого при разведке месторождений;
- незаинтересованность инвесторов геологическими памятниками природы как объектом недропользования;
- приостановка проведения работ в связи с кризисной ситуацией в регионе;
- протест жителей против проведения геологоразведочных работ рядом с их населённым пунктом;
- изменения федерального законодательства, затрагивающие вопросы недропользования.
Реализации мероприятий Программы будут способствовать следующие возможности:
- получение на исследуемой территории результатов больших, чем предполагалось;
- заинтересованность инвесторов из других регионов, в частности, Московской области, в разработке месторождений на территории Ярославской области.
В рамках Программы для обеспечения сложившегося баланса минерального сырья с учётом оптимального размещения месторождений полезных ископаемых на территории области, оценки перспектив по выявлению нетрадиционных видов полезных ископаемых с целью расширения минерально-сырьевой базы с ориентацией на собственные нужды и на вывоз в другие регионы России, повышения инвестиционной привлекательности региона, предусмотрены мероприятия по поискам и оценке видов нерудного сырья на территории муниципальных районов области.
Для обеспечения защиты подземных вод от загрязнения и истощения и активного вовлечения их в систему водоснабжения предусмотрены следующие мероприятия:
- сбор информации об аварийных и заброшенных гидрогеологических скважинах и их ликвидация в муниципальных районах области;
- изучение качества питьевых подземных вод основных эксплуатируемых водоносных горизонтов с оценкой их защищённости для обеспечения подсчёта запасов и предоставления участков недр в пользование для добычи подземных вод в Ярославском муниципальном районе.
Для сохранения научной, бальнеологической, рекреационной ценности геологических памятников природы запланировано проведение мероприятий по их обследованию и подготовке к лицензированию.
Поскольку экономическая эффективность использования ресурсов недр определяется ролью минерально-сырьевого комплекса в экономике, его инвестиционной ёмкостью и привлекательностью, влиянием на занятость населения, способностью обеспечить внутренние и внешние потребности области в текущем периоде и на перспективу, то решение указанных в Программе задач также будет содействовать созданию условий для гарантированного и эффективного использования минеральных ресурсов, обеспечению оптимального уровня их воспроизводства, охране и обоснованному потреблению минеральных ресурсов, улучшению качества жизни населения области.
Таким образом, на основании анализа сильных и слабых сторон, рисков и возможностей развития недропользования можно сделать вывод о том, что, несмотря на угрозы и риски, существует достаточно позитивных факторов, которые способствуют эффективному проведению работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы Ярославской области.
Матрица SWOT-анализа современного состояния геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области представлена в приложении 2 к Программе.
II. Цели и задачи Программы
1. Развитие и обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области для удовлетворения потребностей строительной индустрии, сельского хозяйства, промышленности области в нерудных материалах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.1. Выявление и оценка месторождений общераспространенных полезных ископаемых, приближенных к центрам потребления, в частности к г. Ярославлю, получение материалов, необходимых инвесторам для обоснования экономической целесообразности пользования участками недр.
Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
1.1.1. Поиски и оценку видов строительных материалов в западной части Ярославского, в юго-восточной части Большесельского и северо-восточной части Борисоглебского муниципальных районов.
1.1.2. Поиски и оценку дефицитных видов нерудного сырья для обеспечения потребностей строительной индустрии и агропромышленного комплекса Ярославской области в Рыбинском, Некрасовском, Угличском, Брейтовском и Ярославском муниципальных районах.
1.2. Выработка экономически обоснованных рекомендаций по рациональному использованию запасов общераспространенных полезных ископаемых.
Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
1.2.1. Исключен
См. текст подпункта 1.2.1
1.2.2. Исключен
См. текст подпункта 1.2.2
1.2.3. Сбор материалов для издания книги "Объекты геологического наследия Ярославской области".
1.2.4. Исключен
См. текст подпункта 1.2.4
1.2.5. Издание специальных выпусков журнала "Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН".
2. Обеспечение защиты подземных вод от загрязнения и истощения при эксплуатации водоносных горизонтов.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
2.1. Ликвидация 40 аварийных и заброшенных гидрогеологических скважин.
Для этого необходимо провести сбор информации об аварийных и заброшенных гидрогеологических скважинах, которые являются очагами загрязнения подземных вод, находящихся в нераспределенном фонде недр, ликвидации бесхозяйных гидрогеологических скважин различного назначения для обеспечения защиты подземных вод от загрязнения и истощения в Гаврилов-Ямском, Переславском, Борисоглебском и Угличском муниципальных районах.
2.2. Изучение качества питьевых подземных вод основных эксплуатационных водоносных горизонтов с оценкой их защищенности для обеспечения подсчета запасов.
Для решения этой задачи необходимо провести изучение качества питьевых подземных вод основных эксплуатируемых водоносных горизонтов с оценкой их защищенности для обеспечения подсчета запасов и предоставления участков недр в пользование для добычи питьевых подземных вод в Ярославском муниципальном районе.
3. Подготовка объектов к лицензированию в рамках формирования перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование.
Для достижения этой цели нужно решить задачу по сбору информации об особо охраняемых геологических объектах для подготовки к лицензированию в рамках формирования перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование. Для чего необходимо провести обследование геологических памятников Ярославской области с целью подготовки объектов к лицензированию.
III. Сроки реализации Программы
Срок реализации мероприятий Программы составляет два года. Работы выполняются в несколько этапов.
N п/п |
Индикаторы и показатели Программы |
Показатели реализации Программы |
|
2008 г. |
2009 г. |
||
1. |
Количество выявленных перспективных участков общераспространенных полезных ископаемых |
5 участков |
10 участков |
2. |
Объем прогнозных ресурсов и запасов общераспространенных полезных ископаемых |
5,0 млн.м3 |
5,0 млн.м3 |
3. |
Количество ликвидированных самоизливающихся гидрогеологических скважин |
8 скважин |
32 скважин |
IV. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация предлагаемых мероприятий позволит повысить эффективность использования минеральных ресурсов региона и будет способствовать рациональному развитию промышленности, строительства и сельского хозяйства Ярославской области.
Результатом реализации Программы будет являться повышение конкурентоспособности минерального сырья и продуктов его передела за счет внедрения новых видов товарной продукции и совершенствования ее переработки и упаковки; вовлечение в эксплуатацию резервных месторождений полезных ископаемых и разведка новых видов минерального сырья: формовочных песков, минеральных красок, тугоплавких глин; эффективное размещение промышленной инфраструктуры с целью значительного сокращения дальности перевозки нерудных материалов до мест переработки и районов потребления; оценка возможности использования нетрадиционных возобновляемых энергетических, в том числе геотермальных, ресурсов, а также ресурсов других назначений; разведка месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов области; расширение использования экологически чистых питьевых вод.
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие количественные показатели:
- объем прогнозных ресурсов и запасов общераспространенных полезных ископаемых - 10,0 млн.м3;
- количество выявленных перспективных участков общераспространенных полезных ископаемых - 15 участков недр;
- ликвидированы 40 самоизливающихся гидрогеологических скважин, являющихся источниками загрязнения и истощения подземных вод.
Кроме того, в рамках Программы будет проведена и получена оценка состояния и использования подземных вод.
Оценка эффективности и результативности реализации Программы осуществляется в соответствии с методикой, указанной в приложении 1 к Программе.
V. Механизм реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент).
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств областного бюджета путем целевого назначения через департамент.
Департамент заключает государственный контракт или договор на выполнение работ по мероприятию Программы (далее - контракт (договор)) с исполнителем работ, определённым в соответствии с действующим законодательством. К контракту (договору) прилагается геологическое задание на работы по мероприятию Программы, утверждённое директором департамента.
Департамент представляет копию заключённого контракта (договора) в департамент финансов Ярославской области (далее - департамент финансов).
Исполнитель работ представляет в департамент для утверждения проектно-сметную документацию на выполнение работ или смётно-финансовый расчёт работ, определённых контрактом (договором).
Исполнитель работ представляет в департамент для утверждения акты сдачи-приёмки выполненных работ.
Департамент на основании представленных актов сдачи-приёмки выполненных работ составляет запрос на выделение средств из областного бюджета для финансирования выполненных работ и направляет его в департамент финансов. К запросу прикладываются копии согласованных департаментом актов сдачи-приёмки выполненных работ.
Выделение средств из областного бюджета осуществляется ежемесячно в соответствии с графиком освоения средств, согласованным департаментом с департаментом финансов с учётом исполнения доходной части бюджета.
Контроль за правильностью предоставления бюджетных средств на финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы Ярославской области осуществляют департамент, департамент финансов.
Департамент организует размещение в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий и другой информации.
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов | Единица измерения |
Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2008 | 2009 | |||
Финансовые ресурсы: | тыс. рублей | 7400 | 3700 | 3700 |
- областной бюджет | тыс. рублей | 7400 | 3700 | 3700 |
VI. Перечень программных мероприятий
N п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения (год) |
Объём финансирования (в ценах 2007 г.), тысяч рублей |
Источник финансирования (в установленном порядке) |
Ожидаемые основные результаты работ |
||
всего по Программе |
в том числе | ||||||
2008 г. | 2009 г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Поиски и оценка видов строительных материалов в западной части Ярославского, в юго-восточной части Большесельского и северо-восточной части Борисоглебского муниципальных районов |
2008-2009 | 2780,285 | 1250 | 1530,285 | областной бюджет | произведённая оценка перспективных площадей строительных песков и керамических суглинков для обеспечения потребностей строительной индустрии г. Ярославль и подготовленные предложения для инвестирования в освоение выявленных перспективных участков |
2. | Поиски и оценка дефицитных видов нерудного сырья для обеспечения потребностей строительной индустрии и агропромышленного комплекса Ярославской области в Рыбинском, Некрасовском, Угличском, Брейтовском и Ярославском муниципальных районах |
2008 | 500 | 500 | - | областной бюджет | выявленные перспективные площади для добычи стекольного сырья, формовочных песков; подготовленные пакеты информации для потенциальных инвесторов; разработанные технические требования и условия на новые виды дефицитного нерудного сырья |
3. | Сбор информации об аварийных и заброшенных гидрогеологических скважинах, находящихся в нераспределённом фонде недр, и их ликвидация для обеспечения защиты подземных вод от загрязнения и истощения в Гаврилов-Ямском, Переславском, Борисоглебском и Угличском муниципальных районах |
2008-2009 | 1679,833 | 680 | 999,833 | областной бюджет | наличие информации и пополнение базы данных об аварийных и заброшенных гидрогеологических скважинах, являющихся очагами загрязнения подземных вод, находящихся в нераспределённом фонде недр; ликвидация самоизливающихся либо находящихся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии 40 гидрогеологических скважин для устранения источников загрязнения и истощения водоносных горизонтов |
4. | Изучение качества питьевых подземных вод основных эксплуатируемых водоносных горизонтов с оценкой их защищённости для обеспечения подсчёта запасов и предоставления участков недр в пользование для добычи питьевых подземных вод в Ярославском муниципальном районе |
2008-2009 | 1999,882 | 1050 | 949,882 | областной бюджет | полученная картографическая информация и пополненная база данных о качестве, количестве, глубинах залегания питьевых подземных вод на территории Ярославского муниципального района, участках естественного и техногенного загрязнения водоносных горизонтов; полученные рекомендации по использованию подземных вод и методам очистки |
5. | Обследование геологических памятников Ярославской области с целью подготовки объектов к лицензированию |
2008-2009 | 200 | 100 | 100 | областной бюджет | обследованные геологические памятники Тихвинское и Переборы; собранный фактический материал: образцы горных пород и фауны, изученные гляциодислокации и криотурбации на р. Еда; фотодокументация; проведённый мониторинг состояния геологических памятников; составленный отчёт с рекомендациями по передаче в пользование геологических памятников |
6. | Сбор материалов для издания книги "Объекты геологического наследия Ярославской области" |
2008-2009 | 120 | 60 | 60 | областной бюджет | подготовленные материалы для издания книги "Объекты геологического наследия Ярославской области" |
7. | Издание специальных выпусков журнала "Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН" |
2008-2009 | 120 | 60 | 60 | областной бюджет | изданный специальный выпуск журнала по проблемам недропользования "Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН" |
Всего по Программе | 7400 | 3700 | 3700 |
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 693-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
к Программе
Методика оценки эффективности и результативности реализации Программы
9 июля 2009 г.
Эффективность реализации Программы (R) оценивается ответственным исполнителем Программы в сроки, установленные для сдачи отчётности, путём соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем её финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности рассчитывается по формуле:
,
где:
- значение i-го целевого показателя (индикатора) на начало реализации Программы;
- плановое значение индикатора;
- текущее значение показателя;
- плановая сумма финансирования по Программе;
- сумма финансирования на текущую дату;
- весовой коэффициент параметра.
При значении показателя эффективности 100 процентов и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении 95 процентов и менее - низкой.
Результативность реализации Программы (R') рассчитывается по формуле:
,
При значении R' < 90 процентов результативность реализации признаётся низкой. При значении 90 процентов < R' < 95 процентов - средней.
При расчётах эффективности и результативности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
N п/п | Наименование показателя | Значение весового коэффициента |
1. | Количество выявленных перспективных участков общераспространённых полезных ископаемых |
0,5 |
2. | Объём прогнозных ресурсов и запасов общераспространённых полезных ископаемых |
0,4 |
3. | Количество ликвидированных самоизливающихся гидрогеологических скважин |
0,1 |
Итого | 1,0 |
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 693-п настоящая Программа дополнена приложением 2
Приложение 2
к Программе
Матрица SWOT-анализа современного состояния геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области
Факторы успеха (сильные стороны) | Слабые стороны (проблемы) |
- наличие положительного опыта начатых ранее геологоразведочных работ в некоторых муниципальных районах области в рамках ранее принятых программ; - наличие ранее проведённых исследований, а также особенности геологического строения территории области позволяют предполагать наличие месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых; - наличие на территории области большого количества (более 800) водозаборных скважин, что позволяет получить наиболее полную информацию о состоянии подземных вод, а также провести дополнительные исследования их качества; - благоприятные гидрогеологические условия и другие положительные факторы пресных подземных вод способствуют эффективному вовлечению их в общую систему водоснабжения; - наличие на территории области геологических памятников природы, обладающих большой научной, рекреационной или бальнеологической ценностью; - проведение работ с помощью организаций, чей технический уровень, уровень стабильности и профессионализма на настоящий момент позволяет провести работы по геологическому изучению недр качественно и своевременно; - выявление и освоение месторождений кварцевых песков легко поддающихся обогащению; - предложение геологических памятников природы в качестве экскурсионных объектов в рамках уже сложившейся или формирующейся туристско-рекреационной сферы той или иной территории |
- слабая геологическая изученность территории Ярославской области; - удалённость месторождений строительных материалов от промышленной инфраструктуры и социальной сферы области; - необходимость больших капиталовложений для начала разработки месторождения и поставки сырья потребителям; - отсутствие на балансе области месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых, необходимых для промышленной инфраструктуры области; - недостаток информации о качестве, количестве, глубинах залегания подземных вод области; - загрязнение и истощение водоносных горизонтов за счёт аварийных и заброшенных гидрогеологических скважин, находящихся на территории области; - отсутствие в перечне участков недр, предлагаемых в пользование, геологических памятников природы Ярославской области |
Возможности | Угрозы (риски) |
- получение на исследуемой территории результатов больших, чем предполагалось; - заинтересованность инвесторов из других регионов, в частности, Московской области, в разработке месторождений на территории Ярославской области |
- вероятностный характер геологических исследований, выражающийся в необнаружении месторождений полезных ископаемых; - постепенное снижение количества организаций, способных качественно, на хорошем техническом уровне провести работы по геологическому изучению недр; - отток квалифицированных специалистов геологического профиля; - жесткие требования ГОСТа, предъявляемые к качественным показателям полезного ископаемого при разведке месторождений; - незаинтересованность инвесторов геологическими памятниками природы как объектом недропользования; - приостановка проведения работ в связи с кризисной ситуацией в регионе; - протест жителей против проведения геологоразведочных работ рядом с их населённым пунктом; - изменения федерального законодательства, затрагивающие вопросы недропользования |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ярославской области от 29 октября 2007 г. N 493-а "Об утверждении Областной целевой программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области на 2008 - 2009 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст настоящего постановления опубликован в газете "Губернские вести" N 86(1616) от 7 ноября 2007 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 693-п
Постановление Правительства Ярославской области от 10 декабря 2008 г. N 656-п