Постановление президиума Ярославского областного суда
от 25 февраля 2010 г. N 44-г-21/10
(извлечение)
Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области обратилась в прокуратуру Ярославской области с заявлением о согласовании внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя В., осуществляющей строительство торгового комплекса по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Заволжское сельское поселение, Пестрецовский сельский округ, поселок _, ссылаясь на то, что строительство торгового комплекса ведется ИП В. с нарушением строительных норм и правил.
Решением заместителя прокурора Ярославской области от 5 июня 2009 г. Инспекции отказано в согласовании проведения внеплановой выездной проверки на основании п. 5 ч. 11 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора).
Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области, не согласившись с указанным решением, обратилась в суд с заявлением о признании данного решения незаконным.
В судебном заседании представитель Инспекции Ч. заявленные требования поддержала.
Представители прокуратуры Ярославской области К. и С. требования не признали.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 9 июля 2009 г. в удовлетворении заявления Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 28 сентября 2009 г. решение суда отменено и принято новое решение, которым решение заместителя прокурора Ярославской области от 5 июня 2009 г. об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки признано незаконным.
В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене кассационного определения и оставлении в силе решения суда, указывается на нарушение судебной коллегией норм материального права.
Дело истребовано в Ярославский областной суд, и надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Ярославского областного суда в связи с существенным нарушением судом кассационной инстанции норм материального права.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 28 сентября 2009 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Принимая решение по делу, районный суд пришел к выводу о том, что решение заместителя прокурора Ярославской области является законным, правовых оснований для согласования проведения Инспекцией государственного строительного надзора Ярославской области внеплановой выездной проверки в отношении ИП В. не имеется. Инспекция уполномочена на осуществление государственного строительного надзора на территории Ярославской области. Действующим законодательством не предусмотрено осуществление государственного строительного надзора при строительстве данного объекта капитального строительства, поскольку государственная экспертиза в отношении проектной документации указанного объекта не проводится.
Отменяя решение суда, суд кассационной инстанции исходил из того, что Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области при наличии оснований, указанных в Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" может проводить внеплановые выездные проверки объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе.
Так, в соответствии с п.п. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 названного Закона основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно п. 2.1.1. Положения об инспекции государственного строительного надзора Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 12 августа 2009 г., инспекция имеет следующие полномочия: предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.
В адрес начальника инспекции государственного строительного надзора поступило заявление Главы администрации Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО, в котором сообщается о том, что ИП В. ведется строительство торгового комплекса, площадка не огорожена, что является угрозой для жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, заявление инспекции государственного строительного надзора Ярославской области подлежит удовлетворению.
С выводами судебной коллегии согласиться нельзя.
В силу ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Как следует из материалов дела, общая площадь торгового комплекса, застройщиком которого является ИП В., составляет 517,40 кв.м., а количество этажей - 2.
Таким образом, проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации такого объекта не требуется, в связи с чем государственный строительный надзор при строительстве данного объекта не осуществляется.
В силу ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также государственного экологического контроля в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одним из принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.
В силу п. 5 ч. 11 ст. 10 названного Закона несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля является основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
Из содержания Положения об инспекции государственного строительного надзора Ярославской области, утвержденного постановлением Губернатора Ярославской области от 19 марта 2007 г. N 207, действовавшего на момент принятия судом решения, и Положения об инспекции государственного строительного надзора Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 12 августа 2009 г. N 833-п (вступило в силу с 1 сентября 2009 г.), следует, что Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора на территории Ярославской области. Инспекция осуществляет государственный строительный надзор на всех объектах капитального строительства, при строительстве, реконструкции капитальном ремонте которых действующим законодательством предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, за исключением объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора. Свои полномочия, в том числе и предусмотренные п. 2.1.1 Положения, Инспекция реализует в рамках исполнения функции государственного строительного надзора на территории Ярославской области.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ заместителя прокурора Ярославской области в согласовании проведения внеплановой проверки является законным.
Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 28 сентября 2009б г. основано на неправильном толковании норм материального права, предусмотренные законом основания для отмены решения суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствовали.
С учетом изложенного кассационное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум постановил:
Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 28 сентября 2009 г. отменить, оставить в силе решение Кировского районного суда г. Ярославля от 9 июля 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление президиума Ярославского областного суда от 25 февраля 2010 г. N 44-г-21/10 (извлечение)
Текст постановления предоставлен Ярославским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст постановления официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника