Решение Арбитражного суда Ярославской области
от 27 августа 2007 г. N А82-4134/2007-38
(извлечение)
ООО "З" обратилось к ООО "У" с иском об обязании ответчика прекратить использование наименования места происхождения товара "Угличская" при производстве напитка безалкогольного среднегазированного на ароматизаторах "Колокольчик", удалить с контрафактных упаковок (пластиковых бутылок) незаконно используемое наименование места происхождения товара и уничтожить контрафактные упаковки в случае невозможности удаления с них незаконно используемого наименования места происхождения товара, взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию в размере 50000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день вынесения решения суда, обязать ответчика опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации истца- ООО "З" в ближайшем после вступления решения суда в законную силу номере газеты "Угличская газета", газеты "Золотое кольцо", газеты "семь дней", газеты "Анфас", взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в сумме 10000 руб.
Истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик исковые требования не признал.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.
Истец обладает Свидетельством на право пользования наименованием места происхождения товара N 0055/02 (минеральная вода "Угличская N 1").
"У" обладает Свидетельством на право пользования наименованием места происхождения товара N 0055/1 (минеральная вода "Угличская").
Помимо минеральной воды "Угличская" ответчик производит и реализует напиток безалкогольный среднегазированный "Колокольчик", используя на упаковке (пластиковой бутылке) наименование места происхождения товара "Угличская", которое нанесено на бутылке путем тиснения. Указанные бутылки используются ответчиком для розлива минеральной воды "Угличская", однако и напиток "Колокольчик" разливался "У" в эти же бутылки, что по мнению истца, является нарушением ст. 30, 40, 46 ФЗ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров".
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд.
Оценивая создавшуюся правовую ситуацию, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров (далее Закон) и это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее -географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Согласно ст. 40 Закона использование наименования места происхождения товара (далее НМПТ) считается применение его на товаре, этикетках упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот.
Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно мета происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными (п. 2 ст. 40 Закона ).
Пунктом 3 ст. 40 Закона установлено, что лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает требованиям, установленным пунктом 1 ст. 30 Закона. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами.
Таким образом, наименование места происхождения товара является средством индивидуализации товаров, происходящих из разных географических объектов, и гарантирует особые свойства сопровождаемого им товара. При этом наличие у товара особых свойств является обязательным условием. Товар, сопровождаемый наименованием места происхождения товара, является уникальным, не имеющим равного эквивалента по свойствам, причем, данные особые свойства такого товара являются постоянными.
Таким образом, НМПТ регистрируется и применяется только в отношении конкретного товара, обладающего особыми свойствами, право пользования зарегистрированным НМПТ принадлежит только изготовителям товара, которые занимаются его производством в географическом объекте, указанном в Реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации, при условии, что этот товар обладает особыми свойствами, внесенными в названный Реестр. Причем в соответствии с пунктом 1 ст. 35 Закона в Реестр вносится как само наименованием места происхождения товара, так и указание товара, в отношении которого зарегистрировано такое наименование, в том числе его особые свойства.
Из представленных сторонами доказательств следует, что: НМПТ зарегистрировано как у истца, так и у ответчика и может использоваться исключительно в отношении минеральной воды ("Угличская N 1" и "Угличская" - соответственно); особые свойства минеральной воды указаны в свидетельствах сторон; УЗМВ наносит НМПТ на пластиковые бутылки, используемые для розлива напитка "Колокольчик".
Изложенное свидетельствует о том, что "У", обладая правом на пользование зарегистрированным НМПТ "Угличская", может использовать его только в отношении минеральной воды, и использование указанного наименования в отношении безалкогольного напитка "Колокольчик" незаконно и, следовательно, с учетом положений п. 3 ст. 6 Закона, является ложным, способным ввести в заблуждение потребителей относительно особых свойств товара, и обусловлено однородностью товаров.
Ответственность за незаконное использование наименования места происхождения товара предусмотрена ст. 46 Закона.
Кроме того, правообладатель и обладатель свидетельства на право пользования НМПТ вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак или наименование места происхождения товара, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тысячи до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (пункт 4 ст. 46 Закона).
Таким образом, по мнению суда, требования истца правомерны, поскольку основаны на законе, однако, принимая во внимание непродолжительное производство и продажу напитка "Колокольчик", суд считает возможным взыскать с "У" денежную компенсацию в размере 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, согласно положениям ст. 110 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из принципа разумности и обоснованности, суд полагает возможным взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг представителя истца в сумме 1000 руб.
Расходы по госпошлине возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 65, 71,110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Обязать ООО "У" прекратить использование наименования места происхождения товара "Угличская" при производстве напитка безалкогольного среднегазированного на ароматизаторах "Колокольчик", удалить с контрафактных упаковок (пластиковых бутылок) незаконно используемое наименование места происхождения товара и уничтожить контрафактные упаковки в случае невозможности удаления с них незаконно используемого наименования места происхождения товара.
Взыскать с ООО "У":
- в пользу ООО "З" денежную компенсацию в размере одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день вынесения решения, что составляет 100000 руб., а также 1000 руб. в возмещение расходов по оплате услуг представителя;
- в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
В целях восстановления деловой репутации ООО "З" обязать ООО "У" опубликовать судебное решение в ближайшем после вступления его в законную силу номере газеты "Угличская газета", "Золотое кольцо", "Семь дней", и "Анфас".
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 27 августа 2007 г. N А82-4134/2007-38 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ярославской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании