В целях реализации государственной политики в области охраны труда и в соответствии с Положением о системе государственного управления охраной труда в Ярославской области, на основании постановления Администрации Ярославской области от 04.12.2007 N 568-а "Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда" на 2008-2009 годы", постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в Ярославском муниципальном районе Ярославской области.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации ЯМР Е.Б. Волкову.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Ярославский агрокурьер".
4. Постановление вступает в силу с момента опубликования.
Глава Ярославского |
А.В.Решатов |
Положение
о системе управления охраной труда в Ярославском муниципальном районе
(утв. постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 2 июня 2009 г. N 3468)
Положение о системе управления охраной труда в Ярославском муниципальном районе разработано в соответствии с Законом Ярославской области от 30.06.2003 N 32-з "Об охране труда в Ярославской области", на основании решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района четвертого созыва от 13.11.2008 N 92 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2009-2011 годы" в Ярославском муниципальном районе.
1. Общие положения
1.1. Система управления охраной труда (в дальнейшем - Система) - совокупность организационных форм и методов согласованных действий органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, профессиональных союзов, работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, санитарно-гигиенических и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
1.2. Настоящее Положение определяет принципы формирования, функции, задачи, структуру и состав участников Системы и основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующим на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов Россйской Федерации", соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Ярославской области, Ярославского муниципального района.
1.3. Основополагающими принципами формирования Системы являются:
- приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда;
- гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;
- профилактическая направленность деятельности на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- самостоятельность участников Системы в реализации действующего законодательства об охране труда в пределах их полномочий;
- сотрудничество (социальное партнерство) органов местного самоуправления, работодателей, полномочных представителей работников в решении вопросов охраны труда;
- перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их финансирование на всех уровнях управления;
- неукоснительное исполнение требований по охране труда работодателями и ответственность за их нарушение.
1.4. На Систему возлагаются функции:
- организации структуры управления и координации деятельности в области охраны труда;
- планирования деятельности по охране труда;
- учета, анализа и оценки показателей состояния охраны труда;
- стимулирования работы в области охраны труда.
2. Структура Системы
2.1. Организационно Система является трехуровневой и предусматривает осуществление управления охраной труда на муниципальном уровне, уровне сельских поселений, уровне физических и юридических лиц (организаций) всех организационно-правовых форм и форм собственности. Структурная схема Системы приведена в приложении к Положению.
2.2. Управление охраной труда на муниципальном (первом) уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляют:
Глава Ярославского муниципального района;
заместитель Главы Администрации Ярославского муниципального района, курирующий вопросы социальной политики;
начальник Управления социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района;
ведущий специалист по труду Управления социальной защиты населения труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района.
Рабочим органом управления на районном уровне является ведущий специалист по труду Управления социальной защиты населения труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района.
Коллегиальным органом на районном уровне является Координационный совет по охране труда при Администрации Ярославского района, действующий в соответствии с Положением, утверждаемым постановлением Главы Ярославского муниципального района.
2.3. Управление охраной труда на уровне сельских поселений (втором) осуществляют:
Главы сельских поселений Ярославского муниципального района;
заместители Глав сельских поселений Ярославского муниципального района, курирующие вопросы социальной политики;
специалисты (ответственные) по вопросам охраны труда сельских поселений Ярославского муниципального района;
Рабочими органами управления на уровне сельских поселений являются специалисты (должностные лица, на которых возложены функции по вопросам охраны труда приказами руководителей Глав сельских поселений, обеспечивающие реализацию государственной политики в области охраны труда, действующие в соответствии с утвержденными должностными инструкциями.
Коллегиальными органами управления охраной труда в администрациях сельских поселений являются комиссии по охране труда, создаваемые в соответствии с требованиями законодательства об охране труда.
2.4. Управление охраной труда на уровне юридических (организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности) и физических лиц (третий уровень) осуществляют:
- руководители управлений, отделов, комитетов, на правах юридических лиц, Администрации Ярославского муниципального района;
- руководители организаций (работодатели);
- заместители руководителей организаций, ведающие вопросами охраны труда.
Рабочими органами управления в организациях являются службы (специалисты) по охране труда организаций, создаваемые в соответствии с требованиями законодательства об охране труда и действующие в соответствии с положениями и должностными инструкциями, утверждаемыми приказами работодателей.
Коллегиальными органами в организациях являются комитеты (комиссии) по охране труда организаций, создаваемые в соответствии с требованиями законодательства об охране труда и действующие в соответствии с положениями, утверждаемыми совместными распорядительными документами работодателей, профсоюзных организаций и иных уполномоченных работниками представительных органов.
2.5. Участниками Системы являются надзорно-контрольные органы и организации, осуществляющие практическую деятельность по реализации направлений государственной политики в области охраны труда.
3. Функции органов исполнительной власти при осуществлении управления охраной труда
3.1. Глава Ярославского муниципального района, в установленном порядке:
- определяет основные направления реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории района;
- утверждает на районном уровне правовые и нормативные акты об охране труда.
3.2. Заместитель Главы Администрации Ярославского муниципального района, курирующий вопросы социальной политики:
- возглавляет работу по реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории района;
- является председателем координационного совета по охране труда в Ярославском муниципальном районе.
3.3. Начальник Управления социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района:
- реализует государственную политику в области охраны труда на территории района;
- осуществляет контроль за разработкой проекта районной программы по улучшению условий и охраны труда, организует выполнение мероприятий этой программы;
- проводит целевые совещания по вопросам охраны труда с руководителями, специалистами организаций в целях координации их деятельности.
- организует разработку, согласование и утверждение в установленном порядке проектов районных нормативных правовых актов об охране труда;
3.4. Ведущий специалист по труду Управления социальной защиты населения труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района:
- разрабатывает проект районной программы по улучшению условий и охраны труда, осуществляет выполнение мероприятий этой программы;
- подготавливает ежегодные доклады заместителю Главы Ярославского муниципального района о состоянии условий и охраны труда в районе на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, статистических данных о производственном травматизме и условиях труда;
- способствует реализации текущих решений по улучшению условий и охраны труда в организациях муниципального образования;
- осуществляет информационное обеспечение администрации Ярославского муниципального района, ее структурных подразделений, органов сельских поселений и работодателей по вопросам охраны труда;
- изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, содействует проведению семинаров, смотров-конкурсов по охране труда;
- разрабатывает в установленном порядке проекты районных нормативных правовых актов об охране труда;
- организует создание и ведение информационного банка данных по вопросам условий и охраны труда;
- участвует в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;
- содействует проведению обучения в образовательных Центрах профессионального образования руководителей, специалистов организаций и предприятий района в области охраны труда;
4. Функции органов местного самоуправления при осуществлении управления охраной труда
Органы местного самоуправления Ярославского муниципального района в пределах своих полномочий:
- обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования;
- подготавливают данные для расчета обобщенных показателей оценки состояния условий и охраны труда в Ярославском муниципальном районе и представляют их в Управление социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района в соответствии с установленными периодичностью, формами и видом представления;
5. Функции работодателей при осуществлении управления охраной труда
Работодатели в порядке, установленном законодательством:
- осуществляют организацию и проведение работ по охране труда;
- создают систему и орган управления охраной труда в организации;
- организуют сотрудничество работодателя, администрации и работников предприятия по улучшению условий и охраны труда, образуют комитет (комиссию) по охране труда;
- разрабатывают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включают их в коллективные договоры и соглашения по охране труда, обеспечивают их финансирование в порядке и объемах, установленных действующим законодательством об охране труда;
- обеспечивают безопасную эксплуатацию средств производства, применение средств коллективной и индивидуальной защиты;
- обеспечивают обучение и проверку знаний работников по охране труда, включая руководителя;
- организуют контроль за соблюдением требований охраны труда и аттестацию рабочих мест по условиям труда;
- организуют расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- предоставляют работникам компенсации за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда;
- информируют работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, предоставлении компенсаций за условия труда;
- представляют в установленном порядке информацию о состоянии условий и охраны труда, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда, предоставлении компенсаций за условия труда;
- осуществляют иные функции, предусмотренные действующим законодательством об охране труда.
6. Функции иных участников системы управления охраной труда
6.1. Подразделения территориальных органов государственного надзора и контроля в муниципальном районе, в порядке установленном законодательством, осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в организациях всех форм собственности на территории района.
6.2. Отраслевой райком профсоюзов, первичные профсоюзные организации, а также иные уполномоченные работниками представительные органы осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
7. Взаимодействие и координация деятельности органов и организаций, участвующих в управлении охраной труда
7.1. Ведущий специалист по труду Управления социальной защиты населения, труда и здравоохранения администрации Ярославского муниципального района взаимодействует с:
- муниципальной двухсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам разработки мероприятий двухстороннего соглашения в части условий и охраны труда и контроля за их реализацией;
- органами государственного надзора и контроля по вопросам проведения совместных комплексных и целевых проверок производственных объектов; обмена информацией о результатах деятельности;
- государственной инспекцией труда в Ярославской области по вопросам контроля за соблюдением в организациях района законодательства об охране труда;
- территориальным отделом УФС Роспотребнадзора в Ярославском муниципальном районе по вопросам контроля за соблюдением действующих санитарных правил, норм, гигиенических нормативов в организациях района;
- средствами массовой информации района по вопросам информирования населения о состоянии условий и охраны труда, проблемах в этой сфере и принимаемых мерах по их решению.
7.2. Конкретные формы взаимодействия в области управления охраной труда могут в необходимых случаях уточняться и дополняться специальными положениями (соглашениями, протоколами), разрабатываемыми заинтересованными органами и организациями.
7.3. Ведущий специалист по труду Управления социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района координирует деятельность:
- специалистов управлений, комитетов, отделов Администрации Ярославского муниципального района, сельских поселений района, организаций и предприятий всех форм собственности, осуществляющих реализацию государственной политики в сфере условий и охраны труда.
Текст приложения к настоящему Положению не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 2 июня 2009 г. N 3468 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Ярославском муниципальном районе Ярославской области"
Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Ярославский агрокурьер" от 25 июня 2009 г. N 24