Решение Арбитражного суда Ярославской области
от 23 августа 2010 г. N А82-5879/2010-14
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
председательствующего Сурововой М.В.
судей Мухиной Е.В. и Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кравченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Чайка-М" к Муниципалитету города Ярославля Мэрии города Ярославля при участии прокурора Ярославской области о признании недействующим в части нормативного правового акта - решения муниципалитета от 17.09.2009 N 201 при участии:
от заявителя - Майорова В.И. генерального директора и Муриной М.Е. по доверенности от 01.06.2010,
от ответчиков - Буракова Б.В. по доверенности от 26.05.2010 и Алексеевой Д.Д. по доверенности от 06.05.2010
от прокурора - Кузьмина А.Г. - прокурора отдела,
установил:
Открытое акционерное общество "Чайка-М" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 N 201, в части включения арендуемого им земельного участка кадастровым номером 76:23:040601:0036 площадью 20000 кв.м в территориальную зону инженерно-транспортной инфраструктуры.
Заявитель полагает, что в оспариваемой своей части нормативный акт не соответствует частям 6 и 15 статьи 31, пунктам 1,2 и 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральному плану города Ярославля, утвержденному решением муниципалитета от 06.04.2006 N 226, постановлению мэра г.Ярославля от 27.01.2006 N 167 "О подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля" /пункту 5 приложения N 4/ и постановлению Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 660-п "Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и признании утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области".
Муниципалитет и мэрия считают принятый акт соответствующим законодательству, доводы заявителя опровергли.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса в дело вступил прокурор Ярославской области. Прокурор считает оспариваемый акт соответствующим действующему законодательству, требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 N 201 в соответствии с положениями Градостроительного кодекса утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля в составе: порядка их применения и внесения изменений, карты градостроительного зонирования и градостроительных регламентов.
Решение опубликовано в официальном печатном издании -газете "Городские новости" 26 сентября 2009 года и вступило в силу с 01 января 2010 года.
Предметом настоящего спора является карта градостроительного зонирования в той части, в которой земельный участок, в настоящее время арендуемый заявителем для строительства многофункционального торгово-развлекательного комплекса и входивший ранее в общественно-деловую территориальную зону как территория гостиницы "Чайка", включен в территориальную зону инженерно-транспортной инфраструктуры, что не предполагает строительство на данной территории торгово-развлекательного комплекса.
Оценив приведенные заявителем доводы о нарушении порядка подготовки и принятия Правил и возражения на эти доводы, приведенные ответчиком, коллегия судей не нашла оснований признать, что Правила подготовлены и приняты в нарушение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки муниципальных образований регулируется главой 4 Градостроительного кодекса.
Согласно положениям данной главы правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всей территории городского округа, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с Принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. В сообщении указываются: состав и порядок деятельности комиссии; последовательность градостроительного зонирования применительно к территории городского округа; порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта и иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия установленным требованиям - в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Продолжительность публичных слушаний составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
После завершения публичных слушаний по проекту комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
При подготовке правил границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа; определенных Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории и предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
В данном случае проект правил землепользования и застройки города Ярославля был опубликован в официальном печатном издании 30 мая 2009 года. С 15 июня по 29 июля 2009 года проводились публичные слушания. По результатам слушаний составлен протокол от 29 июля 2009 года, которым в проект решено внести 90 изменений, в том числе и изменения, предложенные департаментом архитектуры и развития территорий мэрии г.Ярославля о переводе в зону инженерно-транспортной инфраструктуры территории бывшей гостиницы "Чайка".
Внесение изменений в проект правил по результатам публичных слушаний суд считает соответствующим изложенным положениям Градостроительного кодекса о том, что после завершения публичных слушаний комиссия с учетом результатов таких слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации с приложением протоколов публичных слушаний и заключения о результатах таких слушаний.
Произведенные изменения функционального назначения спорного земельного участка, как установлено в процессе рассмотрения дела, связаны с планируемым городом строительством транспортной развязки на пересечении ул.Малой Пролетарской и Московского проспекта в соответствии с проектами, разработанными в период подготовки Правил и изменений в Генеральный план, и такие изменения не могут быть признаны произвольными и не соответствующими планируемому развития города.
Ссылка заявителя на пункт 5 приложения N 4 к постановлению мэра от 27.01.2006 N 167 не подтверждает его утверждений о незаконности принятого акта, поскольку данное приложение не содержит тот вывод, который делает из него заявитель, полагающий, что никакие изменения в проект по результатам публичных слушаний внесены быть не могут.
В данном приложении указано, что с момента опубликования постановления мэра г. Ярославля о подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля заинтересованные лица вправе направлять в комиссию по подготовке проекта предложения по подготовке правил, и такие предложения могут быть направлены до момента принятия постановления мэра г. Ярославля о представлении проекта правил на утверждение муниципалитета г. Ярославля или о направлении проекта на доработку.
Принятие мэром постановления о представлении проекта на утверждение муниципалитета или о направлении на доработку, как было указано выше, принимается после завершения публичных слушаний и рассмотрения сделанных предложений.
Также судом не принимается ссылка заявителя на несоответствие оспариваемого акта постановлению Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 660-п.
Рассматриваемый земельный участок данным постановлением включен в буферную зону объекта всемирного наследия, подзона ЗРЗ.Ю.2 "зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности на территории сохранившейся городской усадебной застройки Заволжья и Закоторослья". По общему регламенту данной зоны в ней разрешается строительство и реконструкция улично-дорожной сети.
Кроме того, судом не установлено, чем более не соответствует ограничениям буферной зоны плоскостная улично-дорож-ная сеть, чем многофункциональный торгово-развлекательный комплекс.
Также суд не согласился с заявителем в том, что утвержденные Правила не соответствуют Генеральному плану города.
В тот Генеральный план, о котором говорит заявитель, решением муниципалитета города от 17.12.2009 N 247 внесены изменения, касающиеся функциональных зон, в том числе и зоны, в которой расположен арендуемый заявителем земельный участок. Данная зона отнесена к инженерно-транспортной.
Решение о внесении изменений в Генеральный план опубликовано в официальном печатной издании 26.12.2009, и с этого момента вступило в силу.
Таким образом, на момент вступления их в силу Правила землепользования и застройки не вступили в противоречие с действующим Генеральным планом города, и то, что эти Правила на момент их утверждения не соответствовали прежней редакции Генерального плана, не свидетельствует об их незаконности, ибо в противном случае они действительно вступят в противоречие с действующим Генеральным планом города.
Те представленные заявителем документы, которые относятся к разработке им проекта реконструкции гостиничного комплекса "Чайка", в составе которого разрабатывался проект транспортной развязки, на вывод суда не влияют. Проект разрабатывался в условиях 2005 - 2006 годов, когда используемый заявителем земельный участок составлял 7000 кв.м и относился к вопросу организации проезда к гостиничному комплексу.
С учетом всего изложенного судебная коллегия считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
Признать решение муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 года N 201, утвердившее в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля карту градостроительного зонирования, в части, относящейся к земельному участку кадастровым номером 76:23:040601:0036, соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок.
Председательствующий |
М.В. Суровова |
Судьи |
Е.В. Мухина Т.Е. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 23 августа 2010 г. N А82-5879/2010-14
Текст решения опубликован в газете "Городские новости" N 81 от 9 октября 2010 г.