Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Ярославского
муниципального района
Ярославской области
от 10 февраля 2010 г. N 772
Муниципальная целевая программа "поддержка граждан, проживающих на территории Ярославского муниципального района, в сфере ипотечного жилищного кредитования на 2010 год"
Паспорт программы
Наименование Программы |
муниципальная целевая программа "Поддержка граждан, проживающих на территории Ярославского муниципального района, в сфере ипотечного жилищного кредитования на 2010 год" (далее - Программа) |
Основания для разработки |
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"; - постановление Губернатора Ярославской области от 29.05.2006 N 427 "О мерах по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; - ведомственная целевая программа "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2010 год, утвержденная приказом департамента строительства Ярославской области от 15.12.2009 N 19 |
Заказчик Программы |
Администрация Ярославского муниципального района в лице управления экономики и инвестиционной политики Администрации Ярославского муниципального района |
Разработчик Программы |
управление экономики и инвестиционной политики Администрации Ярославского муниципального района |
Исполнитель Программы |
управление экономики и инвестиционной политики Администрации Ярославского муниципального района |
Цель и задачи Программы |
улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Ярославского муниципального района, с помощью бюджетной поддержки с использованием ипотечных жилищных кредитов
Задачи Программы: - определение категорий граждан, нуждающихся в бюджетной поддержке при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов; - определение форм и условий бюджетной поддержки граждан, проживающих на территории Ярославского муниципального района, в сфере ипотечного жилищного кредитования; - оказание бюджетной поддержки гражданам в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов |
Перечень разделов программы |
1. Сведения об общей потребности в ресурсах 2. Анализ и оценка проблемы 3. Цель и задачи программы 4. Описание ожидаемых результатов реализации 5. Перечень программных мероприятий 6. Механизм реализации и управления программой 7. Методика оценки эффективности реализации программы |
Сроки реализации |
2010 год |
Объемы и источники финансирования |
общая потребность в финансовых средствах - 3 583 тыс. рублей, из них средства: - областного бюджета - 538 тыс. рублей; - районного бюджета - 538 тыс. рублей; - внебюджетных источников (кредиты банков и собственные средства граждан) расчетно - 2 507 тыс. рублей |
Контроль за исполнением программы |
Администрация Ярославского муниципального района |
Основные ожидаемые результаты реализации программы |
- решение жилищной проблемы 3-х семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - стимулирование жилищного строительства: общее количество приобретенного (построенного) жилья составит более 150 квадратных метров; - привлечение внебюджетных средств (кредиты банков и собственные средства граждан) в размере 2 507 тыс. рублей для реализации Программы |
Ответственные лица для контактов |
- начальник управления экономики и инвестиционной политики Администрации Ярославского муниципального района Шабалева Людмила Ивановна, тел. 71-50-63; - заместитель начальника управления - начальник отдела экономики и муниципального заказа управления экономики и инвестиционной политики Администрации Ярославского муниципального района Татарин Максим Викторович, тел. 71-50-53 |
1. Сведения об общей потребности в ресурсах
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность в 2010 году |
Материально-технические ресурсы |
|
|
Трудовые ресурсы |
|
|
Финансовые ресурсы: |
тыс. руб. |
3 583 |
- областной бюджет |
тыс. руб. |
538 |
- районный бюджет |
тыс. руб. |
538 |
- внебюджетные источники (кредиты банков и собственные средства граждан) |
тыс. руб. |
2 507 |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей Программы) |
|
|
2. Анализ и оценка проблемы
2.1. Описание проблемы на основе анализа причин ее возникновения.
Проблема улучшения жилищных условий населения решается достаточно медленно. Так, например, более половины очередников Ярославской области (14,5 тысяч семей) ожидают получения жилья десять и более лет, а большое количество семей (в т.ч. с детьми) по тем или иным причинам не состоят на учете, хотя также нуждаются в улучшении жилищных условий.
В связи с ухудшившейся за последний год ситуацией в экономике и спадом в строительной индустрии относительное снижение цен на жилье не сделало вопрос доступности ипотечного кредитования менее острым. Ввиду снижения доходов жителей Ярославской области объемы выданных ипотечных кредитов упали в три раза (по данным первого полугодия 2009 года объем выданных ипотечных кредитов составил 419 млн. рублей, а в аналогичном периоде 2008 года - 1 394 млн. рублей). Кроме того, произошло и снижение темпов строительства, что отрицательно сказалось на уровне предложения на рынке жилья. В среднем за первое полугодие 2009 года в области было введено около 166 тысяч квадратных метров жилья, что на 27% меньше чем в аналогичном периоде 2008 года.
Немаловажен и тот факт, что по данным статистики распределение объемов денежных доходов населения складывается таким образом, что на долю населения с наивысшими доходами приходится большая часть всех денежных средств, тогда как на наименее обеспеченное население приходится лишь малая часть их общего объема. Подобные обстоятельства также способствуют снижению уровня доступности жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, поскольку формируют их жесткую ограниченность в собственных средствах.
В этой ситуации возможно использование бюджетного стимулирования развития ипотечного жилищного кредитования, которое осуществляется, как правило, через непосредственную поддержку определенных групп населения, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия за счет ипотечных кредитов или займов на стандартных условиях. Под эту категорию чаще всего подпадают работники бюджетной сферы, муниципального и государственного управления, агропромышленного комплекса, а также семьи, имеющие детей. При этом важно отметить, что граждане, которым обычно предоставляется муниципальная и государственная поддержка, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть состоят на учете по улучшению жилищных условий в Администрации Ярославского муниципального района.
2.2. Правовые основы разработки Программы.
Правовые основы разработки Программы составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Ярославской области:
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
- постановление Губернатора Ярославской области от 29.05.2006 N 427 "О мерах по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
- ведомственная целевая программа "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2010 год, утвержденная Приказом департамента строительства Ярославской области от 15.12.2009 N 19.
2.3. Описание возможностей и угроз со стороны внешних факторов.
Основными внешними факторами, которые оказывают существенное влияние на реализацию Программы, являются:
- уровень доходов отдельных категорий граждан, подпадающих под Программу, который является основополагающим для принятия решения банками о выдаче ипотечного кредита;
- макроэкономическая ситуация в целом, внешняя и внутренняя конъюнктура рынка, определяющая темпы экономического роста и уровень инвестиционной активности, в т.ч. ситуацию в строительной индустрии, и, как следствие, темпы жилищного строительства.
При реализации Программы на сегодняшний день имеется отлаженный механизм оказания муниципальной и государственной поддержки граждан. В 2008-2009 годах в Ярославском муниципальном районе реализовывалась муниципальная целевая программа "Муниципальная и государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославского муниципального района, в сфере ипотечного жилищного кредитования". С ее помощью был создан механизм бюджетной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов. Таким образом, реализация уже имеющихся механизмов муниципальной и государственной поддержки граждан в области ипотечного кредитования даст дополнительные возможности маневрирования и оперативного управления реализацией Программы за счет более простого механизма принятия решений.
3. Цель и задачи программы
3.1. Характеристика цели и задач.
Целью Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Ярославского муниципального района, с помощью бюджетной поддержки с использованием ипотечных жилищных кредитов.
Основными задачами Программы являются:
1. Определение категорий граждан, нуждающихся в бюджетной поддержке при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов;
2. Определение форм и условий бюджетной поддержки граждан, проживающих на территории Ярославского муниципального района, в сфере ипотечного жилищного кредитования;
3. Оказание бюджетной поддержки гражданам в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов.
3.2. Описание вклада в достижение цели и задач, основных направлений деятельности Администрации Ярославского муниципального района.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" в Ярославском муниципальном районе организована работа по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В числе первоочередных стоит задача формирования рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства.
В рамках развития ипотечного кредитования настоящая Программа позволит поддержать спрос населения на жилье путем реализации бюджетной поддержки определенных групп граждан, проживающих на территории Ярославского муниципального района, в области ипотечного жилищного кредитования.
4. Описание ожидаемых результатов реализации
4.1. Описание планируемых результатов реализации Программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- решение жилищной проблемы 3-х семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- стимулирование жилищного строительства: общее количество приобретенного (построенного) жилья составит более 150 квадратных метров;
- привлечение внебюджетных средств (кредиты банков и собственные средства граждан) в размере 2 507 тыс. рублей для реализации Программы.
4.2. Оценка рисков реализации Программы.
При реализации программы имеются следующие основные риски:
- макроэкономические риски - возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция;
- ухудшение экономической ситуации на рынке строительных материалов и строительной индустрии с последующим снижением темпов жилищного строительства, что в свою очередь снизит предложение и спровоцирует рост цен;
- финансовые риски - недостаточность финансирования из бюджетных источников;
- техногенные и экологические риски - любая крупная техногенная или экологическая катастрофа потребует дополнительных ресурсов на расселение граждан с соответствующих территорий или восстановление жилья;
- законодательные риски - законодательная база, регулирующая отношения на рынке жилья, требует дальнейшего совершенствования.
5. Перечень программных мероприятий
6. Механизм реализации и управления программой
6.1. Участниками Программы являются:
- департамент строительства Ярославской области;
- Администрация Ярославского муниципального района;
- кредитные учреждения (банки), осуществляющие ипотечное кредитование физических лиц на территории Ярославской области, заключившие соглашения, предусмотренные пунктом 2.1 Раздела 5 настоящей Программы. К участию в Программе допускаются все банки, осуществляющие деятельность на территории Ярославской области и предоставляющие ипотечные жилищные кредиты населению;
- граждане, подавшие заявление на предоставление субсидии по форме согласно приложению 2 к Программе.
6.2. Описание механизма и системы реализации Программы.
Форма и условия предоставления бюджетной поддержки гражданам при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов определены в приложении 1 к настоящей Программе.
Реализация Программы происходит по следующей схеме:
- гражданин, проживающий на территории Ярославского муниципального района, нуждающийся в улучшении жилищных условий и претендующий на получение субсидии, обращается в управление экономики и инвестиционной политики Администрации Ярославского муниципального района за получением консультации и разъяснений по перечню документов, необходимых для получения субсидии, указанному в приложении 3 к настоящей Программе;
- гражданин, претендующий на получение субсидии, обращается в выбранный им банк (из числа банков, заключивших соответствующее соглашение) для получения предварительного согласия на выдачу ипотечного жилищного кредита;
- гражданин, получивший предварительное согласие банка на выдачу ипотечного жилищного кредита, обращается в управление экономики и инвестиционной политики Администрации Ярославского муниципального района с заявлением установленного образца и комплектом документов, необходимых для получения субсидии;
- Администрация Ярославского муниципального района в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления гражданином рассматривает поступившие документы и решает вопрос о возможности выделения субсидии гражданину и ее размере. В случае принятия положительного решения Администрация Ярославского муниципального района направляет в департамент строительства Ярославской области заявление гражданина, копию решения о предоставлении ему субсидии и заверенные Администрацией Ярославского муниципального района копии документов, указанных в приложении 3 к Программе, а также расчет размера субсидии и заявку на финансирование из областного бюджета;
- департамент строительства Ярославской области рассматривает поступившие документы и в течение 10 рабочих дней направляет в Администрацию Ярославского муниципального района уведомление о предоставлении (отказе в предоставлении) на условиях софинансирования средств областного бюджета районному бюджету для выдачи гражданину субсидии. Департамент строительства Ярославской области вправе возвратить без рассмотрения или продлить срок рассмотрения документов до 20 дней и запросить дополнительную информацию, если на основании представленных документов невозможно принять решение о предоставлении (отказе в предоставлении) на условиях софинансирования средств областного бюджета районному бюджету для выдачи гражданину субсидии;
- Администрация Ярославского муниципального района при получении уведомления департамента строительства Ярославской области оформляет свидетельство (по форме согласно приложению 4) с указанием размера предоставляемой гражданину субсидии;
- Администрация Ярославского муниципального района направляет копию свидетельства в департамент строительства Ярославской области;
- гражданин, получивший свидетельство, передает его в банк и открывает именной блокированный счет;
- Администрация Ярославского муниципального района на основании информации банка о реквизитах открытого гражданином счета производит перечисление средств на именной блокированный счет гражданина в порядке и сроки, установленные соглашением;
- гражданин в течение срока действия свидетельства осуществляет подбор необходимого ему жилого помещения, заключает с банком ипотечный кредитный договор;
- если в течение срока действия свидетельства гражданин не воспользовался правом на получение субсидии при получении ипотечного кредита, банк направляет свидетельство с отметкой о причине неиспользования свидетельства в Администрацию Ярославского муниципального района;
- после государственной регистрации права собственности гражданина на приобретенное с помощью ипотечного кредита и субсидии жилое помещение банк направляет свидетельство с отметкой об оплате на оборотной стороне в Администрацию Ярославского муниципального района;
- Администрация Ярославского муниципального района направляет в департамент строительства Ярославской области копию свидетельства с отметкой банка об оплате либо об аннулировании свидетельства.
При неиспользовании гражданином своего права на получение кредита и (или) расторжении ипотечного кредитного договора до получения средств по кредитному договору субсидия подлежит возврату в областной и районный бюджеты в порядке и сроки, предусмотренные соглашением. В случае расторжения ипотечного кредитного договора по иным основаниям или выявления фактов нецелевого использования кредита субсидия подлежит возврату в областной и районный бюджеты в порядке в соответствии с действующим законодательством.
6.3. Распределение полномочий и ответственности по реализации Программы.
Администрация Ярославского муниципального района:
- осуществляет нормативно-правовое, организационное и финансовое обеспечение реализации Программы;
- в установленном порядке вносит изменения в Программу;
- осуществляет проверку поданных гражданами документов на получение субсидий на предмет соответствия условиям их предоставления;
- принимает решения о предоставлении государственной поддержки гражданам при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов в рамках выделенных лимитов финансирования в соответствии с кассовым планом исполнения бюджета на соответствующий квартал;
- формирует сводный реестр сведений о гражданах, обратившихся с заявлением, в соответствии с приложением 5 к Программе и ежемесячно представляет эти сведения в департамент строительства Ярославской области до 10 числа месяца, следующего за отчетным;
- формирует и представляет заявки на выделение из областного бюджета средств для софинансирования предоставления гражданам субсидий в рамках реализации ведомственной целевой программы "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2010 год в соответствии со сроками бюджетного планирования, по форме согласно приложению 6 к Программе;
- формирует и представляет отчётность о реализации Программы по форме согласно приложению 7 к Программе;
- заключает соглашения, организует обмен информацией и взаимодействие с государственным заказчиком Программы и с кредитными учреждениями (банками), осуществляющими ипотечное кредитование граждан-участников Программы;
- содействует информационному обмену между участниками Программы;
- принимает меры по возврату субсидий в районный бюджет в случаях, установленных действующим законодательством;
- создает условия для увеличения объемов жилищного строительства.
Граждане - участники Программы:
- получают предварительное согласие банка на выдачу ипотечного жилищного кредита;
- осуществляют сбор и представление в Администрацию Ярославского муниципального района документов, необходимых для получения субсидии;
- осуществляют подбор жилья и заключают с банком ипотечный кредитный договор на приобретение данного жилья при поддержке областного и районного бюджетов;
- обязуются добросовестно исполнять условия ипотечного кредитного договора.
Кредитные учреждения (банки), осуществляющие ипотечное кредитование физических лиц на территории Ярославской области:
- заключают соглашения, организуют обмен информацией и взаимодействие с департаментом строительства Ярославской области и Администрацией Ярославского муниципального района;
- производят проверку платежеспособности гражданина - участника Программы, выдают предварительное согласие банка на получение ипотечного кредита участником Программы;
- выдают ипотечные кредиты и осуществляют обслуживание счетов участников Программы.
Проверка целевого использования средств областного и районного бюджетов, выделенных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация Ярославского муниципального района, иные муниципальные и государственные органы в установленном порядке и в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и областным законодательством.
7. Методика оценки эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями.
Результативность реализации Программы (R') рассчитывается по формуле:
где:
Xn тек |
- текущее значение показателя; |
Хп лан |
- плановое значение показателя; |
Kn |
- весовой коэффициент. |
Эффективность реализации Программы оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности реализации Программы рассчитывается по формуле:
где:
Xn план |
- плановое значение показателя; |
Xn тек |
- текущее значение показателя; |
Fп лан |
- плановая сумма финансирования по Программе; |
Fтек |
- сумма финансирования на текущую дату; |
Kn |
- весовой коэффициент параметра. |
При расчете комплексного показателя эффективности и результативности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
N п/п |
Наименование показателя |
Значение весового коэффициента |
1 |
Количество семей, улучшивших жилищные условия при поддержке из районного бюджета |
0,5 |
2 |
Площадь жилья, приобретенного (построенного) при использовании средств районного бюджета |
0,3 |
3 |
Объем привлеченных внебюджетных средств (кредитов банков и собственных средств граждан) в рамках Программы |
0,2 |
|
ИТОГО |
1,0 |
При значении показателя эффективности и результативности 100 процентов и более эффективность и результативность реализации Программы признается высокой, при значении 85 процентов и менее - низкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.