Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Ярославского
муниципального района
Ярославской области
от 16 августа 2011 г. N 4160
Муниципальная целевая программа
"Чистая вода" на территории Ярославского муниципального района на 2011 - 2014 годы"
Паспорт программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Чистая вода" на территории Ярославского муниципального района" на 2011 - 2014 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" |
Муниципальный заказчик |
Администрация Ярославского муниципального района |
Разработчик Программы |
Муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр развития" Ярославского муниципального района |
Координатор Программы |
Заместитель Главы Администрации ЯМР по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительства В.Л. Морозов |
Исполнители Программы |
- Муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр развития" Ярославского муниципального района; - управление финансов Администрации ЯМР; - комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации ЯМР; - земельный комитет Администрации ЯМР; - организации всех форм собственности, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: - обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, - безопасность воды - соответствие ее качества действующим нормативам; - снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов. |
|
Задачи Программы: - развитие централизованных систем водоснабжения, в том числе с использованием подземных месторождений вод; - осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин, шахтных колодцев, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям; - осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты. |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы |
- уровень износа объектов коммунального водоснабжения и водоотведения; - доля населения, обеспеченного питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан; - доля сточных вод, соответствующих установленным требованиям; - степень обеспеченности населения услугами водоснабжения и водоотведения в % к общему количеству населения; - эффективность работы предприятий при производстве питьевой воды и очистке сточных вод (доля стоимости электроэнергии, реагентов). |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2014 годы |
Перечень разделов Программы |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 2. Цели и задачи Программы 3. Сроки реализации Программы 4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы 5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы 6. Механизм реализации Программы 7. Перечень программных мероприятий |
Объемы и источники финансирования Программы |
298,861 млн. руб. - всего, в том числе: средства областного бюджета: 207,075 млн.руб. (уточняется при утверждении бюджета) средства районного бюджета: 81,140 млн. руб. (уточняется при утверждении бюджета) внебюджетных источников: 10,646 млн. руб. |
Контроль за исполнением Программы |
Администрация Ярославского муниципального района, Муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр развития" ЯМР |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества - до 75 %; - увеличение степени обеспеченности населения, услугами водоснабжения и водоотведения к общему количеству населения - до 85 %; - увеличение доли сточных вод, соответствующих установленным требованиям - до 65 %; - увеличение количества очистных сооружений канализации, отвечающих нормативным требованиям к качеству очистки стоков на 5 единиц; - увеличение количества централизованных систем водоснабжения из подземных источников на 4 единицы; |
1. Содержание проблемы
В соответствии с концепцией федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" главной целью программы "Чистая вода" является решение приоритетной национальной проблемы - увеличение продолжительности жизни россиян до среднеевропейского уровня за счет обеспечения их безопасной водой, в том числе питьевой, в количестве, достаточном для жизнедеятельности и развития страны.
Проблема качества питьевой воды - предмет особого внимания общественности, органов власти, органов санитарно-эпидемиологического надзора. Необходимость решения этой проблемы обусловлена ухудшением санитарно-гигиенических показателей воды в районе, что потенциально несет угрозу ухудшению здоровья населения. Особенно остро стоит эта проблема в районе также в связи с тем, что подземные источники водоснабжения не соответствуют по органолептическим показателям (цветности, мутности и по содержанию вредных веществ) требованиям ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая" и СанПиН 2.1.4.107-01 "Питьевая вода".
Значительная часть подземных вод, используемых водозаборными скважинами по химическому составу гидрокарбонатные, натриево-калиево-кальциевые с минерализацией 0,2-0,6 г/л, отмечено повышенное содержание железа. По усредненным данным результатов лабораторных исследований, питьевая вода, подаваемая от артезианских скважин, содержит от 0,9 до 1,5 мг/дм3 общего железа, что превышает норматив (0, 3 мг/дм3).
В настоящее время в Ярославском муниципальном районе подача питьевой воды в 32 населенных пункта обеспечивается ОАО ЖКХ "Заволжье" от артезианских скважин, которых в районе - 96, из них - 92 работающих. Производительность действующих скважин - 937,4 тыс. куб.м в год),
9 населенных пунктов получают питьевую воду от сетей ОАО "Ярославльводоканал". Объем водопотребления составляет 1911 тыс.куб.м
в год. Источниками водоснабжения населения являются также частные колодцы, которые в большинстве случаях используются более 15 лет. Протяженность водопроводных сетей составляет 158 км. Центральным водоснабжением обеспечивается 33 тыс. человек населения района. Потребность в питьевой воде по нормативу составляет 1863 тыс.куб.м.
Жители р.п.Красные Ткачи обеспечиваются водоснабжением от ОАО "Красные ткачи" из поверхностных источников (р.Которосль). Источник водоснабжения не имеет второго пояса водоохранной зоны.
Износ артезианских скважин составляет от 60% до 100% в ряде поселений (с.Спас-Виталий, с.Курба, с.Толбухино). Такие скважины требуют обязательного текущего и капитального ремонта, дезинфекции.
Износ водопроводных сетей достигает до 90%, что также значительно снижает качество питьевой воды.
Высокие потери и сверхнормативное потребление населением воды в совокупности с большими размерами утечек и частыми авариями ведут к снижению напора в сетях и перебоям в водоснабжении.
Имеется значительная часть небольших населенных пунктов, которые не имеют водоснабжения от артезианских скважин.
Основная проблема в районе - это количество очистных сооружений и их техническое состояние.
Общее количество очистных сооружений 18 шт.(мощностью 2096,0 тыс.куб.м, из них 174,0 тыс.куб.м стоков уходящих в канализационные сети ОАО "Ярославльводоканал), канализационных насосных станций - 29 шт. Протяженность канализационных сетей 127 км.
Имеющиеся мощности очистных сооружений не могут обеспечивать очистку всего объема потребляемой воды.
Решение проблемы водоснабжения и водоотведения на территории Ярославского муниципального района основывается на анализе состояния этих сетей с учетом существующих тенденций развития систем водоснабжения и водоотведения по обеспечению населения питьевой водой соответствующей требованиям, предъявляемыми к показателям качества питьевой воды.
С этой целью на территории Ярославского муниципального района предлагается осуществить следующие мероприятия по улучшению водоснабжения населения:
- применение новых технологий по восстановлению и дезинфекции водозаборов;
- предотвращение пескования водозаборных скважин;
- выполнение обезжелезивания водозаборных скважин;
- выполнение текущего и капитального ремонтов существующих источников водоснабжения;
- обустройство водозаборов, обеспечение их экологической безопасности, защита от антропогенных загрязнений;
- строительство новых источников водоснабжения на базе новых технологий и оборудования;
- строительство разводящих водопроводных сетей в населенных пунктах;
- строительство и реконструкция шахтных колодцев, обеспечивающих население качественной питьевой водой;
- реконструкция и строительство очистных сооружений с применением новых технологий очистки сточных вод.
Необходимость решения проблемы водоснабжения и водоотведения обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования различных видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем.
3. Недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по водоснабжению и водоотведению и необходимостью координации действий и ресурсов органов местного самоуправления с мероприятиями областной целевой программы "Чистая вода Ярославской области" на 2010 - 2014 годы.
4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
5. Необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств и снижения рисков развития коммунального комплекса муниципального образования.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий и неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование мероприятий;
- незавершенностью реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
2. Цели и задачи Программы
2.1. Цели Программы
- обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан;
- обеспечение эффективной работы канализационных очистных сооружений.
2.2. Задачи Программы
- обеспечение финансовых, материально - технических ресурсов, производственного и научного потенциала, проведение общестроительных работ на объектах водоснабжения и водоотведения.
Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы Администрации Ярославского муниципального района необходимо решить следующие задачи:
2.2.1. Осуществление постоянного мониторинга состояния объектов водоснабжения и водоотведения, а также сбора и анализа информации о результатах реализации Программы на территории района.
2.2.2. Расширение практики применения новых технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.
Поставленная цель и решаемые в рамках Программы задачи направлены на решение проблемы гарантированного обеспечения населения питьевой водой, очистки сточных вод, охраны источников питьевого водоснабжения от загрязнения.
Достижение поставленной цели не решает в полной мере проблему обеспечения населения качественными услугами водоснабжения, но позволит значительно улучшить существующее положение в районе.
3. Сроки реализации Программы
Достижение основных показателей и целевых индикаторов
Программы предусматривается в течение 2011 - 2014 годов.
4.Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Ед. изм. |
Плановое значение |
||||
на начало 2011 г. (базовый) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
1. |
Уровень износа объектов коммунального водоснабжения и водоотведения |
% |
60 |
60 |
55 |
50 |
45 |
2. |
Доля населения поселений, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества |
% |
40 |
50 |
60 |
70 |
75 |
3. |
Доля сточных вод, соответствующих установленным требованиям |
% |
50 |
50 |
60 |
60 |
65 |
4. |
Степень обеспеченности населения услугами водоснабжения и водоотведения в % к общему количеству населения |
% |
55 |
65 |
70 |
75 |
85 |
5. |
эффективность предприятий производства питьевой воды и очистки сточных вод (доля стоимости электроэнергии, реагентов, уровень утечек и притока, удельные показатели аварийности трубопроводов - снижение себестоимости |
% |
1 |
2 |
3 |
5 |
7 |
5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы и ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
- безопасность воды - соответствие ее качества действующим нормативам;
- достаточность воды, доставляемой потребителям;
- бесперебойность водоснабжения и водоотведения оценивается по целевым индикаторам:
1. степень обеспеченности населения услугами водоснабжения и водоотведения в % к общей численности населения;
2. степень очистки сточных вод;
3. увеличение производительности новых водопроводных и водозаборных сооружений;
- эффективность предприятий производства питьевой воды и очистки сточных вод (доля стоимости электроэнергии, реагентов, уровень утечек и притока, удельные показатели аварийности трубопроводов)- снижение себестоимости на 7%
Для исключения негативных последствий реализации мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
Для оценки эффективности реализации программы необходимо соотнести степень достижения основных целевых показателей Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации.
Показатель эффективности рассчитывается по формуле:
,
Где Xi начальное - значение i-го целевого показателя на начало реализации программы
Xi плановое - плановое значение показателя
Xi текущее - текущее значение показателя
F план - плановая сумма финансирования по программе
F тек - сумма финансирования на текущую дату
Ki - весовой коэффициент параметра
При расчете эффективности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
N |
Наименование показателя |
Значение весового коэффициента |
1. |
Доля населения поселений, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества |
0,3 |
2. |
Степень обеспеченности населения услугами водоснабжения и водоотведения в % к общей численности населения |
0,2 |
3. |
Доля сточных вод соответствующих установленным требованиям |
0,3 |
4. |
Эффективность предприятий производства питьевой воды и очистки сточных вод |
0,1 |
5. |
Уровень износа объектов коммунального водоснабжения и водоотведения |
0,1 |
|
ИТОГО: |
1,0 |
При значении показателя R =100% и выше эффективность реализации программы с точки зрения достижения основных целевых показателей с учетом ее финансирования признается высокой.
При значении R от 50% до 100% программа признается реализованной эффективно.
6. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:
- предприятия и организации;
- органы местного самоуправления.
Муниципальные заказчики Программы организуют размещение информации о ходе реализации и результатах программных мероприятий на своих сайтах в сети Интернет.
Обязанности по выполнению мероприятий, контролю за их реализацией и результатами в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, ОАО, ООО должны быть установлены в должностных регламентах (инструкциях, трудовых контрактах) в течение трех месяцев с момента начала реализации Программы. Ответственность за невыполнение указанных функций устанавливается приказом руководителя или решением вышестоящего органа управления.
Муниципальные заказчики определяют по согласованию с координатором Программы основные направления и показатели деятельности по управлению реализацией программных мероприятий, обеспечивают мотивацию и контроль достижения установленных отраслевых показателей энергоэффективности, а также несут ответственность за достижение утвержденных показателей и индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы в отрасли.
В отношении муниципальных организаций: бюджетных учреждений, муниципальных предприятий, а также органов местного самоуправления, - управление Программой осуществляется в основном административными (организационно-распорядительными) методами в сочетании с использованием экономических стимулов и мер морального поощрения персонала.
Финансирование программных мероприятий осуществляется непосредственно муниципальными заказчиками из средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий.
Порядок финансирования программных мероприятий устанавливается Администрацией ЯМР.
Отбор исполнителей для выполнения работ по реализации программных мероприятий производится муниципальными заказчиками Программы в установленном для размещения муниципальных заказов порядке.
Управление со стороны органов местного самоуправления за реализацией программных мероприятий в коммерческом секторе экономики, а также в некоммерческих организациях и домохозяйствах, осуществляется через применение экономических стимулов, в том числе координацию и укрупнение спроса, а также снижение издержек на получение информации и доступа к эффективным технологиям.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится с обязательным учетом требований действующего законодательства и принятых органами государственной власти и местного самоуправления рекомендаций по обеспечению энергосберегающих характеристик закупаемой продукции.
Сроки и форму учета мероприятий и контроля за выполнением утвержденных показателей и индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы в коммерческом секторе экономики, муниципальных и некоммерческих организациях отрасли, устанавливает координатор Программы.
Муниципальные заказчики Программы в сроки, установленные Администрацией ЯМР, направляют координатору Программы:
- информацию о реализации программных мероприятий по формам, установленным координатором Программы;
- ежегодные доклады о ходе реализации программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
Ежегодные доклады должны содержать:
- сведения о результатах реализации программных мероприятий в отрасли за отчетный год;
- данные о целевом использовании и объемах средств, привлеченных из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
- сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы утвержденным показателям;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенных мероприятий, в том числе по реконструкции и строительству объектов, включенных в Программу;
- сведения о результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), внедрении и эффективности инновационных проектов;
- оценку эффективности результатов реализации Программы;
- оценку влияния фактических результатов реализации программных мероприятий на социальную сферу и экономику муниципального образования.
С учетом положений Программы координатор Программы:
- обеспечивает реализацию программных мероприятий и координирует деятельность муниципальных заказчиков, участвующих в Программе;
- производит в установленном порядке отбор исполнителей программных мероприятий, по которым координатор является муниципальным заказчиком, и финансирует в установленном порядке их проведение;
- осуществляет мониторинг хода реализации Программы, в том числе сбор и анализ статистической и иной информации, организации независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствии целевым индикаторам и показателям;
- согласовывает отраслевые бюджетные заявки и составляет сводную заявку на финансирование программных мероприятий из местного бюджета;
- контролирует совместно с муниципальными заказчиками Программы выполнение в установленные сроки программных мероприятий, эффективность и целевое использование выделенных на реализацию Программы бюджетных средств, а также своевременный возврат бюджетных ссуд и кредитов;
- планирует совместно с другими муниципальными заказчиками Программы программные мероприятия на очередной финансовый год, готовит предложения по корректировке Программы и в установленном порядке представляет их на утверждение в Администрации ЯМР;
- выполняет иные функции по управлению программными мероприятиями в соответствии с действующим законодательством и Программой.
Контроль за ходом выполнения программных мероприятий производится координатором Программы по указанным в паспорте Программы показателям и индикаторам, позволяющим оценить ход ее реализации.
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств на реализацию программных мероприятий в установленном порядке осуществляют контролирующие органы.
Финансирование мероприятий за счет средств местного бюджета осуществляется в соответствии с параметрами бюджета района на соответствующий финансовый год.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с муниципальным заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
7. Перечень мероприятий
Мероприятия по реализации Программы представлены в Приложении 1 к программе и разработаны в следующих направлениях:
1. Мероприятия, направленные на совершенствование технологии очистки и улучшение качества воды.
2. Проектные работы.
3. Капитальное строительство объектов водоснабжения.
4. Капитальное строительство объектов водоотведения.
5. Текущий и капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения.
Механизм реализации данной программы предусматривает осуществление программных мероприятий с использованием существующей схемы отраслевого управления, дополненной системой мониторинга и оценки достигнутых промежуточных и итоговых результатов.
При проектировании и строительстве водозаборов не придается большого значения влиянию химического состава подземных вод на успешность работы скважины. Однако опыт эксплуатации этих сооружений показывает, что их производительность существенно снижается во времени вследствие зарастания фильтров и профильтрованных зон скважин гидратом окиси железа, карбонатом кальция и силикатными отложениями. В процессе эксплуатации объектов водоснабжения на базе подземных источников необходим постоянный контроль за правильной эксплуатацией и техническим состоянием скважин, устьевого оборудования и зон санитарной охраны.
Поэтому первоочередные мероприятия, направленные на совершенствование технологии очистки и улучшение качества воды предусматривают:
- применение геофизических методов исследования водозаборных скважин,
- разработку и утверждение программ производственного контроля качества воды,
-сезонную промывку и дезинфекцию водопроводных сетей, емкостей питьевой воды, водозаборных скважин,
- мероприятия по предотвращению пескования скважин.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.