В целях реализации мероприятий, предусмотренных целевой Программой реформирования муниципальных финансов Любимского муниципального района на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Любимского муниципального района от 15.02.2010 N 208 "О целевой программе реформирования муниципальных финансов Любимского муниципального района на 2010 -2012 годы" Администрация Любимского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам.
2. Установить обязательность проведения оценки предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам на предмет их бюджетной и социальной эффективности.
3. Установить, что органом, уполномоченным проводить оценку эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам, является управление финансов Администрации Любимского муниципального района (далее - управление финансов).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления финансов администрации Любимского муниципального района Карпову Е.А.
5. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования в газете "Наш край"
Глава Любимского муниципального района |
А.В. Кошкин |
Порядок
оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам
(утв. постановлением Администрации Любимского муниципального района Ярославской области от 1 февраля 2011 г. N 201-а)
1. Общие положения
1.1 Настоящий Порядок оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам (далее - Порядок) разработан с учетом требований Налогового кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения достижения экономического или социального эффекта от предоставления отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот по местным налогам.
1.2 Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях сокращения объема недополученных (выпадающих) доходов бюджетов муниципальных образований (поселений), связанных с предоставлением налоговых льгот.
Проведение оценки должно способствовать оптимизации перечня действующих налоговых льгот, повышению точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот.
1.3 Настоящий Порядок определяет последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, требования к применению полученных результатов оценки.
1.4 В целях настоящего Порядка применяются следующие понятия:
оценка эффективности - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с показателями бюджетной или социальной эффективности в разрезе отраслей или видов деятельности;
бюджетная эффективность - оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджетов муниципальных образований (поселений);
социальная эффективность - социальные последствия предоставления налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения, в создании новых рабочих мест, улучшении условий труда, формировании льготных условий для оплаты услуг незащищенных категорий граждан.
2. Основные цели предоставления налоговых льгот
2.1 Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
- экономное и рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на финансирование отдельных социальных задач;
- обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для района и поселений видов хозяйственной деятельности;
- стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков на реализацию программ социально-экономического развития района;
- создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности на территории района;
- стимулирование роста налогооблагаемой базы, обеспечение прироста налоговых платежей в бюджет;
- создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;
- оказание финансовой поддержки организациям в решении приоритетных для района социальных задач;
- оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.
3. Виды налоговых льгот и условия их предоставления
3.1 Налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков по следующим видам местных налогов: земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
3.2 Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований (поселений).
3.3 Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
- изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения;
- освобождение от уплаты налога полное или частичное;
- установление налоговой ставки ниже значения, установленного налоговым законодательством Российской Федерации.
3.4 Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований (поселений).
3.5 Налоговые льготы устанавливаются на срок не менее одного налогового периода по соответствующему налогу.
4. Порядок оценки эффективности налоговых льгот
4.1 Целью оценки эффективности налоговых льгот является расчет бюджетной и социальной эффективности от предоставления льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
4.2 Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется:
- по каждому виду местных налогов;
- по каждому виду предоставленной льготы;
- по каждой категории получателей налоговых льгот с учетом вида их экономической деятельности или категории физических лиц;
- по каждому муниципальному образованию, которое на территории своего поселения предоставило налоговые льготы.
4.3 Оценка эффективности налоговых льгот и расчет бюджетной и социальной эффективности производится управлением финансов администрации Любимского муниципального района (далее - управление финансов).
4.4 Оценка эффективности налоговых льгот проводится в следующие сроки: .
- по планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот; предложения о предоставлении налоговых льгот принимаются управлением финансов до 1 июня года, предшествующего году начала действия налоговой льготы;
- по предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года - в срок до 1 июля года, следующего за отчетным. . '
4.5 Источники информации для оценки эффективности налоговых льгот:
- налоговая отчетность (отчеты по формам N 5-МН);
- отчетность управления финансов;
- статистическая отчетность по основным экономическим показателям в разрезе видов экономической деятельности;
- иная информация, в том числе оценка экспертов, сведения, предоставленные по запросу управления финансов получателями налоговых льгот или претендующими на их получение.
4.6 При проведении оценки эффективности налоговых льгот используются следующие показатели:
- налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;
- ставка налога;
- льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);
- сумма уменьшения налогооблагаемой базы налога (при полном или частичном освобождении от налогообложения) за отчетный год;
- фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
- сумма начисленного налога в бюджет муниципального образования (поселения) за отчетный год;
- сумма уплаченного налога в бюджет муниципального образования (поселения) за отчетный год;
- сумма задолженности по уплате налога в бюджет муниципального образования (поселения).
4.7 Оценка эффективности налоговых льгот производится в четыре этапа:
4.7.1 На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований (поселений) налоговых льгот.
По результатам инвентаризации налоговых льгот управления финансов составляет реестр предоставленных налоговых льгот по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие изменения.
4.7.2 На втором этапе определяются объемы недополученных (выпадающих) доходов бюджетов муниципальных образований (поселений) в связи с предоставлением налоговых льгот.
Расчет объема недополученных (выпадающих) доходов производится в соответствии с Методикой согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
4.7.3 На третьем этапе производится расчет бюджетной и социальной эффективности предоставленных налоговых льгот.
4.7.3.1 Бюджетная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков определяется по формуле:
ДР = ДН*Х1 + ДТ*Х2 + Э,
где ДР - сумма бюджетной эффективности налоговых льгот, в тыс. руб.;
ДН - увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;
ДТ - увеличение фонда оплаты труда;
Х1 и Х2 - соответствующие ставки налогов;
Э - снижение расходов бюджета муниципального образования (поселения).
В случае отсутствия показателя Э (снижение расходов) его значение принимается равным нулю.
Увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков (ДН) определяется как разница между налогооблагаемой базой налога на конец отчетного периода (Нк) и налогооблагаемой базой налога на начало отчетного периода (Нн) в тыс. руб.
ДН = Нк - Нн
Увеличение фонда оплаты труда (ДТ) определяется как разница между фондом оплаты труда на конец отчетного периода (Тк) и фондом оплаты труда на начало отчетного периода (Тн) в тыс.руб.
ДТ = Тк - Тн
Сводная оценка бюджетной эффективности предоставленных налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
4.7.3.2 Социальная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков определяется в зависимости от отрасли экономики:
- по организациям, оказывающим услуги населению, социальная эффективность налоговой льготы рассчитывается по формуле:
СЕ = /(К2 : Т2) - (К1 : Т1)/ * Р1 + (N * Z) + S
где К1- количество работ и услуг (за год), предоставляемых на текущий момент (рассчитывается как общий объем выполненных работ и оказанных услуг в рассматриваемом периоде);
К2 - количество работ и услуг (за год), предоставляемых в результате расширения деятельности организации (рассчитывается по данным организации);
Т1 - годовое потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на текущий момент (заявители предоставляют обоснованный расчет);
Т2 - потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на момент завершения действия льготы (заявители предоставляют обоснованный расчет);
Р1 - стоимость предоставляемой услуги (работ) на начало периода оценки;
N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z - годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по поселению;
S - сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям К1, К2, Т1, Т2, Р1, N, Z либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
- по организациям, не предоставляющим услуги населению, социальная эффективность налоговой льготы рассчитывается по формуле:
СЕ = (N * Z) + S
где N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z - годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по поселению;
S-сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям N и Z, либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
- при предоставлении налоговых льгот физическим лицам социальная эффективность принимается равной сумме предоставленной налоговой льготе.
4.7.4 На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых льгот методом сопоставления суммы недополученных (выпадающих) доходов бюджета муниципального образования (поселения) в связи с предоставлением налоговых льгот с суммой бюджетной или социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.
Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:
Эфф = ДС / Спб
где ДС - сумма бюджетной или социальной эффективности предоставления налоговых льгот, в тыс.руб.;
Спб - объем недополученных (выпадающих) доходов бюджета муниципального образования (поселения) по данному налогу, в тыс.руб.
Сводная оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
Если значение графы 5 меньше 1, то эффективность предоставленной налоговой льготы имеет низкое значение, если больше 1 - эффективность высокая.
Превышение суммы эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами недополученных (выпадающих) доходов бюджета муниципального образования (поселения) означает высокую эффективность оцениваемых налоговых льгот.
Получение (планирование) меньшей эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями бюджета муниципального образования (поселения) от предоставления налоговых льгот означает низкую эффективность налоговых льгот.
4.8 При выявлении фактов низкой эффективности налоговых льгот налоговые льготы не предоставляются, а предоставленные подлежат отмене.
4.9 Управление финансов в месячный срок осуществляет подготовку заключений по результатам оценки эффективности налоговых льгот и проектов решений об отмене или изменении условий предоставления налоговых льгот и направляет их органу местного самоуправления поселения до принятия бюджета поселения на очередной финансовый год.
5. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот
5.1 По результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот управлением финансов составляется аналитическая записка, которая представляется:
- по налоговым льготам за истекший финансовый год - главе администрации Любимского муниципального района и главам администраций муниципальных образований (поселений), на территории которых установлены налоговые льготы, в срок до 1 августа года, следующего за отчетным;
- по планируемым к предоставлению налоговым льготам - главам администраций муниципальных образований (поселений), на территории которых планируется установление налоговых льгот, в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот.
5.2 Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год должна содержать:
- полный перечень предоставленных на территории муниципальных образований (поселений) налоговых льгот;
- полную информацию о потерях (планируемых и фактических) бюджетов муниципальных образований (поселений) в связи с предоставлением налоговых льгот;
- сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот в динамике по годам (за период не менее 3-х лет);
- предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки эффективности.
5.3 Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот должна содержать;
- полную информацию о прогнозируемых потерях бюджетов муниципальных образований (поселений) в случае принятия решений о предоставлении налоговых льгот;
- прогноз бюджетной и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот в динамике по годам на перспективу (за период не менее 3-х лет);
- другие формы муниципальной поддержки, предоставленные в настоящий момент данной категории налогоплательщиков.
5.4 Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются:
- при разработке бюджетов муниципальных образований (поселений) на очередной финансовый год и на перспективу;
- для своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
- для введения новых видов налоговых льгот, изменения действующих налоговых льгот.
Приложение 1
к Порядку
оценки эффективности предоставленных и
планируемых к предоставлению налоговых
льгот по местным налогам
Реестр
предоставленных налоговых льгот по состоянию
на "___" __________ 200__ года
N п/п |
Вид налога |
Содержание льготы |
Категория получателей льготы |
Срок действия |
Нормативно-правовой акт |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Порядку
оценки эффективности предоставленных и
планируемых к предоставлению налоговых
льгот по местным налогам
Методика
определения объема недополученных (выпадающих) доходов бюджетов муниципальных образований (поселений) в связи с предоставлением налоговых льгот
1. Расчет объема недополученных (выпадающих) доходов бюджетов муниципальных образований (поселений) от предоставления налоговых льгот производится по каждому виду местных налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей по отдельным видам экономической деятельности.
2. Для расчета объема недополученных (выпадающих) доходов бюджетов муниципальных образований (поселений) от предоставления налоговой льготы необходимо определить размер налоговой базы по каждому виду налога, попадающему под действие налоговой льготы;
- в условиях года, предшествующего году применения налоговой льготы;
- в условиях года начала применения налоговой льготы.
3. Расчет объема недополученных (выпадающих) доходов бюджетов муниципальных образований (поселений) от предоставления налоговых льгот производится по следующим формулам:
3.1 в случае, если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения части базы налога:
Спб = Сснб * НС,
где Спб - сумма недополученных (выпадающих) доходов; Сснб - размер сокращения базы налога в связи с предоставлением льготы;
НС - действующая в период предоставления льготы ставка налога.
3.2 в случае, если предоставление льготы заключается в обложении части базы налога по пониженной налоговой ставке:
Спб = БНл * (НСб - НСл),
где Спб - сумма недополученных (выпадающих) доходов; БНл - размер базы налога, на которую распространяется действие льготной ставки;
НСб - действующая в период предоставления льготы базовая ставка налога;
НСл - льготная ставка налога.
Размер сокращения базы налога по причине предоставления льгот (Сснб) представляет собой:
- по земельному налогу - кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения либо облагаемых по более низкой налоговой ставке;
- по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.
Отчетная форма
для оценки объема недополученных (выпадающих) доходов бюджетов
муниципальных образований (поселений) в связи с предоставлением
налоговых льгот по состоянию на "___" __________ 200__ г.
Вид налога ______________________________________________________________
Содержание налоговой льготы _____________________________________________
Категория получателей льготы ____________________________________________
N п/п |
показатель |
Значение показателя по годам (за период не менее трех лет) |
Примечание |
1. |
Налоговая база по налогу за период с начала года, тыс.руб. |
|
|
2. |
Размер сокращения налоговой базы по налогу за период с начала года, тыс.руб. |
|
При освобождении от налогообложения части базы налога |
3. |
Базовая ставка налога в % |
|
|
4. |
Льготная ставка налога в % |
|
При установлении пониженной ставки |
5. |
Сумма недополученных (выпадающих) доходов бюджета в связи с предоставлением налоговой льготы, тыс.руб. |
|
|
Приложение 3
к Порядку
оценки эффективности предоставленных и
планируемых к предоставлению налоговых
льгот по местным налогам
Сводная оценка
бюджетной эффективности предоставленных налоговых льгот
по состоянию на "___" __________ 200__ года
Вид налога ______________________________________________________________
Содержание налоговой льготы _____________________________________________
Категория получателей льготы ____________________________________________
N п/п |
показатель |
Значение показателя по годам (за период не менее трех лет) |
примечание |
1. |
Налоговая база по налогу на начало года, тыс.руб. |
|
|
2. |
Налоговая база по налогу за период с начала года, тыс.руб. |
|
|
3. |
Фонд оплаты труда на начало года, тыс.руб. |
|
|
4. |
Фонд оплаты труда за период с начала года, тыс,руб. |
|
|
5. |
Снижение расходов бюджета муниципального образования (поселения), тыс.руб. |
|
|
6. |
Сумма бюджетной эффективности от предоставления налоговых льгот, тыс.руб. |
|
|
Приложение 4
к Порядку
оценки эффективности предоставленных и
планируемых к предоставлению налоговых
льгот по местным налогам
Сводная оценка
эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению)
налоговых льгот по состоянию на "___" __________ 200__ года
N п/п |
Наименование категории налогоплательщиков и бюджета муниципального образования (поселения) |
Сумма недополученных (выпадающих) доходов бюджета поселения по годам (за период не менее трех лет) |
Сумма бюджетной (социальной) эффективности по годам (за период не менее трех лет) |
Оценка эффективности налоговых льгот по годам (за период не менее трех лет) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Любимского муниципального района Ярославской области от 1 февраля 2011 г. N 201-а "О порядке оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам"
Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Наш край" от 11 марта 2011 г. N 10