В целях разработки проекта районного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 28 решения Муниципального Совета от 02.10.2008 N 68-з "Об утверждении Положения о бюджетном процессе районного бюджета ЯМР", Администрация района постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения следует читать как "68"
1.Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
2.Управлению финансов Администрации ЯМР при разработке проекта районного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов обеспечить соблюдение утвержденных основных направлений бюджетной и налоговой политики.
3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Глава Ярославского муниципального района |
А.В. Решатов |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
(утв. постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 7 июля 2011 г. N 3561)
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26.06.2008 N 28-з "О бюджетном процессе". При подготовке учитывались положения следующих документов:
- Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 29.06.2011;
- Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов;
- Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов;
- Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов являются базой для формирования районного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов определяют стратегию действий Администрации ЯМР в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики. Основная цель - решать большее количество текущих задач и задач развития в соответствии с программой социально-экономического развития района в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
2. Основные итоги районной бюджетной и налоговой политики 2010 - начала 2011 годов
2.1. Основные итоги социально-экономического развития ЯМР в 2010 году
В 2010 году были преодолены кризисные тенденции в экономическом развитии Ярославского муниципального района и наметилась положительная динамика.
Оборот организаций по видам деятельности, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, увеличился на 54,7 %. Малыми предприятиями отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 7,2% больше, чем в 2009 году. Объем отгруженной продукции в промышленности в целом в 2010 году составил 2213,9 млн.руб. (145,6 % к уровню 2009 года).
Выручка от реализации продукции сельского хозяйства в 2010 году получена 2 005,3 млн. рублей, или 114,5 % к уровню прошлого года. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил 85,2 %, то есть за год снижение производства составило 14,8%, в том числе по животноводству - рост 1,1 %, по растениеводству - снижение на 37,1 % вследствие аномально жаркой погоды лета 2010 года.
Возобновился рост инвестиционной активности. По итогам 2010 года крупными и средними организациями ЯМР осуществлено 4,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимой оценке в 2,5 раза выше уровня соответствующего периода прошлого года. Общая стоимость инвестиционных проектов, реализуемых в ЯМР составляет 23,3 млрд. рублей (по состоянию на01.01.2011).
По итогам 2010 года Ярославский муниципальный район является лидером в системе сводного рейтинга инвестиционной деятельности муниципальных районов и городских округов Ярославской области.
Объем работ, выполненных организациями по виду деятельности "Строительство", в 2010 году составил 4,7 млрд.рублей, что в 6,8 раз больше, чем в 2009 году. За 2010 год организациями всех форм собственности, а также населением за счет собственных и заемных средств построена 131 квартира. Общая площадь введенного жилья (с учетом реконструкции) составила 17 433 кв.метров, или 39% к уровню 2009 года.
На фоне развивающихся процессов в экономике в 2010 году происходило постепенное восстановление покупательского спроса: оборот розничной торговли увеличился на 25,4 %, оборот оптовой торговли - на 4,4 %, оборот общественного питания - на 18,9 %.
В условиях экономического роста в 2010 году происходили позитивные изменения на рынке труда. Численность официально зарегистрированных безработных на 01.01.2011 составила 569 человек, что на 31,6% меньше, чем на 01.01.2010. Уровень регистрируемой безработицы на конец года составил 1,8 % экономически активного населения (2,6 % годом ранее).
В целом за 2010 год среднемесячная начисленная заработная плата по области сложилась в размере 16 580,8 руб. (в 2009 году - 14 857,3 руб.). Ярославский муниципальный район занимает 4 место среди 20 муниципальных образований Ярославской области по размеру среднемесячной заработной платы и 2 место по темпам роста оплаты труда в 2010 году.
2.2. Основные итоги бюджетной и налоговой политики 2010 - начала 2011 годов
2.2.1. Итоги бюджетной политики в части расходов бюджета ЯМР.
Сохранена социальная направленность бюджета ЯМР. Доля расходов бюджета ЯМР на социальную сферу в 2010 году составила 56%, в 2009 году - 52%.
В целях оптимизации текущих расходов бюджетов и недопущения наращивания кредиторской задолженности по принятым обязательствам по заработной плате и социальным выплатам ежеквартально проводился мониторинг кредиторской задолженности получателей бюджетных средств.
Однако, в связи с острой недостаточностью бюджетных средств, просроченная кредиторская задолженность остается довольно высокой и составляет по бюджетной деятельности по состоянию на 01.01.2011 - 9 422,1 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2010 она составляла 14 215,0 тыс.руб., но в результате проведенных мероприятий по инвентаризации, а также ежемесячного мониторинга состояния просроченной кредиторской задолженности, достигнуто ее снижение на 4 796 тыс. руб.
Обоснования бюджетных ассигнований сформированы главными распорядителями бюджетных средств, распорядителями и отдельными получателями бюджетных средств (далее - ГРБС, РБС и ПБС) с учетом требований федерального и регионального бюджетного законодательства, содержат расшифровку по видам планируемых ассигнований. Доля программных расходов бюджета ЯМР в 2010 году составила 24,2% в сравнении с 23,1% в 2009 году.
Получили развитие принципы бюджетирования, ориентированного на результат, и повышение качества управления финансами путем реализации мероприятий программы реформирования муниципальных финансов.
В 2010 году в рамках программы реформирования финансов внедрены и закреплены в практике ГРБС, РБС и ПБС новые механизмы и инструменты управления финансами:
- формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг для всей сети бюджетных учреждений, полный охват муниципальных услуг базовыми требованиями к качеству;
- повышение качества финансового менеджмента и снижение объемов налоговых льгот.
Многие из мероприятий, которые в рамках бюджетной реформы проводились впервые, должны стать ежегодными. Конечным результатом реализации программы реформирования муниципальных финансов в 2010 году явилось повышение уровня качества управления финансами в Ярославском районе до 98,4 баллов (из 100 возможных по оценке департамента финансов Ярославской области).
2.2.2. Итоги налоговой политики и формирование доходов бюджета.
В консолидированный бюджет района в 2010 году налоговые и неналоговые доходы (без учета возврата субсидий и субвенций, полученных из федерального и областного бюджетов) поступили в сумме 463,5 млн. рублей, что больше на 22,1% или на 84,0 млн. рублей выше аналогичных поступлений за 2009 год (в том числе в районный бюджет поступило 321,8 млн. руб., что на 23,7 % или на 61,7 млн. рублей больше). Значительный рост доходов был обеспечен поступлением налога на доходы физических лиц, земельного налога, арендной платы за земли, доходов от реализации иного имущества, штрафных санкций.
В ходе реализации бюджетной и налоговой политики в 2010 - начале 2011 годов:
- на более качественном уровне продолжили работу межведомственная комиссия по укреплению налоговой дисциплины и легализации налоговой базы при Межрайонной ИФНС России N 7 по ЯО и комиссия по ликвидации задолженности в консолидированный бюджет ЯМР и по обеспечению своевременной выплаты заработной платы при Администрации ЯМР.
За 2010 год при Межрайонной ИФНС России N 7 по ЯО было проведено 7 заседаний по укреплению налоговой дисциплины и по легализации налоговой базы, на которых заслушаны 15 организаций по вопросу легализации заработной платы и 14 организаций по недоимке.
По результатам работы межведомственной комиссии получены дополнительные поступления по налогу на доходы физических лиц в бюджеты всех уровней в сумме 0,1 млн.руб.
За 2010 год при Администрации ЯМР проведено 12 заседаний комиссии по ликвидации задолженности в консолидированный бюджет ЯМР и по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, на которых присутствовали руководители 42 организаций и 45 частных предпринимателей, имеющих задолженность в консолидированный бюджет ЯМР. По результатам проведенной работы поступили денежные средства в бюджеты всех уровней на общую сумму 43,0 млн.руб., из них в бюджет ПФР на сумму 28,8 млн.руб., в консолидированный бюджет ЯМР на общую сумму 13,3 млн.руб., в том числе в районный бюджет на сумму 8,1 млн.руб., в бюджеты поселений ЯМР на сумму 5,1 млн.руб.
В результате контрольных мероприятий, проводимых Межрайонной ИФНС России N 7 по ЯО, дополнительные поступления в местный бюджет (без межбюджетного распределения) за 2010 год составили 131,9 млн.руб., в том числе в районный бюджет 5,3 млн.руб.
Кроме того в 2010 году управлением финансов Администрации ЯМР совместно с ИФНС России N 7 по ЯО и представителями поселений было проведено 4 рейда на территории Ярославского муниципального района в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории района.
По результатам совместных рейдов дополнительные поступления в консолидированный бюджет ЯМР в 2010 г составили 0,1 млн.руб., поставлено на налоговый учет в МИФНС России N 7 по ЯО 10 организаций и индивидуальных предпринимателей.
В течение года была активизирована деятельность управления по налоговым преступлениям Управления внутренних дел по Ярославской области. Особое внимание уделено проблеме своевременного перечисления налоговыми агентами сумм удержанного с работников налога на доходы физических лиц. Информацией о состоянии задолженности послужил ежемесячный мониторинг платежей по 63 крупным и средним организациям района, организованный на уровне управления финансов Администрации ЯМР. По результатам мониторинга управлением по налоговым преступлениям Управления внутренних дел по Ярославской области проведены проверочные мероприятия в отношении должностных лиц организаций - должников;
- сохранен мораторий на увеличение коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход;
- продолжена работа с крупнейшими налогоплательщиками бюджета района с целью обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет, увеличения налогооблагаемой базы;
- поселениями района продолжена работа по идентификации земельных участков и предоставлению данных сведений в налоговые органы;
- осуществлялась работа по оптимизации налоговых льгот. Сумма выпадающих доходов местного бюджета 2010 года в результате предоставления налоговых льгот составила всего лишь 0,007 млн. рублей, что составляет 0,002% налоговых доходов консолидированного бюджета ЯМР;
- в течение 2010 года в районный бюджет поступило 30,9 млн. рублей доходов от реализации имущества и земельных участков, находящихся в собственности Ярославского муниципального района.
2.2.3. Итоги политики в сфере межбюджетных отношений.
В 2010 году политика Ярославского муниципального района в части межбюджетных отношений была направлена на повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления поселений, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений и обеспечение их сбалансированности.
Повышение финансового обеспечения полномочий поселений ЯМР в значительной степени достигалось за счет предоставления финансовой помощи из областного и районного бюджетов в виде дотаций и субсидий.
Оценка финансового положения и качества управления муниципальными финансами за 2010 год, ежегодно проводимая в соответствии с постановлением Правительства области от 26.03.2009 N 244-п "О мониторинге и оценке качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов (городских округов) Ярославской области", показала хороший уровень качества управления.
По Ярославскому муниципальному району оценка качества управления муниципальными финансами увеличилась с 25,12 в 2009 году до 27,79 баллов.
2.2.4. Итоги долговой политики.
В 2010 году погашение и обслуживание долговых обязательств ЯМР осуществлялось своевременно и в полном объеме.
Улучшение ситуации на финансовом рынке и грамотное управление государственным долгом позволили значительно сократить расходы на его обслуживание. Расходы на обслуживание муниципального долга за 2010 год составили 1998,6 тыс. рублей, что на 264,6 тыс. рублей меньше, чем в 2009 году.
При управлении муниципальным долгом осуществлялось использование различных видов заимствований:
- привлечение коммерческих кредитов в сумме 26 000 тыс.руб.;
- привлечение бюджетного кредита в сумме 5 775 тыс.руб.
3. Основные цели бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Бюджетная политика как составная часть экономической политики района нацелена на улучшение условий жизни и развития способностей жителей Ярославского муниципального района на основе формирования конкурентоспособной экономики и реализуется по следующим основным направлениям программы социально-экономического развития района:
- развитие конкурентоспособной, динамичной, высокотехнологичной экономики, позволяющей обеспечить устойчивое экономическое развитие Ярославского района;
- развитие человеческого потенциала - как основного фактора устойчивого экономического развития;
- создание комфортных условий жизни населения района за счет развития инфраструктуры.
4. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
4.1. Основные направления бюджетной политики в части расходов бюджета ЯМР
При формировании бюджета ЯМР на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предполагается обеспечить его социальную и инвестиционную направленность, обратив особое внимание на финансовое обеспечение приоритетных направлений деятельности Администрации ЯМР и администраций поселений.
При формировании бюджета ЯМР на очередной финансовый год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривается разделение бюджетных ресурсов на две части: бюджет текущих расходов и бюджет развития (набор программ развития и инвестиционных проектов). При этом приоритетными расходами на развитие должны стать расходы, обеспечивающие реализацию инвестиционной политики ЯМР, направленной на расширение экономического потенциала района. Распределение бюджетных ресурсов следует осуществлять на основе комплексного подхода к принятию стратегических решений.
Одним из направлений бюджетной политики на среднесрочный период является повышение качества жизни населения ЯМР, в том числе за счет улучшения обеспечения граждан доступными и качественными муниципальными услугами. С этой целью будут осуществлены:
- продолжение совершенствования структуры муниципальной бюджетной сети района;
- разработка и обеспечение информационной доступности административных регламентов оказания муниципальных услуг, которые осуществляют органы местного самоуправления района и поселений и подведомственные им учреждения;
- доработка стандартов качества предоставляемых населению бюджетных услуг и методик оценки качества и доступности предоставляемых услуг;
- создание системы мониторинга качества оказываемых услуг.
В части расходов бюджета ЯМР постоянным направлением деятельности органов местного самоуправления района и поселений должно стать повышение эффективности бюджетных расходов путем создания соответствующих условий и механизмов для решения целого ряда задач:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
- разработка методологии и создание системы комплексной оценки эффективности бюджетных расходов;
- совершенствование программно - целевых методов деятельности органов местного самоуправления и переход к программному бюджету;
- совершенствование механизмов бюджетного планирования и процедур распределения бюджетных средств с учетом требований их обоснованности и эффективности;
- развитие новых форм финансового обеспечения оказания услуг муниципальными учреждениями, реализация Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и реструктуризация бюджетного сектора;
- создание условий для мотивации органов местного самоуправления в постоянном повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности;
- стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности бюджетных расходов и эффективности деятельности.
Реализация мероприятий программы повышения эффективности расходов позволит создать необходимую базу для решения ключевых стратегических задач социально-экономического развития ЯМР в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
В соответствии с федеральным законодательством и проводимой Правительством области политикой необходимо продолжить работу по выполнению задач энергосбережения и повышения энергоэффективности, стимулированию проведения энергосберегающих мероприятий во всех сферах. В целях совершенствования деятельности по указанному направлению планирование потребности по оплате коммунальных услуг необходимо производить на основе установленных нормативов их потребления с учетом заданий по экономии.
Кроме этого, необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, ввести четкие правила оценки и обоснования объема действующих расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность и качество их финансово-экономических обоснований, новые программы и проекты рассматривать в строгом соответствии с Порядком оценки эффективности планируемых и реализуемых бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, утвержденным постановлением Администрации ЯМР от 18.02.2010 N 1221.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения и вклада в достижение стратегических целей развития района.
Актуальной остается задача сокращения дефицита бюджета ЯМР.
Эту задачу можно решить путем ревизии действующих обязательств с целью оптимизации бюджетных расходов и пересмотра объема расходов по вновь принимаемым обязательствам в планируемом периоде.
4.2. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджета
Приоритеты налоговой политики на трехлетнюю перспективу формируются с учетом изменений федерального законодательства и направлены на использование имеющейся финансово-экономической базы района и создание условий для дальнейшего её развития.
В 2012-2014 годах планируется:
- оказывать содействие в регистрации на территории Ярославского муниципального района дочерних подразделений крупных налогоплательщиков для увеличения налогового потенциала района;
- проводить мониторинг расчетов с районным бюджетом крупных и средних предприятий и организаций района в целях предотвращения сокращения платежей в консолидированный бюджет и роста задолженности по налогу на доходы физических лиц;
- продолжить работу межведомственной комиссии по укреплению налоговой дисциплины и легализации налоговой базы при Межрайонной ИФНС России N 7 по ЯО и комиссии по ликвидации задолженности в консолидированный бюджет ЯМР и по обеспечению своевременной выплаты заработной платы при Администрации ЯМР;
- продолжить работу по оптимизации налоговых льгот;
- продолжить совместную работу органов местного самоуправления поселений по вопросам формирования единой политики в отношении местных налогов, поддержания актуальной базы для исчисления земельного налога, налога на имущество физических лиц, увеличения собираемости местных налогов. С 2012 года в условиях новой кадастровой оценки земли, органам местного самоуправления поселений необходимо произвести корректировку ставок земельного налога, пересмотр перечня льготных категорий налогоплательщиков с учетом влияния изменения кадастровой оценки земли на налогооблагаемую базу;
- проводить мониторинг по применению корректирующего коэффициента (К2) по единому налогу на вмененный доход с целью определения налоговой нагрузки по основным видам предпринимательской деятельности. С учетом изменений федерального законодательства выработать единый подход при установлении корректирующего коэффициента (К2), оказывающего непосредственное влияние на сумму налога;
- в целях увеличения неналоговых доходов от использования и продажи имущества, находящегося в собственности Ярославского муниципального района, развивать и совершенствовать механизмы обеспечения эффективности использования имущества: оптимизировать количество объектов районной собственности, приватизировать муниципальное имущество, не задействованное в обеспечении муниципальных функций, и осуществлять целенаправленное формирование земельных участков для предоставления под инвестиционные площадки на основе разработанной схемы территориального планирования района.
4.3. Основные направления политики в сфере межбюджетных отношений
Формирование межбюджетных отношений на 2012 - 2014 годы будет осуществляться с учетом необходимости повышения их эффективности, улучшения качества управления муниципальными финансами, создания эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами местного самоуправления района и поселений на основе сочетания принципов самостоятельности районного бюджета и бюджетов поселений.
Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений в ЯМР остаются:
- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами местного самоуправления района и поселений;
- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;
- создание условий для сбалансированности местных бюджетов;
- укрепление финансовой дисциплины районного бюджета и бюджетов поселений, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства;
- создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств;
- повышение прозрачности муниципальных финансов;
- оказание методической и консультативной помощи органам местного самоуправления поселений.
В целях решения поставленных задач планируется:
- в целях обеспечения финансовой устойчивости бюджетов поселений продолжить применение практики выделения из районного бюджета дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений.
4.4. Основные направления долговой политики
Основными целями долговой политики на период 2012-2014 годов являются обеспечение сбалансированности бюджета ЯМР и повышение эффективности управления муниципальным долгом ЯМР.
Для реализации указанных целей в среднесрочной перспективе планируется сосредоточить усилия на следующих направлениях:
- продолжение положительной кредитной истории района;
- продолжение работы по минимизации стоимости обслуживания, а также рисков, связанных с обслуживанием и погашением долга;
- обеспечение равномерной долговой нагрузки по годам;
- поддержание и повышение кредитного рейтинга района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 7 июля 2011 г. N 3561 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Ярославский агрокурьер" от 4 августа 2011 г. N 30