Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением
Правительства Ярославской области
от 10 мая 2011 г. N 347-п
(в редакции постановления
Правительства Ярославской области
от 2 августа 2011 г. N 565-п)
Паспорт
Областной целевой программы модернизации и инновационного развития промышленности Ярославской области на 2011 - 2013 годы
Заказчик ОЦП |
Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель ОЦП |
департамент промышленной политики Ярославской области |
Исполнители ОЦП |
департамент промышленной политики Ярославской области, департамент экономического развития Ярославской области |
Участники ОЦП |
субъекты промышленной деятельности Ярославской области, организации инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП |
департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент образования Ярославской области, организации инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности, учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские институты |
Дата начала ОЦП |
11.05.2011 |
Дата окончания ОЦП |
31.12.2013 |
Куратор ОЦП |
заместитель Губернатора области Елфимов И.С. |
Ответственные лица для контактов |
директор департамента промышленной политики Ярославской области Секретарев Д.М., тел. 74-54-00; председатель комитета промышленной политики департамента промышленной политики Ярославской области Полищук Сергей Сергеевич, тел. 40-05-01 |
Электронный адрес для размещения ОЦП в сети Интернет |
http://www.yarregion.ru/depts/dppdt/Pages/programms.aspx |
Общая потребность в ресурсах
Источник финансирования |
Единица измерения |
Объём финансирования |
|||
всего |
в том числе по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Областной бюджет |
млн. руб. |
235,885 |
5,605 |
43,25 |
187,03 |
Внебюджетные источники |
млн. руб. |
768,5 |
- |
141,25 |
627,25 |
Всего |
млн. руб. |
1004,385 |
5,605 |
184,5 |
814,28 |
I. Содержание проблемы
1. Анализ проблемы и описание текущей ситуации.
Создание условий для модернизации и перехода промышленного сектора экономики Ярославской области к инновационному типу развития является одной из важнейших задач промышленной политики Ярославской области.
Ярославская область является одним из наиболее индустриально развитых регионов России. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в регионе на 01 января 2010 года насчитывалось 2288 крупных и средних организаций, осуществляющих промышленную деятельность, из них 368 - промышленные предприятия; на долю промышленности приходится 31,3 процента валового регионального продукта Ярославской области; удельный вес занятых в промышленности от численности населения, занятого в экономике области, составляет 26,1 процента.
К сильным сторонам, определяющим конкурентные преимущества промышленности области, относятся:
- развитая производственная база и сбалансированная структура промышленности;
- наличие резервов производственных мощностей и площадей;
- интеграция крупных промышленных предприятий в российские вертикально интегрированные холдинги;
- широкая номенклатура производимых комплектующих изделий и сырьевых полуфабрикатов, обеспечивающая гибкость в сбыте их различным потребителям;
- развитый рынок сбыта и дистрибьюторская сеть, наличие брендов и известных на рынке торговых марок;
- наличие программ подготовки и переподготовки кадров.
В дополнение к конкурентным преимуществам промышленного сектора экономики следует выделить конкурентные преимущества Ярославской области в целом:
- высокий научный и образовательный потенциал региона, а также развитая инфраструктура сферы образования, повышения квалификации;
- развитая финансовая и банковская система региона, а также наличие широкого спектра кредитно-финансовых услуг;
- готовая транспортная и энергетическая инфраструктура;
- удобное географическое местоположение региона по отношению к транспортным магистралям и крупным потребителям продукции;
- значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности новых и действующих промышленных предприятий;
- использование механизмов аутсорсинга и субконтрактации в Ярославской области.
Указанные конкурентные преимущества промышленного сектора и экономики в целом являются благоприятной основой для дальнейшего развития промышленности области.
Слабыми сторонами и угрозами для развития промышленного сектора экономики Ярославской области являются:
- устаревание модельного ряда и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции, выпускаемой рядом промышленных предприятий Ярославской области, вызванные, с одной стороны, использованием краткосрочных стратегий развития предприятий региона, с другой, - неясностью перспектив развития рынков и стратегических направлений государственной промышленной политики на федеральном уровне, а также незначительной инновационной активностью и высокой энергоёмкостью промышленной продукции;
- ограниченное производство конечной продукции с максимальной добавленной стоимостью, выпускаемой предприятиями региона. Ограниченность участия ярославских предприятий в полной цепочке создания добавленной стоимости усугубляется тенденцией перехода ряда контрагентов на использование комплектующих иностранного производства и создание совместных предприятий с иностранными производителями;
- производственно-технологическое отставание ряда предприятий области от иностранных производителей. Данная проблема складывается из нескольких факторов: физический (от 47 до 63 процентов, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области) и моральный износ основных фондов, недостаточное обновление основных фондов (коэффициент обновления основных фондов в 2009 году изменялся в зависимости от отрасли от 2,9 до 10,3 процента); отсутствие долгосрочных стратегий развития промышленных предприятий; использование устаревших иностранных технологий и оборудования;
- дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности, отсутствие структурированного рынка трудовых ресурсов и несбалансированная структура рабочей силы. Решение данной проблемы имеет особое значение для долгосрочного развития промышленности региона. В условиях современной экономики повышение квалификации персонала, подготовка новых инженерных кадров, развитие системы мотивации сотрудников становятся одними из основных факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий;
- недостаточный уровень взаимодействия между предприятиями региона, высшими учебными заведениями и научными институтами, а также субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими свою деятельность в сфере промышленного производства и научных исследований. Повышение уровня кооперации будет способствовать созданию на территории Ярославской области производственных кластеров, выпускающих конкурентоспособную продукцию;
- неинформированность и недостаточная готовность значительного числа предприятий области к изменяющимся условиям работы при вступлении России во Всемирную торговую организацию;
- недостаточное вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сферу промышленного производства. Структура малого и среднего предпринимательства в основном представлена сферой торговли и услуг. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленном комплексе незначительна, в основном это предприятия оказывающие услуги и производящие продукцию на условиях аутсорсинга для крупных промышленных предприятий. В перспективе данное направление необходимо развивать и усиливать в целях диверсификации экономики и стимулирования инновационной активности в промышленном секторе экономики.
2. Сценарии реализации Областной целевой программы модернизации и инновационного развития промышленности Ярославской области на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).
В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации Программы.
Первый вариант предполагает, что реализация Программы произойдет в условиях:
- стабильной социально-экономической ситуации в стране и регионе и восстановления спроса на отечественную промышленную продукцию;
- неизменной конкурентной среды на рынках промышленной продукции ярославских предприятий;
- отсутствия значительных изменений в законодательстве.
Данный вариант гарантирует полное и эффективное проведение всех мероприятий, предусмотренных Программой, и достижение ожидаемых результатов в полном объёме.
Второй вариант (наиболее вероятный) предполагает некоторое отклонение показателей реализации Программы под влиянием отрицательных внешних факторов: незначительного изменения социально-экономической ситуации, конкурентной среды и законодательной базы. В этом случае возможно недостижение в полном объёме запланированных результатов при выполнении Программы в целом.
Третий вариант предполагает возможность серьёзного влияния неблагоприятных внешних и внутренних факторов на реализацию мероприятий Программы: ухудшение социально-экономической обстановки, резкое усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынке, например, под влиянием факторов вступления во Всемирную торговую организацию, существенных изменений федерального законодательства, значительно воздействующего на промышленный сектор экономики. В этом случае возможны невыполнение запланированных мероприятий в значительном объёме и снижение эффективности реализации Программы.
Первый и второй варианты реализации Программы позволят достичь поставленной цели и комплексно решить задачи Программы.
Анализ рисков реализации Программы приведён в приложении 1 к Программе.
3. Используемые основные понятия.
Для целей реализации Программы используются следующие понятия:
приоритетный проект развития промышленного комплекса - производственный проект субъекта промышленной деятельности, внесённый решением комиссии по отбору приоритетных и перспективных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области в перечень приоритетных и перспективных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области;
технологическая платформа - коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития;
критическая технология - технология, разработка и использование которой обеспечивают определяющий вклад в развитие отрасли и (или) всего региона и поддерживают конкурентоспособность отрасли и (или) отдельного субъекта промышленной деятельности на уровне, соответствующем российским и международным стандартам или превосходящем их;
инфраструктура поддержки субъектов промышленной деятельности - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в целях реализации мер поддержки субъектов промышленной деятельности;
целевая группа получателей поддержки - субъекты промышленной деятельности, относящиеся к следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, прошедшие процедуру отбора.
II. Цель ОЦП
Наименование цели |
Показатель |
Обоснование планового значения показателя |
||||||
наименование показателя |
весовой коэффициент |
единица измерения |
значение |
|||||
базовое |
плановое |
|||||||
2009 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||||
Повышение конкурентоспособности доходных отраслей промышленного сектора экономики Ярославской области |
прирост выработки на одного работающего в организациях промышленных видов деятельности Ярославской области |
0,40 |
процентов к базовому году |
100 |
3,8 |
3,9 |
4,5 |
в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года |
прирост валовой добавленной стоимости промышленного производства |
0,60 |
процентов к базовому году |
100 |
3,4 |
4,1 |
4,8 |
III. Задачи ОЦП
N п/п |
Наименование задачи |
Весовой коэффициент |
Результат |
|||||
наименование показателя |
единица измерения |
значение |
||||||
всего |
плановое |
|||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Задача 1. Определение приоритетных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области |
0,30 |
наполнение портфеля приоритетных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области (нарастающим итогом) |
единиц |
11 |
0 |
3 |
11 |
2. |
Задача 2. Содействие развитию инновационной активности субъектов промышленной деятельности в рамках реализации приоритетных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области |
0,40 |
количество субъектов промышленной деятельности Ярославской области, комплексно реализовавших приоритетные проекты (нарастающим итогом) |
единиц |
8 |
0 |
2 |
8 |
3. |
Задача 3. Общее стимулирование развития, модернизации, технологического перевооружения и повышения эффективности использования энергетических и производственных ресурсов субъектов промышленной деятельности Ярославской области |
0,20 |
количество субъектов промышленной деятельности Ярославской области, получивших поддержку в рамках Программы (нарастающим итогом) |
единиц |
23 |
3 |
11 |
23 |
4. |
Задача 4. Развитие системы поддержки субъектов промышленной деятельности Ярославской области |
0,05 |
количество созданных элементов системы поддержки субъектов промышленной деятельности (нарастающим итогом) |
единиц |
3 |
0 |
2 |
3 |
5. |
Задача 5. Проведение дополнительных мероприятий, содействующих развитию субъектов промышленной деятельности Ярославской области |
0,05 |
количество проведённых выставочных и конкурсных мероприятий (ежегодно) |
единиц |
39 |
10 |
14 |
15 |
IV. Механизм реализации Программы
1. С 2012 года Программа реализуется посредством планирования и реализации проектов, входящих в состав мероприятий Программы.
2. Описание механизма реализации Программы.
2.1. Задача 1. Определение приоритетных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области.
Решение данной задачи предполагает организацию и проведение исследований по направлениям развития отраслей промышленности в целях выявления приоритетов развития промышленного комплекса Ярославской области и последующего формирования стратегий развития приоритетных промышленных кластеров.
В результате реализации данного мероприятия будут подготовлены стратегии развития приоритетных промышленных кластеров: 2 кластеров в 2011 году, 3 кластеров в 2012 году и 3 кластеров в 2013 году.
Предполагается создание стратегий развития кластеров автокомпонентов, лакокрасочной промышленности, технического текстиля, а также других отраслей промышленного комплекса Ярославской области.
На основании стратегий развития приоритетных промышленных кластеров будет сформирован портфель приоритетных проектов и технологий научно-технического развития промышленного комплекса Ярославской области в целях комплексного развития промышленных кластеров области, а также определены критерии предоставления поддержки.
Опираясь на подготовленные стратегии развития приоритетных промышленных кластеров и портфель приоритетных проектов и технологий научно-технического развития промышленного комплекса Ярославской области, будет реализована комплексная система поддержки субъектов промышленной деятельности, ориентированная на реализацию приоритетных проектов, создание конкурентоспособной продукции и её продвижение на российский и международный рынки. Осуществление проектов разработки и создания конкурентоспособной продукции позволит промышленным предприятиям интегрироваться в федеральные и международные цепочки создания добавленной стоимости, в том числе принять участие в создании и развитии комплекса технологических платформ и федеральных целевых программ.
Также в рамках данной задачи необходимо активно продвигать новые технологии и разработки в сфере промышленного производства, в том числе посредством создания и (или) развития инфраструктуры (экспертного совета и комиссии по отбору приоритетных и перспективных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области), обеспечивающей селекцию проектов и перспективных технологий для развития промышленного комплекса области.
2.2. Задача 2. Содействие развитию инновационной активности субъектов промышленной деятельности в рамках реализации приоритетных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области.
Решение данной задачи предполагает стимулирование промышленных предприятий Ярославской области по следующим направлениям:
- расширение практики приобретения лицензий и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (в том числе используя потенциал организаций высшего профессионального образования Ярославской области) для использования их в технологическом процессе;
- поддержка субъектов промышленной деятельности, реализующих приоритетные проекты, в целях подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, внедрения современных систем менеджмента и организации производства, проведения стратегических маркетинговых исследований и выработки продуктовой стратегии на средне- и долгосрочный период.
2.3. Задача 3. Общее стимулирование развития, модернизации, технологического перевооружения и повышения эффективности использования энергетических и производственных ресурсов субъектами промышленной деятельности Ярославской области.
Вместе с определением и поддержкой перспективных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на снижение производственных издержек, рост производительности труда и повышение эффективности промышленного производства в целом, что позволит повысить конкурентоспособность промышленного сектора экономики по ценовому параметру за счёт снижения внутренних издержек и повышения эффективности производств.
В рамках данной задачи предполагается поддержка субъектов промышленной деятельности, прошедших конкурсный отбор на основе выявленных в ходе реализации Программы приоритетов, по следующим направлениям:
- разработка условий включения проектов модернизации субъектов промышленной деятельности Ярославской области в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и предоставление поддержки для содействия модернизации и технологическому перевооружению субъектов промышленной деятельности Ярославской области;
- содействие в подготовке и реализации программ повышения энергоэффективности субъектов промышленной деятельности;
- содействие в разработке и организации производства новых и модернизации существующих видов продукции (в соответствии с выбранными приоритетами развития промышленного комплекса области);
- содействие в использовании производственных мощностей субъектов промышленной деятельности в целях развития инновационной деятельности.
2.4. Задача 4. Развитие системы поддержки субъектов промышленной деятельности Ярославской области.
Решение данной задачи предполагает создание общедоступных информационных ресурсов в целях информирования и содействия развитию субъектов промышленной деятельности.
2.5. Задача 5. Проведение дополнительных мероприятий, содействующих развитию субъектов промышленной деятельности Ярославской области.
Решение данной задачи предполагает реализацию общих мероприятий в целях обеспечения эффективности реализации вышеизложенных задач и стимулирования субъектов промышленной деятельности Ярославской области к их реализации.
По результатам реализации Программы будут разработаны стратегии развития промышленных кластеров Ярославской области и сформирован перечень приоритетных проектов развития промышленного комплекса области, которые получат своё развитие в средне- и долгосрочной перспективе - до 2025 года.
Для комплексной и эффективной реализации мероприятий Программы департамент промышленной политики Ярославской области будет взаимодействовать в пределах своей компетенции с департаментом экономического развития Ярославской области, департаментом государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департаментом образования Ярославской области, организациями инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности, учреждениями высшего профессионального образования и научно-исследовательскими институтами, в том числе по следующим направлениям:
- выявление приоритетных направлений подготовки квалифицированных кадров на основе исследования рынка труда Ярославской области;
- разработка комплекта типовых документов для обеспечения взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями по подготовке квалифицированных кадров рабочих и специалистов;
- разработка критериев и показателей удовлетворённости работодателей качеством подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов;
- изучение степени удовлетворённости работодателей области качеством начального и среднего профессионального образования.
Мероприятия Программы, которые планируется реализовывать совместно с заинтересованными субъектами промышленной деятельности, предполагается осуществлять посредством заключения ответственным исполнителем Программы соответствующих соглашений (договоров) с субъектами промышленной деятельности, прошедшими конкурсный отбор, а также с привлечением некоммерческого партнёрства "Экономический Совет Ярославской области" (объединения работодателей Ярославской области) и Ярославской областной торгово-промышленной палаты (объединения организаций и предпринимателей) к реализации данных мероприятий.
Отдельные мероприятия предполагается реализовывать путём размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ответственный исполнитель Программы и исполнители программных мероприятий несут ответственность за своевременное выполнение Программы, достижение результатов, рациональное использование выделенных бюджетных средств, за достоверность представляемых сведений о финансировании и реализации Программы.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Ответственный исполнитель Программы на основании отчётов, полученных от исполнителей и участников Программы, обеспечивает представление отчётов в установленном порядке.
Контроль за реализацией Программы осуществляет куратор Программы - заместитель Губернатора области Елфимов И.С.
Информация о Программе и ходе её реализации размещается на странице департамента промышленной политики Ярославской области на официальном портале органов государственной власти Ярославской области в интернете.
3. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Положением о механизме финансирования мероприятий Программы, указанным в приложении 2 к Программе.
V. Проекты и мероприятия Программы
Список используемых сокращений
ВИ - внебюджетные источники
ДГРХД - департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области
ДПП - департамент промышленной политики Ярославской области
ДТЭРТ - департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
ДЭР - департамент экономического развития Ярославской области
НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ОБ - областной бюджет
ОИВ - органы исполнительной власти
ОЦП - Областная целевая программа модернизации и инновационного развития промышленности Ярославской области на 2011 - 2013 годы
СПД - субъект промышленной деятельности
СППО - структурные подразделения Правительства области
УВПО - учреждения высшего профессионального образования
УСП - управление стратегического планирования Правительства области
ЯО - Ярославская область
Приложение 1
к Программе
Таблица
анализа рисков реализации Областной целевой программы модернизации и инновационного развития промышленности Ярославской области на 2011 - 2013 годы
N п/п |
Наименование риска |
Величина рисков* (баллов) |
Предупредительные меры (предупреждающие действия) |
Меры по исправлению (корректирующие действия) |
1. |
Ограниченность кадровых ресурсов |
5 х 5 = 25 |
- выполнение части мероприятий Программы внешними исполнителями посредством процедуры проведения государственных закупок; - наличие альтернативных исполнителей мероприятий Программы |
- привлечение дополнительных исполнителей (из числа альтернативных) к выполнению части мероприятий Программы |
2. |
Риск срыва сроков реализации мероприятий Программы |
4 х 5 = 20 |
- составление плана-графика работ - ранжирование мероприятий по значимости сроков реализации; - определение критически значимых мероприятий по срокам реализации |
- выполнение части мероприятий Программы внешними исполнителями посредством процедуры проведения государственных закупок; - внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты |
3. |
Риск недофинансирования мероприятий Программы |
3 х 4 = 12 |
ранжирование по мере убывания значимости реализации мероприятий в рамках каждой задачи: А. Системообразующие мероприятия Б. Функциональные мероприятия В. Обеспечивающие мероприятия |
- коррекция финансирования функциональных мероприятий до уровня не ниже 70 (семидесяти) процентов; - при недостаточности первой меры - отказ от реализации мероприятий в обратной последовательности от уровня значимости и весового вклада в реализацию Программы; - внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты |
* Величина рисков измеряется по единой шкале от 1 до 5 баллов. Первый множитель указывает значение вероятности наступления риска; Второй множитель - степень воздействия риска на реализацию мероприятий Программы.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Ярославской области от 2 августа 2011 г. N 565-п "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.