В целях формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения доступности и качества государственных услуг в области реабилитации инвалидов и их интеграции в полноценные общественные отношения, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", постановления Правительства области от 03.05.2011 N 342-п "О Концепции областной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области разработать и принять аналогичные программы по формированию доступной среды для инвалидов.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А. Вахруков |
Областная целевая программа
"Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства Ярославской области
от 10 октября 2011 г. N 770-п)
I. Общие положения
Заказчик ОЦП |
Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель ОЦП |
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области |
Исполнители ОЦП |
департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, департамент образования Ярославской области, управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области, департамент информатизации и связи Ярославской области, департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области, департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области, департамент строительства Ярославской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области, департамент культуры Ярославской области, департамент государственной службы занятости населения Ярославской области, управление коммуникаций и общественных связей Правительства области, органы местного самоуправления муниципальных образований области |
Участники ОЦП |
государственные учреждения Ярославской области, муниципальные учреждения, общественные объединения инвалидов и иные юридические лица |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП |
юридические лица, оказывающие услуги инвалидам и другим маломобильным группам населения |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП |
федеральные министерства и ведомства, участвующие в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" |
Сроки (этапы) реализации ОЦП |
2012 - 2015 годы: I этап - 2012 год; II этап - 2013 - 2015 годы |
Куратор ОЦП |
заместитель Губернатора области Костин В.Г. |
Ответственные лица для контактов |
Андреева Лариса Михайловна, директор департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, тел. 40-04-04; Аминов Дмитрий Владимирович, заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, тел. 40-04-06 |
Электронный адрес размещения ОЦП в интернете |
http://www.yarregion.ru/depts/dtspn/ |
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Единица измерения |
Объем финансирования |
||||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Областной бюджет |
тыс. руб. |
795768,35 |
36597,6 |
269034,65 |
241635,85 |
248500,25 |
Внебюджетные источники |
тыс. руб. |
5676,991 |
1636,371 |
1920,0 |
1337,72 |
782,9 |
Справочно: |
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет |
тыс. руб. |
765099,45 |
0,0 |
260660,95 |
249179,85 |
255258,65 |
Местные бюджеты |
тыс. руб. |
45927,3 |
9435,6 |
13189,3 |
12194,0 |
11108,4 |
Всего |
тыс. руб. |
1612472,091 |
47669,571 |
544804,9 |
504347,42 |
515650,2 |
II. Содержание проблемы
ОЦП разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".
В ОЦП ставится задача повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, формирования к 2015 году условий для устойчивого развития доступной среды для граждан с ограниченными возможностями, проживающих на территории Ярославской области.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества граждан с ограниченными возможностями.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов", что фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
В положениях указанной Конвенции ООН отражена необходимость принятия надлежащих мер по обеспечению доступа инвалидов к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения наравне с другими гражданами. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности среды жизнедеятельности, должны распространяться, в частности:
- на здания, дороги, транспорт и другие объекты;
- на социальные программы и услуги, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в общество;
- на информационные, коммуникационные и другие службы.
Основными критериями доступности среды жизнедеятельности для инвалидов являются снижение уровня ограничения жизнедеятельности, выражающейся способностью к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с одной стороны, и способность среды адаптироваться к возможностям и потребностям жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.
Доступность среды жизнедеятельности определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения. При этом наиболее характерными по особенностям взаимодействия с окружающей средой являются четыре основные группы (категории) инвалидов:
с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.);
с дефектами органов зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;
с дефектами органов слуха и речи;
люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды.
Также к этой группе, кроме инвалидов, можно отнести престарелых немощных людей, маленьких детей, людей с грудными детьми в колясках, граждан с временным расстройством здоровья и т.д.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на недостаточном уровне.
В Ярославской области проживают более 143000 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 3000 детей-инвалидов (около 2500 детей находятся на учете по поводу психических заболеваний, около 600 детей с диагнозом детский церебральный паралич); около 3000 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.); более 3000 инвалидов с дефектами органов зрения; более 2000 инвалидов по слуху и речи.
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. В среднем инвалиды составляют около 11 процентов населения области.
Численность лиц старше трудоспособного возраста составляет 381 тысячу человек, или 27 процентов от населения области.
Мероприятия по созданию условий доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории области проводятся в рамках различных областных и ведомственных целевых программ ОИВ, программ социально-экономического развития муниципальных образований области с привлечением бюджетных средств и средств собственников и арендаторов.
В настоящее время на территории области наблюдается стабилизация роста инвалидизации населения.
Численность граждан, впервые признанных инвалидами
(на конец года, тыс. человек)
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Процесс стабилизации ситуации выражается в следующем:
- отмечается уменьшение количества повторных освидетельствований как среди взрослого, так и детского населения. Соотношение освидетельствования взрослого и детского населения практически не меняется;
- выросли показатели реабилитации для взрослого населения, но снизились для категории детей-инвалидов;
- суммарный показатель утяжеления групп инвалидности меняется незначительно и имеет тенденцию к медленному снижению;
- показатель первичной инвалидности на 10 тысяч взрослого населения составил 105,9, что на 6,1 ниже, чем в 2009 году;
- отмечается снижение уровня инвалидности в трудоспособном возрасте.
Также об относительной стабилизации ситуации свидетельствуют данные по причинам первичной инвалидности:
Причины инвалидности |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Вследствие общего заболевания |
97,6% |
98,0% |
98,1% |
Инвалидность с детства |
0,62% |
0,64% |
0,40% |
Из числа бывших военнослужащих |
1,15% |
0,91% |
1,10% |
Вследствие трудового увечья и профессиональных заболеваний |
0,65% |
0,43% |
0,40% |
Из числа участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф |
0,009% |
0,008% |
0,0% |
Достигнутые результаты являются следствием совершенствования уровня и качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и их реабилитации, реализации решений по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, повышению уровня их социально-экономического положения.
Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем остается неприспособленной для инвалидов.
Также активность данной категории граждан ограничивают психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе; информационные барьеры, обусловленные отсутствием необходимой информации в различных областях знаний; социальные барьеры, связанные с непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми.
Нерешенность данной проблемы порождает серьезные социально-экономические последствия, решение которых возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи, информации и т.д.
По итогам мониторинга, проведенного в 2010 году на территории муниципальных образований области, выявлены основные проблемы, связанные с формированием доступной среды для инвалидов: более 2 тысяч зданий жилого фонда, в которых проживают инвалиды-колясочники, требуют оснащения специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими свободное перемещение инвалидов; количество объектов социальной инфраструктуры, не отвечающих требованиям безбарьерной среды для жизнедеятельности, приближается к 3 тысячам; около 2 тысяч инвалидов трудоспособного возраста нуждаются в трудоустройстве; недостаточный уровень доступности гарантированных государством услуг в сфере образования и занятости, здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры и спорта, транспорта, информации и связи; низкий уровень охвата социально-реабилитационными мероприятиями, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.
Актуальной является проблема постоянного мониторинга уровня доступности объектов социальной сферы и транспортной инфраструктуры. Должны быть созданы и систематически действовать межведомственные муниципальные комиссии и областная комиссия по обследованию инфраструктуры городов и поселков.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется следующими причинами:
- масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности объектов;
- комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников; реализация соответствующего комплекса мероприятий;
- межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий ОИВ, ОМСУ, общественных объединений, некоммерческих организаций;
- длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления работ и комплекса мероприятий, взаимосвязанных по целям и задачам.
В целях детальной проработки механизмов обеспечения доступности объектов и услуг, определения схем взаимодействия исполнителей программы по обеспечению комплексного подхода к решению проблемы 2012 год является подготовительным этапом, который предполагает:
- сбор и анализ достоверной и полной информации по всем видам объектов инфраструктуры, необходимых для адаптации;
- формирование нормативно-правовой и методической базы реализации ОЦП, в том числе в части установления региональных норм и правил, применяемых при разработке проектов, строительстве и реконструкции массового и индивидуального строительства, планировке территорий, объектов дорожной и транспортной инфраструктуры;
- паспортизация объектов с целью выявления их социальной значимости для инвалидов, уровня физической доступности указанных объектов, определение на основе паспортов доступности объектов, подлежащих включению в мероприятия ОЦП в первоочередном порядке, а также определение фактических объемов финансирования, необходимых для полного решения поставленной проблемы;
- формирование электронных муниципальных и региональной карт приоритетных объектов, соответствующих требованиям доступности, и информирование о доступных маршрутах для получения инвалидами социальных услуг на данных объектах.
По итогам реализации подготовительного этапа в 2012 году будет сформирован подробный отчет о конечных целевых ориентирах решения поставленной проблемы, сроках и способах достижения результатов, фактического объема ресурсов, необходимых для ее решения.
Анализ рисков реализации ОЦП приведен в приложении 1 к ОЦП.
III. Цели ОЦП
N п/п |
Наименование цели |
Показатель |
Обоснование планового значения |
|||||||
наименование |
весовой коэффициент |
единица измерения |
значение |
|||||||
базовое |
планируемое (нарастающим итогом) |
|||||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения |
количество приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом их особых потребностей, в том числе в сфере: |
0,3 |
% (количество объектов) |
22,7 (400) |
25,4 (450) |
34,5 (607) |
41,5 (730) |
48,1% (846) |
плановое значение целевого показателя к концу 2015 года составит 846 (48,1 % от общего количества приоритетных объектов). Согласно Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности к концу 2015 года должен составлять не менее 55 %. При софинансировании из ФБ плановый показатель будет составлять не менее 55 % |
- социальной защиты |
0,15 |
-//- |
33,3 (26) |
50 (39) |
75,6 (59) |
84,6 (66) |
87,1 (68) |
|||
- здравоохранения |
0,15 |
-//- |
30,3 (70) |
32,9 (76) |
50,2 (116) |
52,8 (122) |
56,3 (130) |
|||
- образования |
0,15 |
-//- |
0 (0) |
6,5 (7) |
34,6 (37) |
66,4 (71) |
100 (107) |
|||
- культуры |
0,2 |
-//- |
6,1 (48) |
7,0 (55) |
10,0 (79) |
15,1 (119) |
20,0 (158) |
|||
- физкультуры и спорта |
0,15 |
-//- |
54,6 (245) |
55,7 (250) |
62,4 (280) |
66,4 (298) |
70,4 (316) |
|||
- транспортной инфраструктуры |
0,1 |
-//- |
4 (1) |
4 (1) |
36 (8) |
63 (14) |
90 (20) |
|||
- занятости населения |
0,1 |
-//- |
17,6 (3) |
35,3 (6) |
52,9 (9) |
64,7 (11) |
76,5 (13) |
|||
количество объектов жилого фонда, в которых проживают инвалиды-колясочники, адаптированных с учетом потребностей инвалидов, испытывающих трудности в передвижении |
0,2 |
количество объектов |
152 |
277 |
560 |
741 |
926 |
плановое значение целевого показателя к концу 2015 года составит 926 (40 % от общего количества жилых зданий, в которых проживают инвалиды-колясочники) - установлено исходя из технической возможности адаптации объектов жилого фонда в соответствии с требованиями строительных норм и правил и возможности местных бюджетов, что соответствует целям, установленным Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" - по предварительным оценкам уровень этого показателя к концу 2015 года по России должен составлять около 45 % |
||
количество специально оборудованного общественного транспорта для перевозки инвалидов и других МГН |
0,1 |
ед. |
3 |
3 |
8 |
13 |
20 |
оснащение к 2015 году 20 муниципальных образований области по одной единице специально оборудованного общественного транспорта для перевозки инвалидов и других МГН |
||
количество муниципального специализированного автотранспорта для перевозки инвалидов-колясочников |
0,1 |
ед. |
8 |
10 |
14 |
19 |
24 |
100 %-ное оснащение к 2015 году всех муниципальных образований спецавтотранспортом для перевозки инвалидов на базе служб "Социальное такси" МУ КЦСОН |
||
количество общеобразовательных школ, в которых создана универсальная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития |
0,1 |
количество общеобразовательных школ |
0 |
7 |
17 |
31 |
47 |
плановое значение целевого показателя к концу 2015 года составит 47 (21,9 % от общего количества общеобразовательных школ с количеством обучающихся более 100 чел.) - соответствует целям и задачам Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", в рамках которой планируется к 2016 году увеличить количество региональных и муниципальных образовательных учреждений, в которых создана универсальная среда для обучения детей-инвалидов, до 20 % от общего количества образовательных учреждений |
||
количество граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
0,1 |
чел. |
1420 |
1966 |
2512 |
3058 |
3605 |
плановое значение целевого показателя к концу 2015 года составит 3605 (3,3 % от общей численности данной категории граждан) - установлено с учетом имеющейся базы спортивных сооружений и их доступности, что позволит дополнительно привлечь более 2800 инвалидов к занятиям физической культурой и спортом |
||
численность инвалидов, обеспеченных и удовлетворенных степенью доступности к современным информационным и телекоммуникационным технологиям |
0,1 |
чел. |
6564 |
7990 |
10416 |
12557 |
14269 |
плановое значение целевого показателя к концу 2015 года составит 14269 (10 % от общей численности инвалидов) - установлено исходя из технических возможностей доступа к интернету различных категорий инвалидов и возможностей местных бюджетов |
||
2. |
Развитие системы реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг |
количество инвалидов, охваченных социальным обслуживанием на основе модернизированной системы реабилитации |
1,0 |
чел./год |
42678 |
43520 |
44805 |
47188 |
50027 |
плановое значение целевого показателя к концу 2015 года составит 50027 (35,06 % от общего количества инвалидов) - установлено с учетом имеющейся базы учреждений социального обслуживания населения и соответствует целям и задачам Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", согласно которой доступность государственных услуг к концу реализации ОЦП по предварительной оценке составит около 55 % |
3. |
Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами |
количество инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности, в общем количестве опрошенных инвалидов |
1,0 |
% |
10 |
- |
- |
- |
49,6 |
установленные плановые значения целевых показателей к концу 2015 года соответствуют целям и задачам Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", согласно которой ежегодно должно проводиться не менее одной информационной кампании и численность инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности, должна достичь к концу 2015 года 49,6 % |
Список используемых в таблице сокращений
МУ КЦСОН - муниципальные учреждения комплексные центры социального обслуживания населения Ярославской области
ОЦП - областная целевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
ФБ - федеральный бюджет
IV. Проекты и мероприятия ОЦП
Список используемых в таблице сокращений
ВИ - внебюджетные источники
ГАУ - государственное автономное учреждение Ярославской области
ГКУ СО ЯО - государственное казенное учреждение социального обслуживания Ярославской области
ГКУ ЯО ЦЗН - государственные казенные учреждения Ярославской области центры занятости населения
ГОСТ - государственный стандарт
ГОУ ЯО - государственные образовательные учреждения Ярославской области
ГСУ СО - государственное стационарное учреждение социального обслуживания Ярославской области
ГУ - государственные учреждения Ярославской области
ГУК ЯО - государственное учреждение культуры Ярославской области
ДГСЗН - департамент государственной службы занятости населения Ярославской области
ДДМ ФКиС - департамент по делам молодежи, физкультуре и спорту Ярославской области
ДДХиТ - департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области
ДЖКХИ - департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области
ДЗиФ - департамент здравоохранения и фармации Ярославской области
ДИА - департамент информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Ярославской области
ДИС - департамент информатизации и связи Ярославской области
ДК - департамент культуры Ярославской области
ДО - департамент образования Ярославской области
ДС - департамент строительства Ярославской области
ДТиСПН - департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
ЛиАЗ - Ликинский автобусный завод
МБ - местные бюджеты
МГН - маломобильные группы населения
МУ КЦСОН - муниципальные учреждения комплексные центры социального обслуживания населения Ярославской области
НПА - нормативные правовые акты
ОБ - областной бюджет
ОМСУ - органы местного самоуправления муниципальных образований области
ОИВ - органы исполнительной власти Ярославской области
ПАЗ - Павловский автобусный завод
ПСД - проектно-сметная документация
СМИ - средства массовой информации
УКиОС - управление коммуникаций и общественных связей Правительства области
УОР - управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области
ФБ - федеральный бюджет
ЯГОО "СОК "Соратник" - Ярославская городская общественная организация "Спортивно-оздоровительный клуб "Соратник"
V. Механизм реализации ОЦП
Реализация ОЦП обеспечивается исполнением отдельных программных мероприятий.
Реализация ОЦП осуществляется на территории всех муниципальных образований области.
Перечень программных мероприятий состоит из разделов, каждый из которых сформирован соответственно исполнителем ОЦП по сферам деятельности.
Каждый раздел мероприятий ОЦП структурно объединяет ряд направлений, объединенных общей целью и направленных на решение основных задач:
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- совершенствование нормативно-правовой базы по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов;
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры, жилого фонда, содействия занятости);
- совершенствование системы реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг;
- развитие сети учреждений реабилитации, укрепление их материально-технической базы;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, государственная поддержка общественных организаций инвалидов.
Практически каждый раздел мероприятий ОЦП носит характер самостоятельного проекта. Число самостоятельных проектов в составе мероприятий ОЦП достаточно велико, как и число задействованных в реализации ОЦП органов исполнительной власти области, поэтому ОЦП в целом является серьезным многоуровневым проектом.
Объемы финансирования из областного бюджета мероприятий, предусматривающих софинансирование из местных бюджетов, определяются соглашением между исполнителями ОЦП и органами местного самоуправления муниципальных образований области.
Порядок проведения совместных торгов при реализации ОЦП определяется действующим законодательством Российской Федерации. По результатам проведения совместных торгов каждый исполнитель ОЦП заключает государственные контракты для реализации проводимых им мероприятий ОЦП.
Методики предоставления и распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области на реализацию мероприятий ОЦП разрабатываются исполнителями ОЦП, наделенными полномочиями главных распорядителей средств областного бюджета, и утверждаются Правительством области.
Общее руководство реализацией ОЦП осуществляет заказчик ОЦП - Правительство Ярославской области. Координацию, а также контроль хода реализации ОЦП осуществляет координационный совет по делам инвалидов при Губернаторе области. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и областного бюджетов, осуществляемым финансовыми органами.
Реализация ОЦП осуществляется: ответственным исполнителем ОЦП - ДТиСПН; исполнителями ОЦП (по подведомственным направлениям) - органами государственной власти Ярославской области: департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, департаментом образования Ярославской области, департаментом информатизации и связи Ярославской области, департаментом информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области, департаментом по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области, департаментом строительства Ярославской области, департаментом жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области, департаментом культуры Ярославской области, департаментом государственной службы занятости населения Ярославской области, управлением Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области, управлением коммуникаций и общественных связей Правительства области; участниками ОЦП - государственными учреждениями Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных образования области, муниципальными учреждениями, общественными объединениями инвалидов и иными юридическими лицами.
Ответственный исполнитель ОЦП:
- проводит согласование с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, департаментом финансов Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных районов области возможных сроков выполнения мероприятий ОЦП, предложений по объемам и источникам их финансирования и подготовку соответствующих проектов соглашений по контролируемым им направлениям;
- несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию ОЦП, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов и методические рекомендации по реализации ОЦП в случае отсутствия правовой базы в части мероприятий, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- участвует в организации финансирования мероприятий ОЦП, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- в соответствии с установленным порядком разрабатывает предложения по внесению изменений в ОЦП, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования ОЦП;
- осуществляет организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач ОЦП;
- обобщает и анализирует ход реализации мероприятий ОЦП, использование бюджетных средств на основе соответствующих сводных отчетов исполнителей ОЦП в целом по области;
- представляет отчеты о реализации ОЦП в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и в Правительство Ярославской области.
Исполнители ОЦП:
- представляют предложения по внесению изменений в ОЦП;
- осуществляют координацию деятельности участников ОЦП по контролируемым ими направлениям;
- в соответствии с компетенцией главного распорядителя бюджетных средств участвуют в организации финансирования мероприятий ОЦП по контролируемым ими направлениям;
- несут ответственность за эффективное использование средств, выделяемых на реализацию ОЦП по контролируемым ими направлениям;
- разрабатывают новые либо приводят в соответствие целям ОЦП муниципальные целевые программы по формированию доступной среды для инвалидов, а также областные и ведомственные целевые программы по контролируемым ими направлениям;
- осуществляют организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач разработанных ими программ;
- обобщают и анализируют ход реализации мероприятий, разработанных ими программ, использование бюджетных средств на основе соответствующих сводных отчетов муниципальных районов области;
- представляют отчеты о реализации мероприятий разработанных ими программ в ДТиСПН.
Участники ОЦП несут ответственность за своевременную и качественную реализацию порученных им мероприятий ОЦП.
Государственную поддержку за счет средств областного бюджета в рамках ОЦП предусматривается осуществлять в течение 2012 - 2015 годов на основании закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В пределах этих лимитов ответственный исполнитель и исполнители ОЦП начисляют и выплачивают субсидии, компенсации и другие меры государственной поддержки, в том числе осуществляют прямое финансирование мероприятий ОЦП в соответствии с утвержденными порядками.
Привлечение средств из федерального бюджета осуществляется на основе федеральных нормативных правовых актов и выполнения софинансирования за счет средств областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников. Средства из муниципальных бюджетов привлекаются на основе соответствующих соглашений, заключаемых в установленном порядке. Внебюджетные источники формируются из заемных (кредиты банков и прочие) и собственных средств участников ОЦП.
Контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Список используемых сокращений
ДТиСПН - департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
ОИВ - органы исполнительной власти Ярославской области
ОЦП - областная целевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
Приложение 1
к ОЦП
Таблица
анализа рисков реализации областной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
N п/п |
Наименование риска |
Величина риска (балл) |
Предупредительные меры (предупреждающие действия) |
Меры по исправлению (корректирующие действия) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Ограниченность кадровых ресурсов |
9 |
- выполнение части мероприятий ОЦП внешними исполнителями посредством процедуры проведения государственных закупок; - привлечение и обучение дополнительных специалистов ОСЗН и ОМСУ по механизму реализации мероприятий ОЦП |
- привлечение к выполнению части мероприятий ОЦП дополнительных исполнителей (из числа альтернативных) |
2. |
Невыполнение объемов финансирования ОЦП |
12 |
- ранжирование по мере убывания значимости реализации мероприятий в рамках каждой задачи; - заключение соглашений о софинансировании с ОМСУ |
- коррекция финансирования функциональных мероприятий до уровня не ниже 70 (семидесяти) процентов; - при недостаточности первой меры - отказ от реализации мероприятий в обратной последовательности от уровня значимости и весового вклада в реализацию ОЦП; - внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты |
3. |
Срыв крайних сроков реализации мероприятий ОЦП |
20 |
- составление плана-графика работ; - ранжирование мероприятий по значимости сроков реализации; - определение критически значимых мероприятий по срокам реализации; - систематическая проверка соответствия реализации мероприятий плану; - заключение соглашений с исполнителями работ с указанием мер, которые будут применены в случае невыполнения сроков |
- выполнение части мероприятий ОЦП внешними исполнителями посредством процедуры проведения государственных закупок; - внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты; - применение штрафных санкций к исполнителям работ |
Список используемых сокращений
ОМСУ - органы местного самоуправления муниципальных образований области
ОСЗН - органы социальной защиты населения администраций муниципальных образований области
ОЦП - областная целевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 10 октября 2011 г. N 770-п "О региональной программе "Доступная среда" на 2012 - 2018 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 14 октября 2011 г. N 84
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 27 августа 2018 г. N 634-п
Изменения вступают в силу с 27 августа 2018 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 28 апреля 2018 г. N 325-п
Изменения вступают в силу с 28 апреля 2018 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 26 января 2018 г. N 31-п
Изменения вступают в силу с 26 января 2018 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 5 декабря 2017 г. N 908-п
Изменения вступают в силу с 5 декабря 2017 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 21 апреля 2017 г. N 340-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 30 декабря 2016 г. N 1366-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 11 октября 2016 г. N 1062-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 28 апреля 2016 г. N 514-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 29 декабря 2015 г. N 1424-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 27 февраля 2015 г. N 198-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 8 декабря 2014 г. N 1274-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 27 июня 2014 г. N 613-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 14 марта 2014 г. N 207-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 9 сентября 2013 г. N 1225-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 2 июля 2013 г. N 767-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 29 декабря 2012 г. N 1573-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 15 октября 2012 г. N 1104-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 27 апреля 2012 г. N 352-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления