Решение Арбитражного суда Ярославской области
от 10 июня 2011 г. N А82-13369/2010
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 января 2012 г. N Ф01-5613/11 по делу N А82-13369/2010
Резолютивная часть решения оглашена - 29 апреля 2011 г.
Полный текст решения изготовлен - 10 июня 2011 г.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области с участием третьих лиц:
N 1 - ОАО "ЖКХ "Заволжье";
N 2 - МУЗ Ярославская центральная районная больница;
N 3 - МОУ Дубровская СОШ;
N 4 - Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области;
N 5 - Департамент ЖКХ и инфраструктуры Ярославской области;
N 6 - ПО "Красные ткачи";
N 7 - ООО "Север";
N 8 - ПО "Новый север";
N 9 - ООО "Партнер Интер";
N 10 - ОАО "Дубки";
N 11 - ЗАО "Пульсар Трейд";
N 12 - ИП Романов В.А.;
N 13 - ИП Роденкова Т.И.;
N 14 - МУ Дубровский Культурно-Спортивный Центр;
N 15 - Детский сад комбинированного вида N 36 "Золотой петушок";
N 16 - МОУ дополнительного образования детей Центр детского творчества "Солнышко";
N 17 - ИП Соколов А.А.;
N 18 - ИП Медведева Е.К.;
N 19 - ИП Шибаев Д.С.;
N 20 - ОАО "Ярославское районное производственное управление ЖКХ";
N 21 - Администрация Ярославского муниципального района;
О признании недействительными решения и предписания от 01.09.10 по делу N 03-03/24 - 10 при участии: от заявителя - Ненилин О.Е., - предст. по дов.
от ответчика - Гаев М.В. - предст. по пост. дов. от третьих лиц:
1. Молякова А.С. - предст. по дов.;
4. Филиппов О.В. - предст. по дов.;
5. Белова Г.Н. - предст. по дов.;
прочие третьи лица - не явились установил:
Открытое акционерное общество "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" (далее по тексту - Общество, ОАО "ЯНОС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу N 03-03/24-10 от 01.09.10 (в полном объеме изготовленных 14.09.10), принятых в отношении Общества.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему; считает, что у него отсутствовали вменяемые ему антимонопольным органом обязанности. Соответственно, Обществом не было совершено каких-либо нарушений антимонопольного законодательства.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов на основаниях, изложенных в отзыве.
В качестве третьих лица без самостоятельных требований к рассмотрению дела были привлечены - ОАО "ЖКХ "Заволжье"; МУЗ Ярославская центральная районная больница; МОУ Дубровская СОШ; Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области; Департамент ЖКХ и инфраструктуры Ярославской области; ПО "Красные ткачи"; ООО "Север"; ПО "Новый север"; ООО "Партнер Интер"; ОАО "Дубки"; ЗАО "Пульсар Трейд"; ИП Романов В.А.; ИП Роденкова Т.И.; МУ Дубровский Культурно-Спортивный Центр; Детский сад комбинированного вида N 36 "Золотой петушок"; МОУ дополнительного образования детей Центр детского творчества "Солнышко"; ИП Соколов А.А.; ИП Медведева Е.К.; ИП Шибаев Д.С.; ОАО "Ярославское районное производственное управление ЖКХ"; Администрация Ярославского муниципального района.
ОАО "ЖКХ "Заволжье" выступил на стороне заявителя по основаниям, представленным в материалы дела.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов по Ярославской области, а также Департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области в ходе судебного заседания в итоге поддержали правовую позицию ответчика.
Прочие третьи лица выступили на стороне ответчика, поддержали доводы антимонопольного органа по основаниям, письменно представленным в материалы дела.
Все третьи лица были судом надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела; дело судом рассмотрено в их отсутствие, в порядке статей 156, 200 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства, проведенной в отношении Общества, 01.09.10 было вынесено решение по делу N 03-03/24-10 (14.09.10 изготовлено в полном объеме).
Указанным решением Общество было признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ.
На основании указанного решения ответчиком было вынесено оспариваемое предписание от 01.09.10 (в полном объеме изготовленное 14.09.10) по делу N 03-03/24-10 об устранении нарушений антимонопольного законодательства
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.06 N 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением в виде действий или бездействия, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и или) ущемление интересов других лиц, в том числе - "экономически или не технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены нормативными правовыми актами..." (пункт 5).
Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях (бездействиях) Общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по очистке сточных вод в географических границах п. дубки Ярославского района Ярославской области.
В качестве противоправных действий Общества антимонопольным органом признаны следующие действия (бездействия) - "по не рассмотрению в установленный срок заявок МОУ Дубковская средняя общеобразовательная школа (письмо от 30.11.09 исх. N 258), Потребительское общество "Красные Ткачи" (письмо от 01.12.09 исх. N 195), МУЗ Ярославская центральная районная больница (письмо от 02.12.09 исх. N 769) о заключении договора на прием и очистку сточных вод с 01.01.10", которые были признаны ответчиком уклонением Общества от заключения договора на прием и очистку сточных вод с указанными покупателями.
Заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, считает, что его действия соответствуют нормам действующего законодательства.
Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
Процесс водоотведения и очистки сточных вод в п. Дубки Ярославского района организован следующим образом: сточные воды от населения и юридических лиц поступают в канализационные сети ОАО "ЖКХ "Заволжье" и в дальнейшем через них передаются на сети и очистные сооружения ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез".
Участок сетей канализации, протяженностью 8200 м, является муниципальной собственностью Ярославского муниципального района; передан ОАО "ЖКХ "Заволжье" Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, на основании договора аренды имущества от 27.06.2008 года.
Данный участок непосредственно присоединен к сетям ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", подходящим к очистным сооружениям.
Коммунальную услугу по водоотведению в п. Дубки Ярославского района оказывают две организации водопроводно-канализационного хозяйства - ОАО "ЖКХ "Заволжье" и ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", у каждой из которых имеется соответствующее имущество и тариф на оказание коммунальной услуги.
Постановлением мэра г. Ярославля от 28.11.2008 года N 3361 ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" установлены тарифы на водоотведение и очистку сточных вод на 2009 год, постановлением мэра г. Ярославля от 30.11.2009 года N 4137 ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" установлены тарифы на водоотведение и очистку сточных вод на 2010 год.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области N 94 от 24.10.2008 года установлены тарифы для ОАО "ЖКХ "Заволжье" на услуги по водоотведению сточных вод на 2009 год. приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области N 117 от 04.12.2009 года установлены тарифы для ОАО "ЖКХ "Заволжье" на услуги по водоотведению сточных вод на 2010 год.
Очистные сооружения ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" являются единственными очистными сооружениями, через которые возможен сброс сточных вод.
ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" является единственным хозяйствующим субъектом, способным оказать услугу по водоотведению (в границах принадлежащих сетей) и очистке сточных вод в географических границах п. Дубки Ярославского района.
В 2009 года ОАО "ЯНОС" оказало своим абонентам услуги по очистке сточных вод на сумму 11 187,129 тыс. руб. (884 386 куб. м. принятых стоков).
Таким образом, являясь единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услугу на рассматриваемом товарном рынке, ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" занимает на данном рынке долю в размере 100%.
Между ОАО "ЖКХ "Заволжье" и ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" 03.08.2009 года заключен договор N 54Д00373/09 на прием и очистку сточных вод.
ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" 06.11.2009 года направило в адрес ОАО "ЖКХ "Заволжье" письмо о расторжении договора на прием и очистку сточных вод с 01.2010 года и необходимости заключения договора на прием сточных вод на очистные сооружения ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" с агентом ООО "ЯрЭКО".
ОАО "ЖКХ "Заволжье" в ответ на данное письмо 16.11.2009 года сообщило об отказе от заключения договора на прием и очистку сточных вод как с ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" так и с ООО "ЯрЭКО", а также - о необходимости расторжения договора N 54Д00373/09 от 03.08.2009 года с 01.01.2010 года.
Также ОАО "ЖКХ "Заволжье" направило в адрес своих абонентов уведомления об изменении с 01.01.2010 года договорных отношений в части водоотведения.
МОУ Дубковская средняя общеобразовательная школа обратилось в ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (письмо от 30.11.2009 года исх. N 258) для заключения договора на прием и очистку сточных вод с 01.01.2010 года.
Указанное письмо поступило в ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" 07.12.2009 года за входящим N 11131.
Потребительское общество "Красные ткачи" обратилось в ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (письмо от 01.12.2009 года исх. N 195) для заключения договора на прием и очистку сточных вод с 01.01.2010 года.
Указанное письмо поступило в ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" 07.12.2009 года за входящим N 11158.
МУЗ Ярославская центральная районная больница обратилось в ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (письмо от 02.12.2009 года исх. N 769) для заключения договора на прием и очистку сточных вод с 01.01.2010 года.
Указанное письмо поступило в ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" 07.12.2009 года за входящим N 11154.
19.01.2010 года ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" направило в адрес указанных организаций письма "Об отношениях с ОАО "ЖКХ "Заволжье" по приему и очистке сточных вод" за исходящими N 562/011, 561/011, 558/011 соответственно.
В данных письмах сообщено, что ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" оказывает ОАО "ЖКХ "Заволжье" услуги по очистке сточных вод, ОАО "ЖКХ "Заволжье" является единственным абонентом Общества, адресаты указанных писем являются абонентами ОАО "ЖКХ "Заволжье", сохранение указанной действующее системы является целесообразным и соответствует нормам законодательства.
Изложенные фактические обстоятельства дела подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
Спор между сторонами состоит в следующих основаниях:
1. Является ли ОАО ЖКХ "Заволжье" абонентом применительно к услуге по очистке сточных вод, осуществляемой ОАО "ЯНОС" либо абонентами являются прочие третьи лица;
2. Соответственно, имеется ли у ОАО "ЯНОС" соответствующая обязанность по заключению договора на услуги по очистке сточных вод с ОАО "ЖКХ "Заволжье" либо с прочими третьими лицами.
По указанным основаниям правовые позиции сторон состоят в следующем.
По мнению ответчика, ОАО "ЖКХ "Заволжье" не является абонентом ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", поскольку канализационные сети, присоединенные к очистным сооружениям ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", переданы ОАО "ЖКХ "Заволжье" в аренду, ОАО "ЖКХ "Заволжье" не имеет собственных стоков.
Канализационные сети до очистных сооружений, принадлежащих ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", переданы в аренду ОАО "ЖКХ "Заволжье" для использования в соответствии с производственным назначением, обеспечения сохранности, обслуживания и текущего ремонта.
В сложившейся ситуации коммунальную услугу по водоотведению в п. Дубки Ярославского района оказывают две организации водопроводно-канализационного хозяйства - ОАО "ЖКХ "Заволжье" и ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", у каждой из которых имеется соответствующее имущество и тариф на оказание коммунальной услуги.
Постановлением мэра г. Ярославля от 28.11.2008 года N 3361 ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" установлены тарифы на водоотведение и очистку сточных вод на 2009 год, постановлением мэра г. Ярославля от 30.11.2009 года N 4137 ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" установлены тарифы на водоотведение и очистку сточных вод на 2010 год.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области N 94 от 24.10.2008 года установлены тарифы для ОАО "ЖКХ "Заволжье" на услуги по водоотведению сточных вод на 2009 год. приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области N 117 от 04.12.2009 года установлены тарифы для ОАО "ЖКХ "Заволжье" на услуги по водоотведению сточных вод на 2010 год.
Очистные сооружения ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" являются единственными очистными сооружениями, через которые возможен сброс сточных вод. ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" является единственным хозяйствующим субъектом, способным оказать услугу по водоотведению (в границах принадлежащих сетей) и очистке сточных вод в географических границах п. Дубки Ярославского района.
В 2009 года оказало своим абонентам услуги по очистке сточных вод на сумму 11187,129 тыс. руб. (884 386 куб. м. принятых стоков). Таким образом, являясь единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услугу на рассматриваемом товарном рынке, ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" занимает на данном рынке долю в размере 100%.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" занимает доминирующее положение на рынке услуг по очистке сточных вод в географических границах п. Дубки Ярославского района.
В соответствии с пунктом 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.1999 года, прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Исходя из вышеизложенного, ответчиком сделан вывод о том, что ОАО "ЖКХ "Завожье" не являлось абонентом Общества; соответственно, у Общества имелась обязанность заключить договоры с третьими лицами на 2010 год, а действия Общества - образуют состав вмененного ему нарушения антимонопольного законодательства.
Третье лицо - ОАО "ЖКХ "Заволжье" полагает, что не является абонентом ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" поскольку не имеет собственных энергопринимающих устройств, не имеет собственных стоков.
Также у ОАО "ЖКХ "Заволжье" отсутствует тариф для реализации услуги на прием (сброс) сточных вод, применение в расчетах тарифа, установленного для ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" противоречит действующему законодательству.
Для ОАО "ЖКХ "Заволжье" утвержден лишь тариф на услуги по передаче сточных вод.
Таким образом, у ОАО "ЖКХ "Заволжье" отсутствуют основания и возможности заключения договоров на прием (сброс) сточных вод с абонентами.
По сложившейся в 2009 году схеме договорных отношений ОАО "ЖКХ "Заволжье" выполняло функции транзитной организации, фактически является поручителем в части оплаты между абонентами и ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез".
ОАО "ЖКХ "Заволжье" несет в этой связи убытки, риски кассовых разрывов, отвлекает собственные средства на погашение процентов за просрочку платежей абонентов без права их погашения.
ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", имея собственные очистные сооружения, тариф на водоотведение и очистку сточных вод, может и должно заключить договоры на прием (сброс) и очистку сточных вод напрямую с потребителями данных услуг.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области поддержал позицию ОАО "ЖКХ "Заволжье". Письменная позиция Департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области приобщена к материалам дела.
Представитель Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в ходе судебного заседания также поддержал правовую позицию ответчика; пояснил, что принятые тарифы на рассматриваемые виды услуг соответствуют изложенной ответчиком правовой позиции.
Заявитель возражает на доводы антимонопольного органа по следующим основаниям.
Между Обществом и ОАО "ЖКХ "Заволжье" 30.08.2009 года заключен договор N 54Д00373/09, в соответствии с которым Общество принимает на себя обязательства в объеме установленного лимита по приему сточных вод от ОАО "ЖКХ "Заволжье", а последнее обязуется производить оплату за очистку сточных вод.
16.11.2009 года ОАО "ЖКХ "Заволжье" заявило о прекращении указанного договора с 01.01.2010 года и направило уведомления в адрес своих абонентов о расторжении заключенных с ними договоров в части услуги по приему и очистке сточных вод.
ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" полагает, что ОАО "ЖКХ "Заволжье" является абонентом Общества, соответственно, организации, которым ОАО "ЖКХ "Заволжье" направило уведомления, являются, в свою очередь, абонентами ОАО "ЖКХ "Заволжье", согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года N 167.
Также ОАО "ЖКХ "Заволжье" является для своих абонентов ресурсоснабжающей организацией и несет публично-правовую обязанность по обеспечению бесперебойного предоставления коммунальных услуг гражданам.
ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" не имеет возможности заключить договоры на прием и очистку сточных вод с абонентами ОАО "ЖКХ "Заволжье", поскольку данные абоненты не имеют непосредственного присоединения к сетям ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез".
Общество настаивает на сохранении действовавшей в 2009 году схеме договорных отношений.
Правовая позиция Общества основывается на статье 154 Жилищного кодекса РФ; пункте 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167; пунктах 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307.
Дополнительно заявитель ссылается на Определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.09 по делу N 5919/09, а также от 29.06.10 по делу N ВАС-7916/10.
Также в ходе судебного заседания заявитель ссылался на имеющуюся судебную практику в отношении правоотношений на спорных канализационных сетях.
В частности, заявитель ссылался на решение Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-10125/2010-26 от 26.12.10, вступившее в законную силу, согласно которому абонентами ОАО "ЯНОС" для целей очистки сточных вод не могут являться третьи лица, непосредственно потребляющие услуги по очистке сточных вод, а должна быть признана - Администрация Ярославского муниципального района - исходя из принадлежности канализационных сетей.
Причем в указанном решении суд исключает обязанность ОАО "ЯНОС" по заключению договоров с лицами (пос. Дубки), непосредственно не присоединенными к системе канализации Общества.
Аналогичный вывод - о том, что ОАО "ЖКХ "Заволжье" для рассматриваемых правоотношений выступает в качестве абонента - ранее был сделан Арбитражным судом Ярославской области в решении по делу N А82-79/99-А/1 от 23.08.99 и Постановлении по тому же делу Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.12.99.
Рассмотрев доводы сторон, суд пришел к выводу о правомерности правовой позиции заявителя, с учетом следующего.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением в виде действий или бездействия, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и или) ущемление интересов других лиц, в том числе - "экономически или не технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также, в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены нормативными правовыми актами..." (согласно пункта 5).
Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях (бездействиях) Общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по очистке сточных вод в географических границах п. дубки Ярославского района Ярославской области.
В качестве противоправных действий Общества, антимонопольным органом признаны следующие действия (бездействия) - "по нерассмотрению в установленный срок заявок МОУ Дубковская средняя общеобразовательная школа (письмо от 30.11.09 исх. N 258), Потребительское общество "красные ткачи" (письмо от 01.12.09 исх. N 195), МУЗ Ярославская центральная районная больница (письмо от 02.12.09 исх. N 769) о заключении договора на прием и очистку сточных вод с 01.01.10", признаны ответчиком уклонением от заключения договора на прием и очистку сточных вод с указанными покупателями.
Суд считает установленным факт доминирования Общества на рассматриваемом локальном рынке, ввиду того, что Общество является единственным исполнителем услуг по приему и очистке сточных вод для ряда потребителей. При этом границы рынка определены канализационной сетью, имеющей выход на его очистные сооружения.
Рассматриваемый вид деятельности регулируется Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (с изменениями).
Согласно пункту 1 Правил, данными Правилами введены следующие понятия:
"абонент" - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты системы водоснабжения и(или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и(или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом";
"водопроводные и канализационные устройства и сооружения и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск) - устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и(или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации";
"водоотведение" - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации;
"сточные воды" - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций";
"субабонент" - лицо, названное в понятии "абонент" настоящих Правил, получающее по договору с "абонентом" питьевую воду из водопроводных сетей и или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства;
"канализационная сеть" - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод;
"организация водопроводно-канализационного хозяйства" - предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и(или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующая эти системы; "централизованная система коммунальной канализации" - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки, и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод".
Рассмотрев изложенные понятия, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом споре отсутствуют правовые основания для признания прочих третьих лиц - за исключением ОАО "ЖКХ "Заволжье" - абонентами ОАО "ЯНОС".
ОАО "ЖКХ" Заволжье" отвечает необходимым признакам "абонента", в то время как прочие третьи лица, по мнению суда, соответствуют понятию - "субабонент".
Данный вывод суда соответствует распределению обязанностей по содержанию спорных канализационных сетей в пос. Дубки Ярославского района между Администрацией Ярославского муниципального района (собственником сетей) и ОАО "ЖКХ "Заволжье" (лицо, непосредственно использующее по договору аренды спорные сети).
Фактически, в результате договорных отношений указанных субъектов, принципу непосредственного присоединения к сетям ОАО "ЯНОС" и очистным сооружениям, отвечает именно ОАО "ЖКХ "Заволжье".
У прочих третьих лиц, по мнению суда, отсутствуют основания для признания их абонентами ОАО "ЯНОС" - в виду отсутствия признака непосредственного присоединения к сетям (очистным сооружениям) ОАО "ЯНОС".
Данный вывод суда подтвержден также решением Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-10125/2010-26 от 26.12.10, вступившим в законную силу.
Суд отклоняет довод ответчика о том, что всех третьих лиц (потребителей услуг по водоотведению и очистке сточных вод) следует считать абонентами для Общества по причине их присоединения к системе водоотведения и (или) канализации - для целей использования соответствующего понятия "абонента", исходя из тождественности понятия "объекты", "канализационные сети" и "системы канализации".
Данный вывод ответчика не приводился в оспариваемом решении; не был предметом исследования в комиссионном рассмотрении дела; по мнению суда, не подтвержден необходимыми и достаточными доказательствами с технологической точки зрения, в нарушение статьи 65 АПК РФ.
По мнению суда, исходя из существующей схемы канализационных сетей пос. Дубки, содержания оспариваемого решения и норм действующего законодательства, отсутствуют основания для вывода о том, что все третьи лица (потребители рассматриваемых услуг, за исключением - ОАО "ЖКХ "Заволжье"), должны быть признаны абонентами ОАО "ЯНОС" в правоотношениях на прием и очистку сточных вод.
Доводы сторон и третьего лица - Департамента топлива. энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - об установленных тарифах судом рассмотрены, не могут быть приняты в качестве решающего аргумента какой-либо из сторон - по причине наличия двух организаций (ОАО "ЯНОС" и ОАО "ЖКХ "Заволжье"), для которых установлены соответствующие тарифы на водоотведение и очистку сточных вод.
По мнению суда, не исключена возможность тарифного урегулирования для каждой из схем договорных отношений.
Ссылки заявителя на нормы Гражданского кодекса РФ следует признать обоснованными.
Соответственно, суд не усматривает законодательно установленной обязанности Общества на заключение спорных договоров на прием и очистку сточных вод с прочими (кроме ОАО "ЖКХ "Заволжье") третьими лицами.
Существенным, по мнению суда, также следует признать следующий довод Общества.
Несмотря на отсутствие с третьими лицами (потребителями услуг) заключенных договоров на оказание услуги по очистке сточных вод, Обществом не было отказано в приеме сточных вод и их очистке ни одному из потребителей. Данная деятельность осуществляется Обществом в 2010 году в отсутствие договорных отношений, вне зависимости от получаемого хозяйственного результата от данного вида хозяйственной деятельности.
Данный факт обсуждался сторонами в судебном заседании; не оспаривается ни одной из сторон; судом считается установленным.
С учетом изложенного, по мнению суда, отсутствуют основания для вывода о нарушении Обществом антимонопольного законодательства - применительно к вменяемому ему составу нарушения, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ.
Соответственно, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При подаче заявления в арбитражный суд заявителем - ОАО "ЯНОС" платежным поручением от 29.10.10 N 350 была уплачена госпошлина в размере 4 000 рублей. 2 000 рублей из них является излишне уплаченной, подлежит возврату заявителю.
В остальной части расходы на уплату госпошлины судом относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 197 - 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать недействительным и отменить решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 01.09.10 (в полном объеме изготовленное - 14.09.10) по делу N 03-03/24-10 "о нарушении антимонопольного законодательства", вынесенное в отношении ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" по пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.06.
Возвратить заявителю - ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" - 2 000 рублей излишне уплаченной госпошлины, согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ. Выдать заявителю - ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" справку на возврат госпошлины из федерального бюджета.
Взыскать с ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу заявителя - ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" - 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья |
А.В. Глызина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 10 июня 2011 г. N А82-13369/2010
Текст решения официально опубликован не был