Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителя от заявителя: Ненилина О.Е. (доверенность от 20.12.2011 N 011/120),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2011, принятое судьей Глызиной А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011, принятое судьями Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., по делу N А82-13369/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство "Заволжье", муниципальное учреждение здравоохранения Ярославская центральная районная больница, муниципальное образовательное учреждение Дубковская средняя общеобразовательная школа, департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области, потребительское общество "Красные ткачи", общество с ограниченной ответственностью "Север", потребительское общество "Новый север", общество с ограниченной ответственностью "Партнер Интер", открытое акционерное общество "Дубки", закрытое акционерное общество "Пульсар Трейд", индивидуальный предприниматель Романов В.А., индивидуальный предприниматель Роденкова Т.И., муниципальное учреждение Дубровский Культурно-Спортивный Центр, детский сад комбинированного вида N 36 "Золотой петушок", муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества "Солнышко", индивидуальный предприниматель Соколов А.А., индивидуальный предприниматель Медведева Е.К., индивидуальный предприниматель Шибаев Д.С., открытое акционерное общество "Ярославское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства", администрация Ярославского муниципального района, и установил:
открытое акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (далее - ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление) о признании недействительными решения и предписания Управления от 14.09.2010 по делу N 03-03/24-10.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство "Заволжье" (далее - ОАО "ЖКХ "Заволжье"), муниципальное учреждение здравоохранения Ярославская центральная районная больница (далее - МУЗ Ярославская центральная районная больница), муниципальное образовательное учреждение Дубковская средняя общеобразовательная школа (далее - МОУ Дубковская СОШ), департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент топлива и энергетики), департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области (далее - Департамент ЖКХ), потребительское общество "Красные ткачи" (далее - ПО "Красные ткачи"), общество с ограниченной ответственностью "Север" (далее - ООО "Север"), потребительское общество "Новый север" (далее - ПО "Новый север"), общество с ограниченной ответственностью "Партнер Интер" (далее - ООО "Партнер Интер"), открытое акционерное общество "Дубки" (далее - ОАО "Дубки"), закрытое акционерное общество "Пульсар Трейд" (далее - ЗАО "Пульсар Трейд"), индивидуальный предприниматель Романов В.А. (далее - ИП Романов В.А.), индивидуальный предприниматель Роденкова Т.И. (далее - ИП Роденкова Т.И.), муниципальное учреждение Дубровский Культурно-Спортивный Центр (далее - МУ Дубровский Культурно-Спортивный Центр), детский сад комбинированного вида N 36 "Золотой петушок" (далее - детский сад "Золотой петушок"), муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества "Солнышко" (далее - МОУ "Солнышко"), индивидуальный предприниматель Соколов А.А. (далее - ИП Соколов А.А.), индивидуальный предприниматель Медведева Е.К. (далее - ИП Медведев Е.К.), индивидуальный предприниматель Шибаев Д.С. (далее - ИП Шибаев Д.С.), открытое акционерное общество "Ярославское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ОАО "Ярославское районное производственное управление ЖКХ"), администрация Ярославского муниципального района (далее - Администрация).
Решением от 10.06.2011 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 14.10.2011 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункты 1 и 3 статьи 426, пункт 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила пользования системами водоснабжения и канализации), Управление считает, что принятое им решение и выданное предписание законны и обоснованны. ОАО "ЖКХ "Заволжье" на 19.01.2010 не являлось абонентом ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" в части оказания услуг по приему и очистке сточных вод, и Общество, в силу закона обязано было рассмотреть поступившие к нему заявки о заключении договоров на прием и очистку сточных вод и заключить указанные договоры.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Департамент ЖКХ в отзыве поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" в отзыве отклонило доводы жалобы, посчитав принятые судебные акты законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили; о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.01.2012.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.08.2009 ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" и ОАО "ЖКХ "Заволжье" (абонент) заключили договор (далее - договор от 03.08.2009), согласно которому Общество принимает на себя обязательства в объеме установленного лимита по приему сточных вод от абонента на очистные сооружения поставщика, а абонент обязуется производить оплату за очистку сточных вод (пункт 1.1); срок действия договора устанавливается с 01.07.2009 до 31.12.2009, а по расчетам, до их полного урегулирования. Договор считается продленным на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении не менее чем за 30 дней до окончания срока его действия (пункт 9.1). Каждая из сторон вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке, уведомив об этом в письменном виде другую сторону не менее чем за один месяц до предполагаемой даты расторжения (пункт 9.3).
ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" 06.11.2009 направило в адрес ОАО "ЖКХ "Заволжье" письмо о расторжении указанного договора на прием и очистку сточных вод с 01.01.2010 и необходимости заключения договора на прием сточных вод на очистные сооружения ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" с агентом ООО "ЯрЭКО".
ОАО "ЖКХ "Заволжье" 16.11.2009 направило в адрес Общества письмо, в котором сообщило об отказе от заключения договора на прием и очистку сточных вод как с ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", так и с ООО "ЯрЭКО"; ОАО "ЖКХ "Заволжье" не имеет энергопринимающего устройства, наличие которого в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы выступать абонентом и надлежащей стороной по договору от 03.08.2009; у ОАО "ЖКХ "Заволжье" отсутствуют основания для заключения договоров на прием (сброс) сточных вод со своими абонентами; в соответствии с пунктом 9.3 договора от 03.08.2009 указанный договор следует считать расторгнутым с 01.01.2010.
ОАО ЖКХ "Заволжье" направило в адрес субабонентов уведомления о расторжении заключенных с ними договоров в части оказания услуг по приему и очистке сточных вод, а также о необходимости заключения субабонентами договоров на прием и очистку сточных вод непосредственно с ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез".
В адрес ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" поступили письма субабонентов - МОУ Дубковская СОШ (письмо от 30.11.2009, поступило 07.12.2009) (том 1, лист дела 91), ПО "Красные ткачи" (письмо от 01.12.2009, поступило 07.12.2009) (том 1, лист дела 90), МУЗ Ярославская центральная районная больница (письмо от 02.12.2009, поступило 07.12.2009) (том 1, лист дела 89) с просьбой заключить договоры на прием и очистку сточных вод, действующие с 01.01.2010.
В Управление 18.01.2010 поступило заявление ОАО "ЖКХ "Заволжье" на действия Общества, выразившиеся в отказе от заключения договоров на приемку и очистку сточных вод напрямую с потребителями услуг - субабонентами.
ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" 19.01.2010 направило в адрес МОУ Дубковская СОШ, ПО "Красные ткачи", МУЗ Ярославская центральная районная больница письма, в которых сообщило о том, что ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" оказывает ОАО "ЖКХ "Заволжье" услуги по очистке сточных вод; в силу того, что к принадлежащим Обществу сетям канализации непосредственно присоединены лишь сети ОАО "ЖКХ "Заволжье", последнее является единственным абонентом Общества; МОУ Дубковская СОШ, ПО "Красные ткачи", МУЗ Ярославская центральная районная больница являются абонентами ОАО "ЖКХ "Заволжье"; сохранение указанной действующей системы является целесообразным и соответствует нормам законодательства.
Управление 14.09.2010 вынесло решение по делу N 03-03/24-10 о признании Общества нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (далее - решение Управления от 14.09.2010). В данном решении указано, что Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по очистке сточных вод в географических границах п. Дубки Ярославского района Ярославской области; действия (бездействие) Общества, выразившиеся в нерассмотрении в установленный срок заявок МОУ Дубковская СОШ, ПО "Красные Ткачи", МУЗ Ярославская центральная районная больница о заключении договора на прием и очистку сточных вод с 01.01.2010, являются уклонением от заключения договоров на прием и очистку сточных вод с указанными организациями, что является нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции.
В этот же день Управление выдало Обществу предписание N 03-03/24-10 (далее - предписание от 14.09.2010), согласно которому на ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" возложена обязанность прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно рассмотреть поступившие от МОУ Дубковская СОШ, ПО "Красные Ткачи", МУЗ Ярославская центральная районная больница обращения о заключении договоров на прием и очистку сточных вод надлежащим образом и в установленный срок.
Не согласившись с решением и предписанием Управления от 14.09.2010, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды руководствовались статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 539, пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 5, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Правилами пользования системами водоснабжения и канализации и пришли к выводу о том, что решение и предписание Управления не соответствуют действующему законодательству, и удовлетворили заявленное Обществом требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В пункте 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке, действий по экономически или технологически не обоснованному отказу либо уклонению от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены действующим законодательством, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Суды правильно установили, что ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" занимает доминирующее положение на рынке услуг по приему и очистке сточных вод в границах канализационной сети, имеющей выход на его очистные сооружения.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Правил пользования системами водоснабжения и канализации к числу абонентов относятся юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
Как установили суды и следует из материалов дела, МОУ Дубковская СОШ, ПО "Красные ткачи", МУЗ Ярославская центральная районная больница не имеют непосредственного присоединения к сети ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", сточные воды указанных лиц поступают в канализационные сети ОАО "ЖКХ "Заволжье" и в дальнейшем через них передаются на сети и очистные сооружения ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", организации, принимающей сточные воды.
На основании изложенного суды пришли к правильным выводам о том, что МОУ Дубковская СОШ, ПО "Красные ткачи", МУЗ Ярославская центральная районная больница не отвечают признакам абонента, установленным статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, и у Общества отсутствует обязанность по заключению с указанными лицами договоров на прием и очистку сточных вод.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили требование Общества, признали недействительными и отменили оспариваемые им решение и предписание антимонопольного органа.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства; эти доводы были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку антимонопольный орган освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 по делу N А82-13369/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 пункта 1 Правил пользования системами водоснабжения и канализации к числу абонентов относятся юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
Как установили суды и следует из материалов дела, МОУ Дубковская СОШ, ПО "Красные ткачи", МУЗ Ярославская центральная районная больница не имеют непосредственного присоединения к сети ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", сточные воды указанных лиц поступают в канализационные сети ОАО "ЖКХ "Заволжье" и в дальнейшем через них передаются на сети и очистные сооружения ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", организации, принимающей сточные воды.
На основании изложенного суды пришли к правильным выводам о том, что МОУ Дубковская СОШ, ПО "Красные ткачи", МУЗ Ярославская центральная районная больница не отвечают признакам абонента, установленным статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, и у Общества отсутствует обязанность по заключению с указанными лицами договоров на прием и очистку сточных вод."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 января 2012 г. N Ф01-5613/11 по делу N А82-13369/2010