Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 18 апреля 2011 г. по делу N 03-03/113-10
Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 18 апреля 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению деда N 03-03/113-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Плетнев Д.А., с участием от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК-Центра") - Плеханова О.В., Лазарев В.Н., Волков Д. А. - не явился от Верхнее-Волжское управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - представитель не явился; от ФГУ "Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации" - представитель не явился; от ООО "Фирма ИНКОТЕКС" - представитель не явился.
рассмотрев на заседании 05.04.2011 дело N 03-03/113-10 о нарушении ОАО "МРСК-Центра" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Ярославские УФАС России поступило заявление гр. Волкова Д.А. (далее - Заявитель) о нарушении ОАО "МРСК-Центра" антимонопольного законодательства, выразившимся в неправомерном требовании со стороны сетевой организации заключения договора, предметом которого являются действия по проведению проверки средств учета на объекте Заявителя (жилого дома по адрес: Ярославская область, Ярославский район, д. Медведково (договор технологического присоединения N 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009)).
Ярославское УФАС России установила наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в выставлении ОАО "МРСК-Центра" заявителю технических условий (Приложение N 2 к Договору N 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009) неправомерных требовании об установке прибора учета, обладающею сложными техническими параметрами, при возможности установки прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета).
Представитель ОАО "МРСК-Центра" не согласился с вменяемым нарушением, обосновывает свою позицию о правомерности указания в технических условиях требований к прибору учета (п. 4.1) нормами Свода правил по Проектированию и строительству. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, рекомендованною к применению в качестве нормативного документа постановлением Госстроя России от 26.10.2003 г. N 194.
Принимая решение по делу о нарушении ОАО "МРСК-Центра" антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующею.
ОАО "МРСК-Центра" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии в Ярославской области.
Согласно статье 3 ФЗ "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественной монополии. Следовательно ОАО "МРСК-Центра" - субъект естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признаемся положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ОАО "МРСК-Центра" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах Ярославской области.
Между гр. Волковым Д.А. и ОАО "МРСК-Центра" заключен Договор N 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009 об осуществлении технологического присоединения (Далее - Договор).
Согласно п. 1.1 Договора, в целях обеспечения электроснабжения Объекта заявителя (строительной площадки жилого дома), расположенной по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Медведково. Исполнитель (ОАО "МРСК-Центра"), руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (в редакции от 21.03.2007 N 168), оказывает следующие услуги:
- Разработку технических условий присоединения электрических сетей заявителя к электрическим сетям исполнителя (далее - Технические условия);
- Подключение Объекта в точке присоединения .. (далее но тексту)
- Проведение работ, но выполнению мероприятий по технологическому, присоединению до границы балансовой принадлежности с заявителем.
Заявитель, со своей стороны, обеспечивает своевременную оплату услуг Исполнителю, проведение работ по выполнению мероприятий но технологическому присоединению до границы балансовой принадлежности с Исполнителем.
Договор содержит технические условия (Приложение N 2 к Договору).
Согласно п. 4.1 Технических условий гр. Волкову Д.А. для организации учета предписывалось установить трехфазный электронный микропроцессорный счетчик электрической энергии со следующими параметрами:
- номинальный ток до 100А;
- номинальное напряжение 380В;
- класс точности 0.5/1.0;
- межповерочный интервал 8 лет;
- профиль хранения мощности глубиной не менее 35 суток;
- дополнительные требования - многофункциональные, многотарифные, учет активно-реактивной энергии, наличие оптопорта, интерфейс RS485, однонаправленный, наличие электронной пломбы, диапазон рабочих температур от -40 до +55С.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям определяются "Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Согласно п. 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14* Правил, должны быть указаны, в том числе требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Требования к расчетным счетчикам установлены "Правилами устройства электроустановок" утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003) (далее - ПУЭ).
Пунктами 1.5.13 - 1.5.15 ПУЭ установлены следующие требования к расчетным счетчикам:
- Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет;
- Учет активной и реактивной электроэнергии трехфазного тока должен производиться с помощью трехфазных счетчиков;
- Допустимые классы точности расчетных счетчиков активной электроэнергии в быту - 2,0.
В соответствии с п. 141 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 31.12.2010) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями. а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.
Комиссией установлено, что гр. Волкова Д.А., во исполнение п. 4.1 Технических условий установил прибор учета "Меркурий 230 ART-01 CLN" N 04468411 (Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности" между ОАО "МРСК-Центра" и гр. Волковым Д.А. от 20 января 2009). Указанный прибор учета приобретен заявителем по цене 4850 рублей (товарный чек N 3750, предприниматель Кононова А.В.).
Стоимость прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета электрической энергии, потребленной заявителем по Объекту Договора) - "Меркурий" 230 АМ-01 составляет 1620 рублей (согласно прайс-листу ООО "Инкотекс-СК" (письмо вх. N 1364 от 24.02.2011).
С учетом вышеуказанных норм Ярославское УФАС России полагает, что у ОАО "МРСК-Центра" отсутствовали правовые основания для включения в Технические условия по Договору условий пункта 4.1 в части обязания гр. Волкова Д.А. установить прибор учета, обладающего сложными техническими параметрами, при возможности установки прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета). Вышеуказанные действия ОАО "МРСК-Центра" ущемляют интересы заявителя и являются нарушением части I ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ввиду осуществления технологического присоединения объекта гр. Волкова Д.А. к сетям ОАО "МРСК-Центра" с установкой и последующем использованием приобретенною заявителем прибора учета, Комиссия считает возможным предписание ОАО "МРСК-Центра" не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Передать материалы дела должностному лицу Ярославского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
С.А. Балабаев |
Члены Комиссии
|
М.В. Гаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 апреля 2011 г. по делу N 03-03/113-10
Текст решения официально опубликован не был