Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 17 января 2012 г. по делу N 03-03/151-11
(решение изготовлено в полном объеме 31 января 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф.,
с участием: - от ОАО "Балтийские магистральные нефтепроводы" <...>,
рассмотрев 17 января 2012 года дело N 03-03/151-11 о нарушении ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Далее также антимонопольный орган) поступило заявление ОАО "ТГК-2" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Балтийские магистральные нефтепроводы" (далее также - ООО "Балтнефтепровод"), выразившемся, по мнению заявителя, в неправомерном навязывании заключения договора, угрозе прекращения передачи тепловой энергии в адрес потребителей ОАО "ТГК-2".
В заседании комиссии представитель ответчика с вменяемыми нарушениями не согласился, указал, что соглашение ОАО "ТГК-2" не навязывалось, указывало, что фактически обслуживание сети не прекращало, подготовило ее в установленном порядке к отопительному сезону. Принимая решение о признании ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Ярославское УФАС исходит из следующего. Между ОАО "ТГК-2" и ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" заключен договор N 156 от 24.12.2004 г.
В соответствии с приложением N 3 к данному договору (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 31.01.2006 г.) на балансе ОАО "Балтийские магистральные нефтепроводы" (Ярославское районное нефтепроводное управление) находится теплотрасса надземной прокладки от фланцевых задвижек в узле 3Б до стены здания ООО "Балтнефтепровод" и по тех подполью до т/узлов управления зданий. В соответствии с приложением N 4 к указанному договору посредством данной теплотрассы снабжается ряд потребителей третьих лиц Ярославская КЭЧ, Лучинская школа, Детский сад N 27 "Светлячок". Управляющая компания п. "Щедрино" (жилой фонд), ОАО "Яраладасервис", ОАО "ЦМА". Таким образом, посредством сетей ОАО "Балтийские магистральные нефтепроводы" снабжаются тепловой энергией сторонние потребители. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к естественно-монопольному виду деятельности. В соответствии с частью 5 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из изложенного, ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" занимают доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенных сетей. 15.04.2011 г. ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" направило в ОАО "ТГК-2" письмо N 40-04-11/2545 в соответствии с которым в связи с планируемым вводом в эксплуатацию собственного источника теплоснабжения Ярославское РНУ филиал ООО "Балтнефтепровод" уведомляет о выводе из эксплуатации участка тепловой сети в третьем сетевом районе. Предлагали до 10 мая 2011 г. по окончании срока действия договора "на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде" принять на баланс ОАО "ТГК-2" участок тепловой сети на условиях покупки имущества и установить соответствующую границу в камере Т-29. Обращали также внимание, что к вышеуказанному участку тепловой сети присоединены контрагенты ОАО "ТГК-2". Отношения в сфере передачи тепловой энергии регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии со ст. 17 указанного закона оказание услуг по передаче обязательно для владельца сетей, в соответствии с п. 6 ст. 17 указанного закона, собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" не имело права отказываться от эксплуатации принадлежащего ему сетевого хозяйства, понуждать ОАО "ТГК-2" к заключению договора купли-продажи принадлежащего ему имущества под угрозой прекращения снабжения потребителей.
Действия субъекта, занимающего доминирующее положение, ООО "Ярославские магистральные нефтепроводы" по одностороннему отказу от эксплуатации принадлежащей ему тепловой сети, письмо от 15.04.2011 г. N 40-04-11/2545, ущемляют интересы субабонентов, присоединенных к указанной сети, создают угрозу ущемления интересов ОАО "ТГК-2", противоречат требованиям законодательства в сфере теплоснабжения, образуют состав нарушения абз. 1 части 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В то же время в антимонопольный орган представлен акт N 63 от 09.08.2011 г., свидетельствующий о том, что ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" произвело гидравлические испытания принадлежащей ему сети, таким образом, частично устранив угрозу ущемления интересов конечных потребителей. В то же время установлено, что на дату вынесения решения по делу N 03-03/151-11 письмо от 15.04.2011 г. N 40-04-11/2545 отозвано не было, в связи с чем антимонопольный орган полагает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1 - 4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". решила:
1. Признать ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" нарушившим абз. 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Выдать ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
Председатель Комиссии |
С.А. Балабаев |
Члены Комиссии
|
М.В. Гаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 января 2012 г. по делу N 03-03/151-11
Текст решения официально опубликован не был