Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 22 ноября 2012 г. по делу N 05-02/244Ж-12
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2012 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 ноября 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,
члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Смирнова Н.В.,
государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.
с участием:
от Заявителя - ООО "Спецстроймонолит-1" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом;
от муниципального заказчика - МКУ "Многофункциональный центр развития" ЯМР (далее - заказчик) - генерального директора Матвейчева С.Ю.;
от уполномоченного органа - Администрации Ярославского муниципального района - Варнаева Д.А., Кропотовой Ю.Н., Скакунова М.Ю. (по доверенности);
от ООО "Северпромстрой" - директора Колбаско В.Л.;
от ЗАО "Сбербанк - АСТ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Спецстроймонолит-1" (далее также - Заявитель) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее также - уполномоченный орган, аукционная комиссия) - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада - яслей на 140 мест в п. Ивняки ЯМР ЯО (извещение N 0171300000212000083) (далее также - открытый аукцион в электронной форме, аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон о размещении заказов), установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии уполномоченного органа при проведении аукциона.
В жалобе Заявитель выражает несогласие с тем, что аукционная комиссия уполномоченного органа неправомерно признала заявку участника размещения заказа ООО "Северпромстрой" соответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме. Заявитель считает, что аукционная комиссия в соответствии с положениями пункта 2 части 6 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ должна была признать вторую часть заявки ООО "Северпромстрой" не соответствующей аукционной документации, поскольку согласно свидетельству СРО от 27.07.2011 N 0362.07-2010-7602046492 данная организация имеет право заключать договоры на осуществление работ по организации жилищно-гражданского строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 60 000 000 рублей, в то время как предложение о цене контракта, поданное ООО "Северпромстрой" во время аукциона, составляет 110 501 303, 15 рублей. Заявитель просит провести внеплановую проверку размещенного заказа, признать незаконными действия аукционной комиссии при подведении итогов аукциона, отменить протокол подведения итогов, выдать предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Представители заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении аукциона в электронной форме заказчик, аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов и руководствовались тем, что включение в документацию требования об ограничении по сумме, на которую член СРО вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Представители заказчика, уполномоченного органа просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0171300000212000083 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта выполнение работ по строительству детского сада - яслей на 140 мест в п. Ивняки ЯМР ЯО вместе с аукционной документацией.
Пункт 29 раздела 1 Информационная карта аукциона аукционной документации устанавливает в качестве требования к участникам размещения заказа "соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов".
Пункт 6 раздела 1 Информационная карта аукциона" аукционной документации устанавливает следующие требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе: вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копию документа, подтверждающего соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ:
- копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к следующим видам работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
5. Свайные работы. Закрепление грунтов
5.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах
5.3. Устройство ростверков
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
16. Устройство наружных сетей водопровода
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
17. Устройство наружных сетей канализации
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения
18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения
18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно
24. Пусконаладочные работы
24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов
24.8. Пусконаладочные работы систем напряжения и оперативного тока
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 56-12/эа от 01.11.2012 г. победителем открытого аукциона в электронной форме признано ООО "Северпромстрой", предложившее цену контракта, равную 110 501 303, 15 рублей.
На заседании Комиссии была изучена вторая часть заявки ООО "Северпромстрой", в том числе и представленное участником в составе заявки копия свидетельства СРО от 27.07.2011 N 0362.07-2010-7602046492-С-009, согласно которому ООО "Северпромстрой" вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по жилищно-гражданскому строительству, стоимость которых по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей.
Согласно частям 1 и 2 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 Закона, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с и настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом согласно Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом ГрК РФ установлено, что допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, в соответствии с ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство СРО, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с или ГрК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Таким образом, лицо, осуществляющее работы по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы по договорам, сумма которых не может превышать разрешенную сумму, указанную в свидетельстве СРО. При этом сумма, указанная в свидетельстве СРО, должна быть равной или превышать цену контракта, предложенную участником размещения заказа в своей заявке.
В соответствии с Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со Закона о размещении заказов. Таким образом, если участник размещения заказа не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе ГрК РФ, заявка такого участника подлежит отклонению.
Таким образом, аукционная комиссия уполномоченного органа, признав вторую часть заявки ООО "Северпромстрой" соответствующей требованиям документации, допустила нарушение пунктом 2 части 6 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На заседании Комиссии представители заказчика, ООО "Северпромстрой" пояснили, что 15.11.2012 ООО "Северпромстрой" оформило новое свидетельство СРО от 15.11.2012 N 0362.08-2010-7602046492-С-009 взамен ранее выданного свидетельства СРО от 27.07.2011 N 0362.07-2010-7602046492-С-009. Согласно представленному свидетельству ООО "Северпромстрой" вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по жилищно-гражданскому строительству, стоимость которых по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей.
13.11.2012 между заказчиком и ООО "Северпромстрой" заключен муниципальный контракт N 44-12с. Цена контракта - 110 501 303, 15 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки размещенного заказа Комиссией выявлено нарушение заказчиком, уполномоченным органом части 4 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с и настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ кроме указанных в - настоящей статьи требований и установленных в соответствии со настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
При этом согласно Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением Закона о размещении заказов.
Пункт 6 раздела 1 Информационная карта аукциона" аукционной документации устанавливает следующие требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе: вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копию документа, подтверждающего соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ:
- копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к следующим видам работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
5. Свайные работы. Закрепление грунтов
5.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах
5.3. Устройство ростверков
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
16. Устройство наружных сетей водопровода
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
17. Устройство наружных сетей канализации
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения
18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения
18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно
24. Пусконаладочные работы
24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов
24.8. Пусконаладочные работы систем напряжения и оперативного тока
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, заказчик, уполномоченный орган, установив в аукционной документации требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе второй части заявки требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, допустили нарушение части 4 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ. Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В результате незаконных действий заказчика, уполномоченного органа аукционная документация содержала не предусмотренное законом требование о предоставлении в составе второй части заявки участника размещения заказа свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что привело к нарушению единого порядка размещения заказов, принципа расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, принципа совершенствования деятельности органов государственной власти и подотчетных им учреждений в сфере размещения заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецстроймонолит-1" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада - яслей на 140 мест в п. Ивняки ЯМР ЯО (извещение N 0171300000212000083) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа - Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области - нарушившей пункт 2 части 6 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
3. Признать заказчика - МКУ "Многофункциональный центр развития" ЯМР, уполномоченный орган - Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области - нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
4. Не выдавать заказчику - МКУ "Многофункциональный центр развития" ЯМР, уполномоченному органу - Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области - обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы заключен муниципальный контракт.
5. Передать материалы дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
И.Г. Паутов |
Член Комиссии
|
Т.В. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 ноября 2012 г. по делу N 05-02/244Ж-12
Текст решения официально опубликован не был