Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 22 января 2013 г. по делу N 03-03/53-12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/53-12 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - исполняющий обязанности руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А.,
рассмотрев дело N 03-03/53-12 в отношении Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Центра" (далее - ОАО "МРСК- Центра"), расположенного по адресу: 127018. г Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в несвоевременном реагировании на обращения Открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" (письма N 03-1/764 от 01.03.2012, N 03-1/869 от 12.03.2012, N 02-1-1/244юр от 18.04.2012, N 02-1-1/278юр от 27.04.2012) о снабжении потребителей электрической энергией ненадлежащего качества установила:
дело возбуждено по заявлению ОАО "Ярославская сбытовая компания" (вх. N 4009 от 28.05.2012) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "МРСК-Центра". Заявитель указал, что в связи с претензией гр-ки проживающей по адресу: Ярославская область, Угличский район, д. Модявино, неоднократно обращался в ОАО "МРСК-Центра" с просьбой выяснить причины отклонения качества электрической энергии (провести проверку качества электроэнергии у потребителя) и принять меры для восстановления надлежащего энергоснабжения. Надлежащего реагирования не последовало.
Принимая решение. Комиссия исходит из следующего:
ОАО "Ярославская сбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии, целью которого является поставка электроэнергии потребителям на территории Ярославской области.
Согласно пункту 19 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Постановление Правительства N 861), пункту 117 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Постановление Правительства N 530), договоры на услуги по передаче электрической энергии для целей ее использования для бытовых нужд гражданам - потребителям заключаются между гарантирующим поставщиком, обслуживающим соответствующих потребителей, и сетевой организацией.
В пункте 15 Постановления Правительства N 861 определены обязанности сетевой организации при исполнении договора, к ним относятся, в том числе:
- обеспечение передачи электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони;
осуществление передачи электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);
- в порядке и сроки, установленные договором, информирование потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
беспрепятственный допуск уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установленных договором.
Для обеспечения передачи электрической энергии по сетям ОАО "Ярославская сбытовая компания" заключен договор N ЯЭ-00/650-08 от 25.12.2008 с сетевой организацией ОАО "МРСК-Центра" (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 3.3.1 Договора сетевая организация обязуется
обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть и (или) в сеть ТСО, от точек приема (Приложение N 1 к Договору) и до точек поставки (Приложение N 2 к Договору) в пределах заявленной мощности, указанной в приложениях N 3 и N 14 к Договору (с учетом пропускной способности электрической сети), в соответствии с согласованными параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств с соблюдением величин аварийной и технологической брони. Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97).
Согласно пункту 3.3.10 Договора сетевая организация должна осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями.
Требования пункта 8.2.2 Договора налагают на сетевую организацию ответственность за отклонение качества показателей электроэнергии сверх величин, установленными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормативными актами и договором на оказание услуг по передаче электрической энергии на сетевую организацию возложена обязанность передавать электроэнергию потребителям надлежащего качества, осуществлять контроль качества и принимать необходимые меры для восстановления электроснабжения надлежащего качества.
24.021 в ОАО "Ярославская сбытовая компания" поступило заявление от гр-ки с просьбой произвести перерасчет платы за электрическую энергию за январь 2012 в связи с энергоснабжением ненадлежащего качества (с 01.01.2012 напряжение в сети 145-175в).
В связи с указанным заявлением ОАО "Ярославская сбытовая компания" направило письмо в ОАО "МРСК-Центра" N 03-1/764 от 01.03.2012 с приложением претензии (имеется отметка о получении) с просьбой предоставить сведения о наличии инцидентов (аварий, повреждений и иных технических неисправностей) в электрических сетях в указанное время; дату и время возникновения аварии (повреждений и иных технических неисправностей); дату и время восстановления нормального режима энергоснабжения, продолжительность перерыва энергоснабжения вследствие аварии, повреждений; решение об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований, обозначенных в претензии.
Ответа на данное письмо не последовало.
После повторного заявления гр-ки ОАО "Ярославская сбытовая компания" общество направило повторный запрос в ОАО "МРСК-Центра" (N 03-1/869 от 12.03.2012), ответ не получен.
Письмом N 02-1-1/244юр от 18.04.2012 ОАО "Ярославская сбытовая компания" в очередной раз просит ОАО "МРСК-Центра" выполнить свои обязательства в соответствии с договором на оказание услуг по передаче электрической энергии и представить документы (протокол контроля показателей качества электрической энергии, акт проведения замеров и др.), содержащие сведения о проверке показателей
качества электрической энергии у потребителя на соответствие
действующим федеральным стандартам, данные документы необходимы для произведения перерасчета размера платы за электрическую энергию.
В данном письме указывалось, что в случае отсутствия таких документов необходимо организовать проверку качества электрической энергии с составлением соответствующего акта, о дате проведения проверки проинформировать гарантирующего поставщика с целью направления представителя для участия в проверке и составлении акта.
На это письмо ОАО "МРСК-Центра" направило ответ (исх. N МРСК-ЯР/9-2/2085-2 от 20.04.2012), в котором указано, что 09.04.2012 в адрес ОАО "Ярославская сбытовая компания" уже направлялось письмо N МРСК-ЯР/9-1/1802, в соответствии с которым выполнение измерений показателей качества электрической энергии в распределительных сетях потребителя запланированы на третью декаду апреля 2012, о результатах проведенной проверки будет сообщено дополнительно.
27.041 ОАО "Ярославская сбытовая компания" вновь обращается в сетевую организацию (письмо N 02-1-1/278юр) и указывает на то, что ОАО "МРСК-Центра" игнорирует требования гарантирующего поставщика и в течение почти двух месяцев со дня первого обращения сетевой организацией не принято никаких мер, направленных на устранение причин отклонения показателей качества электрической энергии при энергоснабжении жилого дома в д. Модявино.
По мнению ОАО "Ярославская сбытовая компания", учитывая, что нормативными правовыми актами установлен запрет на поставку Электрической энергии ненадлежащего качества, такое поведение сетевой организации является недопустимым.
В ответ на это ОАО "МРСК-Центра" направляет в ОАО "Ярославская сбытовая компания" письмо N МРСК-Яр/9-1/2394 от 05.05.2012, в котором сообщается, что по результатам измерений ПКЭ, проведенных в период с 27.04.2012 по 03.05.2012 качество электрической энергии на КТП-60 кВА "Модявино" ВЛ-10кВ Л-121 ПС 110/35/10 кВ "Углич" соответствует предельно допустимым значениям согласно установленным обязательным требованиям нормативных актов и законодательства Российской Федерации (результаты измерения показаний прилагаются).
Поскольку сетевой организацией представлены замеры показателей качества электроэнергии в распределительных сетях, от которых производится электроснабжение всего населенного пункта ЦП ПС "Углич", 2СШ-10кВ, ф-121. КТП-60кВА "Модявино", а не у конкретного потребителя проживающей в в д. Модявино Угличского района, ОАО "Ярославская сбытовая компания" в письме N 02-1-1/321 юр от 23.05.2012 в адрес ОАО "МРСК-Центра" просило документально подтвердить, что качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей между гр-кой и сетевой организацией соответствует законодательно установленным обязательным требованиям.
ОАО "МРСК-Центра" сообщило (письмо N МРСК-Яр/9-1/2735 от 25.05.2012), что провести измерение показателей качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности между гр-кой И филиалом ОАО "МРСК-
Центра" - "Ярэнерго" не представилось возможным по причине отказа от установки приборов ПКЭ на вводе в дом, что зафиксировано в Акте осмотра состояния узла учета у потребителя (акт прилагается).
В деле имеется копия акта осмотра состояния узла учета у потребителя от 27.041, составленного отделом метрологии и качества электроэнергии филиалом ОАО "МРСК-Центра" - "Ярэнерго", подписи на акте нет, отметки о том, что она отказалась подписать акт, тоже нет.
Надо отметить, что первоначально указанный акт не был предоставлен в ОАО "Ярославская сбытовая компания" письмом N МРСК-Яр/9-1/2394 от 05.05.2012, вместе с результатами измерений ПКЭ качества электрической энергии на КТП-60 кВА "Модявино" ВЛ-10кВ Л-121 ПС 110/35/10 кВ "Углич", проведенных в период с 27.041 по 03.05.2012.
Таким образом, из представленных в дело документов следует, что сетевая организация ОАО "МРСК-Центра" несвоевременно и ненадлежащим образом реагировало на обращения гарантирующего поставщика ОАО "Ярославская сбытовая компания" (письма N 03-1/764 от 01.03.2012, N 03-1/869 от 12.03.2012, N 02-1-1/244юр от 18.04.2012, N 02-1-1/278юр от 27.04.2012) о снабжении потребителя электрической энергией ненадлежащего качества.
Замеры показателей качества электроэнергии производились в распределительных сетях, от которых производится электроснабжение всего населенного пункта ЦП ПС "Углич", 2СШ-10кВ, ф-121, КТП-60кВА "Модявино", а не у конкретного потребителя проживающей в в д. Модявино Угличского района, что не может ни подтвердить, что конкретному потребителю поставлялась электрическая энергия надлежащего качества, ни опровергнуть тот факт, что данному потребителю поставлялась электрическая энергия ненадлежащего качества. Акт осмотра состояния узла учета у потребителя от 27.04.2012, составленного отделом метрологии и качества электроэнергии филиалом ОАО "МРСК-Центра" - "Ярэнерго", где указано отказалась от установки приборов ПКЭ на вводе в дом, не подписан, на акте нет, отметки о том, что она отказалась также и подписать акт. Комиссия антимонопольного органа критически относится к данному документу. Измерений качества электрической энергии на ближайшей к дому опоре, произведено не было.
Таким образом, сетевой организацией ОАО "МРСК-Центра" не были приняты все меры для надлежащей проверки качества электрической энергии, поставляемой гр-ке в связи с чем гарантирующему поставщику невозможно решить вопрос о производстве перерасчета размера платы за электрическую энергию.
Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.
В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ОАО "МРСК-Центра", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия ОАО "МРСК-Центра", выразившиеся в несвоевременном реагировании на обращения Открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" (письма N 03-1/764 от 01.03.2012, N 03-1/869 от 12.031, N 02-1-1/244юр от 18.04.2012, N 02-1-1/278юр от 27.04.2012) о снабжении жилого дома по адресу д. Модяново Угличского района электрической энергией ненадлежащего качества и надлежащей проверке качества электрической энергии на указанный объект, является злоупотреблением доминирующим положением, ущемляет интересы и образует состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия по рассмотрению дела усматривает основания для выдачи ОАО "МРСК-Центра" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "МРСК-Центра" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "МРСК-Центра" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО "МРСК-Центра".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Завьялов М.Ф. |
Члены Комиссии
|
Антонова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 января 2013 г. по делу N 03-03/53-12
Текст решения официально опубликован не был