Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 19 февраля 2013 г. по делу N 03-03/89-12
(решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2013 года)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В.,
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Е.А. Правдина,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев 19 февраля 2013 года дело N 03-03/89-12 о нарушении ОАО "Ярославская сбытовая компания" (далее также ОАО "ЯСК", Гарантирующий поставщик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
в Ярославское Управление Федеральной антимонопольной службы России поступило заявление МОУ "Дом работников образования" (далее также Заявитель), вх. N 9419 от 26.11.2012, о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "ЯСК", выразившемся, по мнению Заявителя, в необоснованном уклонении от подключения помещения, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 44/60 (далее также Объект) к электричеству, что ущемляет его права и законные интересы и нарушает антимонопольное законодательство.
Представитель хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства не признал. Позиция содержится в материалах дела (письмо N 02-1- 1/829юр от 14.12.2012).
Принимая решение о признании ОАО "ЯСК" нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС России исходит из следующего.
ОАО "ЯСК" приказом Ярославского УФАС N 87 от 26.12.2006 г включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности "торговля электроэнергией" с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного, ОАО "ЯСК" занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО "Ярославская сбытовая компания" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
Между ОАО "ЯСК" и хозяйствующим субъектом ООО "Калинка" заключен договор энергоснабжения N 14237 от 18.07.2008. Согласно указанному договору Гарантирующий поставщик обязуется подавать электрическую энергию до точек поставки абонента (Приложение N 1) кафе "Калинка", г. Ярославль, ул. Б. Октябрьская, 44/60.
В результате ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии со стороны ООО "Калинка" (образование задолженности) Гарантирующий поставщик ограничил режим потребления электрической энергии указанного объекта (Акт ограничения режима потребления электрической энергии N 23006 от 25 мая 2012 года).
Вместе с тем согласно Решению Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-6241/2010-35 договор N 10816-Б от 30.11.2005, предметом которого являлась аренда нежилых помещений подвала N 1-11 общей площадью 127,6 кв. м., расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Б. Октябрьская, 44/60, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля и ООО "Калинка" расторгнут. ООО "Калинка" необходимо освободить указанные помещения.
Приказом Председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля N 6/220 от 15.02.2010 нежилое 3-этажное здание (лит. А), расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 44/60 закреплено на праве оперативного управления за муниципальным образовательным учреждением Дом работников образования.
Между МОУ "Дом работников образования" заключено дополнительное соглашение от 11.10.2012 к договору снабжения электрической энергией N 80884. Согласно данного дополнительного соглашения в указанный договор энергоснабжения включена следующая точка поставки: нежилые помещения подвала 1-11 ул. Б. Октябрьская, 44/60.
Указанная точка поставки ранее даты 11.10.2012 фигурировала в договоре энергоснабжения N 14237 от 18.07.2008, заключенном между Гарантирующим поставщиком и ООО "Калинка".
Согласно пункту 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 4 мая 2012 года (далее также Положения) по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения в отношении энергопринимающего устройства осуществляется начиная с указанных в договоре даты и времени, но не ранее даты и времени начала оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении такого энергопринимающего устройства.
В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.
Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
По смыслу указанных нормативных положений и изложенных фактических обстоятельств договор N 14237 от 18.07.2008, заключенный между Гарантирующим поставщиком и ООО "Калинка", прекратил свое действие (расторгнут).
Вместе с тем на момент вынесения настоящего решения между МОУ "Дом работников образования" на основании соответствующей заявки N 61 от 09.10.2012 и ОАО "ЯСК" заключено дополнительное соглашение от 11.10.2012 к договору снабжения электрической энергией N 80884 (точка поставки: нежилые помещения подвала 1-11 ул. Б. Октябрьская, 44/60).
В соответствии с пунктом 20 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее также Правила) сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в пункте 18 Правил, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке.
Таким образом, учитывая вышеизложенные нормативные требования, подключение Объекта Заявителя к электрической энергии должно было состояться не позднее одного месяца с момента получения Сетевой организацией от Гарантирующего поставщика, соответствующих документов (пункт 18 Правил). Однако указанных документов от Гарантирующего поставщика в адрес Сетевой организации во исполнение своей обязанности по договору энергоснабжения (дополнительное соглашение от 11.10.2012 к договору снабжения электрической энергией N 80884) направлено не было. Указанная обязанность возникла у Гарантирующего поставщика после 11.10.2012. Указанное бездействие со стороны Гарантирующего поставщика, а также фактическое установление неправомерной зависимости (письмо N 14-3/1602 от 23.10.2012) подключения Объекта Заявителя к электрической энергии от погашения задолженности, возникшей у иного хозяйствующего субъекта ООО "Калинка" образует состав нарушения антимонопольного законодательства, а именно часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" и ущемляет права и законные интересы Заявителя.
На момент вынесения решения Объект Заявителя не подключен к электрической энергии.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1 - 4 ст. 41, частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать ОАО "Ярославская сбытовая компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать хозяйствующему субъекту ОАО "ЯСК" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
Председатель Комиссии |
М.Ф. Завьялов |
Члены Комиссии
|
М.В. Гаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 февраля 2013 г. по делу N 03-03/89-12
Текст решения официально опубликован не был