Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 12 февраля 2013 г. по делу N 03-03/90-12
(решение изготовлено в полном объеме 26 февраля 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/90-12 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - исполняющий обязанности руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А.,
специалист-эксперт отдела контроля топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Шуров О.А.,
рассмотрев дело N 03-03/90-12 в отношении Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Центра" (далее - ОАО "МРСК-Центра"), расположенного по адресу: 127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в несвоевременном устранении последствий аварии 18 мая 2011 года в д. Овинчищи Рыбинского района Ярославской области; в неполном объеме проведенных мероприятий, направленных на восстановление снабжения потребителей электрической энергией надлежащего качества в д. Овинчищи Рыбинского района Ярославской области, установила:
дело возбуждено по заявлению гр-ки (вх. N 7460 от 25.09.2012) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "МРСК-Центра". Заявитель указал на предоставление услуг энергоснабжения ненадлежащего качества.
Принимая решение. Комиссия исходит из следующего:
ОАО "Ярославская сбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии, целью которого является поставка электроэнергии потребителям на территории Ярославской области.
Согласно пункту 19 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Постановление Правительства N 861), пункту 117 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Постановление Правительства N 530), договоры на услуги по передаче электрической энергии для целей ее использования для бытовых нужд гражданам - потребителям заключаются между гарантирующим поставщиком, обслуживающим соответствующих потребителей, и сетевой организацией.
В пункте 15 Постановления Правительства N 861 определены обязанности сетевой организации при исполнении договора, к ним относятся, в том числе:
- обеспечение передачи электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони;
осуществление передачи электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);
- в порядке и сроки, установленные договором, информирование потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
беспрепятственный допуск уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установленных договором.
Для обеспечения передачи электрической энергии по сетям ОАО "Ярославская сбытовая компания" заключен договор N ЯЭ-00/650-08 от 25.12.2008 с сетевой организацией ОАО "МРСК-Центра" (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 3.3.1 Договора сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть и (или) в сеть ТСО, от точек приема (Приложение N 1 к Договору) и до точек поставки (Приложение N 2 к Договору) в пределах заявленной мощности, указанной в приложениях N 3 и N 14 к
Договору (с учетом пропускной способности электрической сети), в соответствии с согласованными параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств с соблюдением величин аварийной и технологической брони. Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97).
Согласно пункту 3.3.10 Договора сетевая организация должна осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями.
Требования пункта 8.2.2 Договора налагают на сетевую организацию ответственность за отклонение качества показателей электроэнергии сверх величин, установленными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормативными актами и договором на оказание услуг по передаче электрической энергии на сетевую организацию возложена обязанность передавать электроэнергию потребителям надлежащего качества, осуществлять контроль качества и принимать необходимые меры для восстановления электроснабжения надлежащего качества.
Заявитель указал, что после грозы 18.05.2011 произошло отключение электричества в д. Овинчищи Рыбинского района, чем жители деревни сообщили в ОАО "МРСК-Центра" по телефону. В течение трех дней никаких мер принято не было.
... обратилась в ОАО "МРСК-Центра" посредством электронной почты 23.05.2011.
23.051 от сетевой организации по электронной почте ... направлен ответ о проведении внутреннего расследования по факту устранения аварийного отключения электроэнергии в д. Овинчищи в течение 3 дней после первого обращения граждан, ответ о результатах проверки будет направлен официально до
03.06.2011.
27.051 ... вновь обратилась в сетевую организацию об очередном отключении в деревне электроэнергии.
04.061 ... отправила третье письмо по электронной почте об отключении электричества и о постоянном низком напряжении в сети.
06.061 получен ответ от ОАО "МРСК-Центра" о том, что проведено обследование линии и КТП для выявления причин передачи электроэнергии ненадлежащего качества, планируется выполнение ряда работ по нормализации электроснабжения.
17.061 ОАО "МРСК-Центра" по электронной почте сообщило о причинах отключения и принятых мерах:
с 18 по 20 мая 2011 причиной отключения электроэнергии явилась штормовая обстановка в результате грозы и сильного шквалистого ветра. Длительность устранения аварии объясняется массовыми повреждениями линий электропередач по всей территории Рыбинского района и, как следствие, большой загруженностью оперативного персонала по их выявлению и ликвидации.
27.051 на фидере N 2 отключилась секционирующая ячейка N 5, что привело к отключению ряда трансформаторных подстанций, в том числе и питающей д. Овинчищи. Причина - гроза и сильный ветер. Ячейка включена в тот же день.
Для выявления причин отключения электроэнергии с 03 по 04 июня 2011 представители ОАО "МРСК-Центра" выезжали на место 06.06.2011, при разговоре с жителями деревни выяснено, что отключение было на несколько часов, кто и зачем отключал электроснабжение неизвестно, персонал электрических сетей в то время работал в другом районе.
В письме также сообщалось, что сетевой организацией ведутся работы, направленные на повышение качества энергоснабжения: расчистка трассы на линии электропередач 0,4 кВ Могильницы-Овинчиьца от сучьев и кустарника, восстановление поврежденного фазного провода и перераспределение нагрузок по фазам. Планируемый срок выполнения мероприятий - конец июля 2011.
В электронном письме от 19.06.2011 ОАО "МРСК-Центра" сообщило Поляковой Н.В., что в период с 09.06.2011 по 14.06.2011 по объекту д. Овинчищи персоналом ОАО "МРСК-Центра" были произведены измерения показателей качества электрической энергии по нескольким точкам. Показатели качества электрической энергии по воздушной линии 0,4 кВ "2 от комплектной трансформаторной подстанции (КТП)-ЮО кВа "Могильницы" подстанции "Глебово" соответствует допускаемым значениям, но наблюдается понижение напряжения в линии в утреннее и вечернее время. Для выявления причин ухудшения качества электроэнергии в 3-и квартале 2011 будут проведены мероприятия по выявлению потребителей, искажающих показатели качества электроэнергии и не выполняющих технические условия по технологическому присоединению. Для повышения качества энергоснабжения жилого дома ... будет произведена регулировка выходного напряжения в распределительном устройстве 0,4 кВ КТП-100 кВа "Могильницы" с равномерным перераспределением (симметрированием) на ВЛ-0,4 кВ N 2 нагрузки по фазам и будет проведена ревизия повторных заземлителей до 31.07.2011. Мероприятия, требующие существенных финансовых затрат (замена существующего провода 4А-35 ВЛ-0,4 кВ N 2 на провод марки СИП-2 по всей длине линии) будут включены в инвестиционную программу на 2012.
В материалы дела представлен Протокол N 26/11 измерений электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 13109-97, утвержденный 16.061. Согласно этому протоколу с 09.06.2011 по 14.06.2011 проводились измерения на ЦП ПС "Глебово" Рыбинским РЭС.
На КТП 100 "Могильницы" ПС "Глебово" качество электрической энергии по установившемуся отклонению напряжения не соответствует нормально допускаемым и предельно допускаемым значениям, по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности не соответствует допускаемым значениям; по остальным показателям соответствует допускаемым значениям.
На ВЛ-0,4 кВ N 2 (оп.N65) от КТП-100 кВА "Могильницы" ПС "Глебово" качество электрической энергии по установившемуся отклонению напряжения не соответствует нормально допускаемым и предельно допускаемым значениям; по отклонению частоты соответствует нормально допускаемым и предельно допускаемым значениям.
В протоколе сделан вывод о необходимости предусмотреть регулировку выходного напряжения в РУ-0,4 кВ от КТП-100 кВА "Могильницы" с помощью анцапфового переключателя и провести ревизию повторных заземлителей; предусмотреть замену существующего провода на ВЛ-0,4 кВ, питающей потребителей, на провод марки СИП-2 сечением не менее 70 кв. мм по всей длине линии с равномерным перераспределением (симметрированием) нагрузки по фазам.
12.051 .. вновь обратилась в ОАО "МРСК-Центра" с теми же претензиями по поводу ненадлежащего электроснабжения (уровень напряжения в сети 160-170 В, а по выходным дням до 70-90 В) и требованиями принять срочные меры.
09.061 .. направлен ответ по электронной почте (NМРСК-ЯР/21-1/2980), в котором сообщалось о проделанной сетевой организацией работе: в течение июля 2011 по объекту д. Овинчищи Рыбинского района проведена расчистка трассы от подросшего кустарника, вырублены отдельно стоящие деревья, д. Овинчищи переключена на отдельную, освобожденную от других нагрузок, фазу. В течение сентября 2011 произведен обход потребителей д. Овинчищи, фактов бездоговорного и безучетного потребления, а также превышения максимальной разрешенной мощности не выявлено. В целях повышения надежности электроснабжения разработаны мероприятия, требующие существенных финансовых затрат, в частности проведение работ по реконструкции сетей 10 кВ с установкой новой трансформаторной подстанции, и включены в инвестиционную программу 2012. Данные работы планируется завершить до 01.09.2012.
25.091 .. по электронной почте сообщила в сетевую организацию, что указанные в письме от 09.06.2012 работы не выполнены, контактные телефоны не отвечают, поэтому она обратилась в антимонопольный орган.
На это письмо сетевая организация направила ответ (NМРСК-ЯР/21-1/5215-1 от 28.09.2012), в котором указано, что длительность выполнения мероприятий в целях повышения надежности электроснабжения по объекту д. Овинчищи обусловлена выполнением требований действующего законодательства в части закупочной деятельности государственными компаниями и корпорациями. На сегодняшний день торгово-закупочные процедуры проведены, заключен договор с подрядной организацией на выполнение работ по реконструкции сетей 10 кВ с установкой новой трансформаторной подстанции. Подрядная организация приступила к комплектованию требуемыми материалами, планирует приступить к работе в первой декаде октября и завершить к 15.10.2012.
В материалах дела имеется письмо N МРСК-ЯР/18/5812-2 от 25.10.2012, в котором антимонопольному органу сообщается о том, что филиалом ОАО "МРСК-Центра"- "Ярэнерго" 26.01.2012 разработано и утверждено техническое задание N 2759 на проведение конкурса по выбору подрядчика на проектирование, строительство и реконструкцию ВЛ 10 кВ N 2 ПС 110/35/10 кВ "Глебово" со строительством ответвления ВЛ/КЛ 10 кВ и установкой ТП 594, расположенной в д. Овинчищи.
По результатам закупочных процедур Протоколом N 339 от 11.05.2012 определена подрядная организация - ЗАО "Севзапэнерго", с которым заключен договор N 10/12-СЗЭ от 07.06.2012 на выполнение комплекса работ (срок выполнения договора до 31.08.2012).
Решением Рыбинского РЭС N 134 от 17.08.2012 проектная документация на реконструкцию объекта была согласована, началось проведение строительно-монтажных работ. Комиссия приемки законченного реконструкцией и строительством объекта запланированы на 26.10.2012.
На момент обращения ... в антимонопольный орган (25.09.2012) вопрос об улучшении качества электроснабжения д. Овинчищи не решен, на момент принятия решения по делу ОАО "МРСК-Центра" не представило документы, подтверждающие выполнение работ по улучшению качества электроснабжения д. Овинчищи (акты выполненных работ, протоколы контрольных измерений и т. п.). Кроме того, после многократных обращений ... с жалобами на ненадлежащее качество энергоснабжения сетевой организацией факт ненадлежащего качество электроснабжения не был надлежащим образом зафиксирован документально и информация не направлена гарантирующему поставщику для решения вопроса о производстве перерасчета платы.
Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.
В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ОАО "МРСК-Центра", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия ОАО "МРСК-Центра", выразившиеся в несвоевременном устранении последствий аварии 18 мая 2011 года в д. Овинчищи Рыбинского района Ярославской области, а также в неполном объеме проведенных мероприятий, направленных на фиксацию ненадлежащей поставки электрической энергии, и мероприятий по восстановлению снабжения потребителей электрической энергией надлежащего качества в д. Овинчищи Рыбинского района Ярославской области является злоупотреблением доминирующим положением, ущемляет интересы жителей деревни Овинчищи, в том числе и образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия по рассмотрению дела усматривает основания для выдачи ОАО "МРСК-Центра" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "МРСК-Центра" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "МРСК-Центра" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО "МРСК-Центра".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии м |
Завьялов М.Ф. |
Члены Комиссии
|
Правдина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 февраля 2013 г. по делу N 03-03/90-12
Текст решения официально опубликован не был