Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 21 марта 2013 г. по делу N 03-03/02-13
Решение изготовлено в полном объеме 4 апреля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/02-13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., начальник отдела контроля топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Правдина Е.А.,
рассмотрев дело N 03-03/02-13 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК-Центра"). расположенного по адресу: г. Москва, Глухарев пер., д.4/2127018. г. Москва, ул. 2-я Ямская, д.4, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
дело возбуждено по заявлению Ф.И.О. (далее - Заявитель, вх. N 8291 от 19.10.2012 года) о нарушении антимонопольного законодательства филиалом ОАО "МРСК-Центра" - "Ярэнерго". выразившемся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям по договору N 40534361/ТП12/ЯПО от 13.04.2012, а также в отказе в заключении договоров технологического присоединения по заявкам NN 15565813, 15565822, 15565825, 15565804, 15565844, 15565846, 15565847, 15565851.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
Ф.И.О. по договору дарения от 16.08.2008 приобрел в собственность земельный участок общей площадью 35700 кв.м. расположенный по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Кузнечихинский с/о.
13.04.2012 между ОАО "МРСК-Центра" и Ф.И.О. заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 40534361/ТП-12/ЯПО об осуществлении технологического присоединения строительной площадки жилых домов, расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Кузнечихинский с/о. с.Гавшинка (кадастровый номер земельного участка 76:17:022901:58). Максимальная мощность энергопринимающего устройства 15 кВт, уровень напряжения 0,4 кВ, выданы технические условия на технологическое присоединение.
В соответствии с пунктом 5 договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения договора, т.е. до 13.10.2012.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, в редакции Постановления Правительства от 21.04.2009 N 334) срок осуществления мероприятий но технологическому присоединению для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВа. не может превышать 6 месяцев с даты заключения договора.
Заявитель указал, что 14.06.2012 он принял решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 76:17:022901:58 на 11 участков.
На каждый земельный участок были получены свидетельства о государственной регистрации права, земельным участкам присвоены кадастровые номера 76:17:022901:1071, 76:17:022901:1072, 76:17:022901:1073, 76:17:022901:1074, 76:17:022901:1075, 76:17:022901:1076, 76:17:022901:1077, 76:17:022901:1078, 76:17:022901:1079, 76:17:022901:1080, 76:17:022901:1081.
Получив кадастровые паспорта и свидетельства о государственной регистрации права собственности на эти участки Ф.И.О. 14.09.2012 подал в ОАО "МРСК-Центра" 8 заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям (NN 15565813, 15565822, 15565825, 15565804, 15565844, 15565846, 15565847, 15565851).
Письмом N МРСК-ЯР/16-2/5568-1 от 12.10.2012 сетевая организация аннулировала указанные выше заявки, сообщив Ф.И.О., что не имеет возможности направить оферты договоров об осуществлении технологического присоединения в связи с тем, что несколько жилых домов не могут использоваться для коммунально-бытовых нужд одного физического лица. Сетевой организацией сделан вывод о том, что Ф.И.О. осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перепродажей жилых домов (земельных участков) другим лицам после электрификации данных жилых домов, что повышает покупательскую привлекательность и связано с коммерческой деятельностью.
Указанные выше 8 заявок на технологическое присоединение были поданы 14.09.2012, т.е. до истечения срока осуществления технологического присоединения по договору N 40534361/ТП-12/ЯПО от 13.04.2012 об осуществлении технологического присоединения строительной площадки жилых домов, расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Кузнечихинский с/о, с.Гавшинка (кадастровый номер земельного участка 76:17:022901:58). К 14.09.2012 технологическое присоединение еще не было осуществлено. Земельный участок с кадастровым номером 76:17:022901:58 перестал существовать (по воле собственника он был разделен на 11 участков, которым присвоены новые кадастровые номера), поэтому заключенный, но не исполненный договор технологического присоединения должен быть расторгнут.
По мнению антимонопольного органа, при данных обстоятельствах в действиях сетевой организации ОАО "МРСК-Центра" в части нарушения сроков технологического присоединения по договору N 40534361/ТП-12/ЯПО от 13.04.2012 состав правонарушения отсутствует.
В ходе рассмотрения дела выявлено иное нарушение, чем то, по признакам которого возбуждено дело, а именно неправомерный отказ (уклонение) ОАО "МРСК-Центра" от заключения договоров с Ф.И.О. об осуществлении технологического присоединения по заявкам NN 15565813, 15565822, 15565825, 15565804, 15565844, 15565846, 15565847, 15565851, содержащийся в письме N МРСК-ЯР/16-2/5568-1 от 12.10.2012. Данные действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.
В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО "МРСК-Центра", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Ярославское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции направило ОАО "МРСК-Центра" предупреждение о необходимости прекращения указанных выше действий (бездействия) путем надлежащего рассмотрения заявок гр-на Ф.И.О. NN 15565804, 15565813, 15565822, 15565825, 15565844, 15565846, 15565847, 15565851 на технологическое присоединения к электрическим сетям строительных площадок жилых домов, направления в адрес заявителя ответа, соответствующего требованиям действующего законодательства, срок исполнения предупреждения установлен до 15.03.2013 г.
ОАО "МРСК-Центра" исполнило предупреждение: 15.03.2013 с Ф.И.О. были заключены договоры об осуществлении технологического присоединения строительных площадок жилых домов, расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Кузнечихинский с/о, с. Гавшинка (NN 40706246/ТП-13/ЯПО, 40706288/TП-13/ЯПО, 40706310/ТП-13/ЯПО, 40706333/ТП-13/ЯПО, 40706323/ТП-13/ЯПО, 40706348/ТП-13/ЯПО, 40706367/ТП-13/ЯПО).
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения лицом предупреждения антимонопольного органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства дело в отношении о нарушении пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не возбуждается.
Таким образом, при рассмотрении данного дела Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО "МРСК-Центра" злоупотребления доминирующим положением.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Рассмотрение дела в отношении Открытого акционерного общества "МРСК-Центра" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Завъялов М.Ф. |
Члены Комиссии
|
Антонова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 марта 2013 г. по делу N 03-03/02-13
Текст решения официально опубликован не был