Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 6 марта 2013 г. по делу N 03-03/73-12
Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя Ярославского УФАС России И.Г. Паутов, начальник отдела антимонопольного контроля М.В. Гаев, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Е.А. Правдина, с участием:
от ОАО "РЖД" (далее - Сетевая организация) - представителя (по доверенности), рассмотрев 06 марта 2013 года дело N 03-03/73-12 о нарушении ОАО "РЖД" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
в антимонопольный орган поступило заявление хозяйствующего субъекта ООО "Северснаб" (далее также Заявитель), вх. N 7409 от 24.09.2012, по поводу нарушения хозяйствующим субъектом ОАО "РЖД" в лице Сольвычегодской дистанции электроснабжения - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27 декабря 2004 года (далее - Правила), которое, по мнению Заявителя, выразилось в необоснованном уклонении Сетевой организации от обязанности направить в течение 30 дней с даты получения заявки в адрес Заявителя заполненный и подписанный ею проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта Заявителя, расположенного по адресу: Архангельская обл. г. Котлас, ул. Октябрьская 34-а (строительство многоквартирного жилого дома) (далее также Объект) и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора.
Представитель Сетевой организации нарушение требований пункта 15 Правил признал, пояснив следующее. Задержка связана с организационными причинами, злоупотребление в действиях ОАО "РЖД" отсутствует.
Принимая решение о нарушении Сетевой организацией антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26.12.2011 N 97-э/10 года "О тарифах для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, приобретающих ее у ОАО "Архангельская сбытовая компания" в целях компенсации потерь в сетях" введены тарифы, в том числе для хозяйствующего субъекта ОАО "РЖД" (филиал "Трансэнерго") для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, приобретающих ее у ОАО "Архангельская сбытовая компания" в целях компенсации потерь в сетях.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. В статье 3 указанного нормативного акта субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО "РЖД" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. По смыслу указанного нормативного положения потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т.к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения. Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг договор об оказании указанных услуг не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 861 от 27 декабря 2004 года Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам в рамках своих полномочий являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Согласно пункту 15 Правил Сетевая организация обязана направить заявителю заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
Заявитель обратился в адрес Сетевой организации с заявкой на технологическое присоединение Объекта (заявка поступила в адрес Сетевой организации 28 апреля 2012 года).
Однако обязанность, предусмотренная указанным нормативным положением, Сетевой организацией в срок (30 дней) выполнена не была. Договор об осуществлении технологического присоединения в отношении Объекта Заявителя был заключен только 24 декабря 2013 года т.е. со значительным пропуском установленного срока.
В силу части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Нарушение Сетевой организацией требований пункта 15 Правил, а именно, срока рассмотрения заявки об осуществлении технологического присоединения объекта ущемляет интересы Заявителя и нарушает вышеперечисленные нормативные положения (в результате нарушения указанной обязанности со стороны Сетевой организации был значительно затянут срок сдачи Объекта в эксплуатацию).
Учитывая следующее обстоятельство, заключение договора об осуществлении технологического присоединения между Заявителем и Сетевой организацией у антимонопольного органа отсутствуют основания для выдачи соответствующего предписания в адрес Сетевой организации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать хозяйствующего субъекта ОАО "Российские железные дороги" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание в адрес хозяйствующего субъекта ОАО "Российские железные дороги" не выдавать.
3. Направить копию настоящего решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии
|
М.В. Гаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 6 марта 2013 г. по делу N 03-03/73-12
Текст решения официально опубликован не был