Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Ростовского
муниципального района
от 30 декабря 2013 г. N 2382
Муниципальная целевая программа
"Развитие здравоохранения в Ростовском муниципальном районе на 2014 - 2016 годы"
Паспорт муниципальной целевой программы (МЦП)
Наименование МЦП,
срок действия
Развитие здравоохранения в Ростовском муниципальном районе на 2014 - 2016 г.г.
Основание разработки МЦП
(дата, номер и наименование соответствующего нормативного акта)
Федеральный закон от 06.10.2003. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" п. 12 ч. 1 ст. 15
Заказчик МЦП
Администрация Ростовского муниципального района
Куратор МЦП
Первый заместитель главы администрации Ростовского муниципального района Н.Н. Орлова
Ответственный исполнитель МЦП
ГУЗ ЯО Ростовская ЦРБ, директор Котов А.Н.
Исполнитель (соисполнители),
участники МЦП
ГУЗ ЯО Семибратовская РБ, главный врач - Бычкова Т.А.;
ГУЗ ЯО Петровская РБ, главный врач - Скащенко А.Н.;
управление образования;
отдел туризма, культуры, молодежи и спорта;
отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;
отдел по связям с общественностью;
юридический отдел администрации РМР;
ЦПМСС.
Цель МЦП
Обеспечение качества и доступности медицинской помощи; повышение эффективности медицинских услуг.
Задачи МЦП
1. Кадровое обеспечение системы здравоохранения.
Совершенствование оказания медицинской помощи.
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Охрана здоровья матери и ребенка.
Целевые показатели МЦП
1. Количество медицинского персонала среднего звена, прошедшего обучение на курсах подготовки медицинских сестер.
2. Количество медицинского персонала среднего звена, трудоустроившихся в учреждения здравоохранения Ростовского района после прохождения обучения на курсах подготовки медицинских сестер.
3. Количество приобретенного жилья для молодых специалистов.
4. Количество арендованного жилья для молодых специалистов.
5. Укомплектованность врачебными кадрами.
6. Количество специализированного медицинского транспорта, приобретенного для районных больниц.
7. Снижение смертности населения (на 1000 чел.)
8. Снижение заболеваемости ОРЗ, ОРВИ и др.
9. Снижение заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями.
10. Снижение заболеваемости туберкулезом.
11. Снижение детской заболеваемости.
12. Рождаемость (на 1000 чел.).
13. Снижение младенческой смертности (на 1000 чел. родившихся живыми).
14. Доля жителей Ростовского района, удовлетворенных работой сферы здравоохранения (доля от общего числа опрошенных в процентах).
Сроки и этапы реализации МЦП
2014 - 2016 г.г.
Общая потребность в финансовых ресурсах (источники и объемы финансирования
МЦП (по годам))
Источники финансирования |
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
МБ |
6 570,0 |
1 690,0 |
2 440,0 |
2 440,0 |
Органы, осуществляющие контроль за ходом реализации МЦП
Должностное лицо, ответственное за
реализацию МЦП
Администрация РМР
Первый заместитель главы администрации Ростовского муниципального района Н.Н. Орлова
I. Обоснование необходимости разработки Программы.
1. Характеристика текущего состояния сферы здравоохранения и ее основные проблемы.
Главной целью развития системы здравоохранения в Ростовском муниципальном районе является улучшение состояния здоровья населения района за счет повышения структурной эффективности системы здравоохранения, повышения доступности и улучшения качества медицинской помощи населению Ростовского района.
Ростовский муниципальный район входит в состав Ярославской области и объединяет 4 сельских поселения и 1 городское поселение Ростов. Общая территория составляет 2 081,80 кв. км. В районе проживает 65 111 тыс. населения. Средняя плотность населения составляет приблизительно 35 человек на квадратный метр.
Необходимость развития системы здравоохранения продиктована объективными процессами, направленными на сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни, повышения доступности и качества медицинской помощи. Ситуация в муниципальном здравоохранении Ростовского района характеризуется расширением потребностей населения в медицинской помощи, в связи с высокой распространенностью сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, высоким травматизмом трудоспособного населения, недостаточностью развития новых эффективных лечебно-диагностических технологий, повышением удельного веса граждан пожилого возраста.
1.1. Основные черты современной демографической ситуации в Ростовском муниципальном районе.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области численность населения Ростовского муниципального района на 1 января 2013 года составила 65 111 человек. Численность городского населения г. Ростова - 31047 человек, что составляет 47,7% в структуре численности постоянного населения Ростовского муниципального района, сельское население - 34064 человека, что составляет 52,3%.
Таблица 1
Численность населения Ростовского муниципального района | ||
2010 год (чел.) (справочно на 1 января 2011 г.) |
2011 год (чел.) (справочно на 1 января 2012 г.) |
2012 год (чел.) (справочно на 1 января 2013 г.) |
65735 |
65 525 |
65111 |
|
снижение относительно 2010 года на 0,32% |
снижение относительно 2011 года на 0,63% |
Как видно из таблицы численность населения Ростовского муниципального района медленно, но неуклонно уменьшается из года в год. На 0,95% уменьшилась численность населения Ростовского муниципального района с 2011 г. по 2013 г.
Таблица 2
Распределение постоянного населения Ростовского муниципального района по основным возрастным группам | |||||||
Период |
Общая численность населения (чел.) |
в том числе по основным возрастным группам |
|||||
Моложе трудоспособного возраста 0 - 16 лет |
Удельный вес детского населения 0 - 16 лет |
Трудоспособного возраста (мужчины 17 - 60 лет, женщины 17 - 55 лет) |
Удельный вес трудоспособного населения |
Старше трудоспособного возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) |
Удельный вес населения старше трудоспособного возраста |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2010 год (чел.) (справочно на 1 января 2011 г.) |
65735 |
10856 |
16,51% |
38497 чел. |
58,45% |
16382 чел. |
24,92% |
2011 год (чел.) (справочно на 1 января 2012 г.) |
65525 |
11113 чел. |
16,96% |
37836 чел. |
57,74% |
16576 чел. |
25,3% |
При рассмотрении в динамике статистических данных по распределению постоянного населения Ростовского муниципального района по основным возрастным группам с 2010 года по 2011 год видно, что удельный вес:
- детского населения Ростовского муниципального района в возрасте от 0 до 16 лет увеличился на 0,45%;
- лиц трудоспособного возраста уменьшился на 0,71;
- лиц в возрасте старше трудоспособного увеличился на 0,38%, (см. таблицу 2: 24,9% - в 2010 г., 25,3% - в 2011 г., а в среднем по Российской Федерации - 21,6%, что свидетельствует об ускорении процесса старения населения Ростовского района.
В 2012 году в Ростовском районе зарегистрировано родившихся живыми 809 человек, что на 1 человека меньше по сравнению с предыдущим годом (в 2011 году родившихся - 810 человек).
В 2012 году в Ростовском районе зарегистрировано: 1159 умерших, в т.ч. в возрасте до 1 года 4 человека; в 2011 году - 1130 умерших, в т.ч. до 1 года - 7 человек.
Таким образом, естественная убыль населения в Ростовском районе с 2010 г. по 2012 г. постепенно уменьшается (таблица 3).
Таблица 3
Показатели естественного движения населения | |||
|
2012 |
2011 |
2010 |
Число родившихся |
809 |
810 |
787 |
Число умерших в т.ч. в возрасте до 1 года |
1159
4 |
1130
7 |
1254
4 |
Естественная убыль |
- 350 |
- 320 |
- 467 |
Рассмотрим в динамике основные показатели здравоохранения:
Показатель рождаемости населения Ростовского муниципального района: (на 1000 чел.):
2010 год - 787 чел.(11,3 на 1000)
2011 год - 810 чел.(11,6 на 1000)
2012 год - 809 чел.(11,9 на 1000)
За 9 мес.2013 год - 637 чел.(9,7 на 1000).
Вывод: рождаемость в районе практически не меняется в течение трех лет (следует отметить незначительное увеличение показателя рождаемости на 0,3% в год.)
Этот процесс детерминирован не только биологическими, но и социально-экономическими процессами, условиями быта, жизни, традициями, религиозными установками и другими факторами. Отсюда можно сделать вывод, что данные условия в районе пока еще недостаточны. Но в 2013 году рождаемость начинает расти, в связи с введением в практику назначения единовременного пособия за рождение детей и в дальнейшем индексация этого пособия в связи с инфляцией, что позволяет многим семьям решиться на рождение второго ребенка и более.
Показатель смертности населения Ростовского муниципального района: (на 1000 чел.):
2010 год - 1254 чел.(18,4 на 1000)
2011 год - 1130 чел.(17,0 на 1000)
2012 год - 1159 чел.(17,3 на 1000)
За 9 мес.2013 год - 814 чел.(12,4 на 1000)
Вывод:
Смертность незначительно уменьшилась, возможно, это связано с улучшением качества и доступности медицинского обслуживания, в связи с участием больниц в работе по приоритетному национальному проекту "Здоровье", областной программе модернизации, территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению. Кроме того, здравоохранение района участвует в работе по трем основным программам снижения смертности: от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и гибели граждан в ДТП.
Взаимодействие между показателями рождаемости и смертности, замена одних поколений другими обеспечивает непрерывное воспроизводство населения.
Но, отрицательный естественный прирост во всех случаях свидетельствует о явном неблагополучии в обществе.
Основными причинами смерти населения Ростовского муниципального района являлись болезни:
- туберкулез:
2010 год - 6 чел.(0,5%)
2011 год - 2 чел.(0,2%)
2012 год - 2 чел.(0,2%)
9 мес. 2013 год - 1 чел.(0,1%);
- системы кровообращения:
2010 год - 738 чел.(59,2%)
2011 год - 639 чел.(57,3%)
2012 год - 694 чел.(61,0%)
9 мес. 2013 год - 481 чел.(59,1%);
- злокачественные новообразования:
2010 год - 153 чел.(12,3%)
2011 год - 144 чел.(12,9%)
2012 год - 154 чел. (13,5%)
9 мес. 2013 год - 119 чел.(14,6%);
- травмы и несчастные случаи:
2010 год - 117 чел.(9,4%)
2011 год - 104 чел.(9,3%)
2012 год - 104 чел.(9,1%)
9 мес. 2013 год - 89 чел.(10,9%);
- употребление алкоголя:
2010 год - 22 чел.(1,8%)
2011 год - 14 чел.(1,3%)
2012 год - 11 чел.(1,0%)
9 мес. 2013 год - 7 чел.(0,9%).
На долю всех остальных причин смерти приходилось:
2010 год - 211 чел.(16,9%)
2011 год - 212 чел.(19,0%)
2012 год - 172 чел.(15,1%)
9 мес. 2013 год - 117 чел.(14,4%).
В структуре зарегистрированных заболеваний у взрослого населения в 2012 году первое место занимают:
- болезни системы кровообращения - 10,2%,
- второе место - травмы, отравления, несчастные случаи - 3,2%,
- третье место - онкозаболевания - 2,2%.
Структура заболеваемости:
- туберкулез:
2010 год - 46 чел.
2011 год - 46 чел.
2012 год - 49 чел.
2013 год - 49 чел.;
- системы кровообращения:
2010 год - 6319 чел.
2011 год - 6879 чел.
2012 год - 7090 чел.
9 мес. 2013 год - 6511 чел.;
- злокачественные новообразования:
2010 год - 2038 чел.
2011 год - 3001 чел.
2012 год - 1520 чел.
9 мес. 2013 год - 930 чел.;
- травмы и несчастные случаи:
2010 год - 2478 чел.
2011 год - 2157 чел.
2012 год - 2196 чел.
9 мес. 2013 год -1706 чел.
Показатель младенческой смертности в Ростовском муниципальном районе: (на 1000 чел.):
2010 год - 4 чел.(5,0 на 1000)
2011 год - 7 чел.(9,3 на 1000)
2012 год - 4 чел.(5,2 на 1000)
9 мес. 2013 год - 2 чел.(3.3 на1000).
Вывод:
Снижается младенческая смертность - это связано с более ранней постановкой на учет беременных, в связи с введением пособия этой категории женщин, кроме того, женщины с патологией беременности направляются на обследование и роды в областной перинатальный центр, где имеется большая диагностическая и лечебная база, все это отражает организацию медицинской помощи матерям и детям.
Количество детей, обратившихся по поводу заболеваний в последние годы остается на прежнем уровне и составляет:
2010 год - 16 617 чел.
2011 год - 15 080 чел.
2012 год - 14 666 чел.
9 мес. 2013 год - 11 318 чел.
Вывод:
С 2007 года началась работа с талонами родовых сертификатов. К 6 месячному возрасту ребенок дважды осматривается неврологом, ортопедом-хирургом, проводится УЗИ исследование внутренних органов и тазобедренных суставов, в 3 месяца назначаются анализы крови и мочи.
Ведется работа по пропаганде естественного вскармливания.
Ежемесячно проводится анализ выполнения плана профилактических прививок, ежеквартально анализируется охват профилактическими прививками
Большая работа проводится по воспитанию здорового ребенка в семье, акцентируется внимание на правильном питании, закаливании ребенка.
Выявляются фоновые состояния - рахит, анемия, диатез. Дети с выявленными заболеваниями состоят на диспансерном учете. Регулярно осматриваются и получают соответствующее лечение.
На втором, третьем году жизни дети осматриваются ежеквартально, в дальнейшем два раза в год. В декретированные сроки дети осматриваются врачами специалистами. В этот период жизни ребенка, проводится работа по подготовке для поступления в детские дошкольные учреждения, и к семи годам - подготовке к школе. Объем педиатрической помощи на дому увеличился. При выполнении вызовов на дому в первую очередь обслуживаются дети первого года жизни. Дети с патологией тщательно обследуются в условиях поликлиники или стационара. Проводятся необходимые лабораторные методы исследования, функциональные пробы, консультации врачей-специалистов ДДЦ.
Все это говорит о системности в работе врачей педиатров.
В структуре общей заболеваемости детей на первом месте регистрируются болезни органов дыхания - 46,9%, заболевания глаз - 8,5%, костно-мышечной системы - 7,5%.
В повозрастной заболеваемости обращает внимание высокий процент детей с пониженной остротой зрения, выявленных при поступлении в школу и при переходе к предметному обучению. В эти же периоды отмечается и рост выявления детей с нарушением осанки. Это по-видимому связано с нарушением гигиены в дошкольных и школьных учреждениях: недостаточностью освещения, не правильно подобранной мебелью, длительная работа с компьютером, дети меньше занимаются физкультурой и спортом. Показатель материнской смертности в Ростовском муниципальном районе: 2010 год - 0
2011 год - 0
2012 год - 0
2013 год - 0
Эффективные медико-социальные меры, направленные на совершенствование службы охраны материнства и детства, привели в последние годы к нулевому показателю материнской смертности.
1.2. Сеть учреждений здравоохранения Ростовского муниципального района.
В настоящий момент в Ростовском муниципальном районе функционирует:
- 1 (ед.) ГУЗ ЯО Ростовская ЦРБ;
- 2 (ед.) районные больницы (Петровская РБ и Семибратовская РБ);
- 4 (ед.) поликлиники в составе ЦРБ;
- 4 (ед.) амбулатории в составе ЦРБ;
- 28 ФАПов, из них:
7(ед.) ФАПов в составе ЦРБ,
3 ФАПа в составе в Семибратовской РБ,
18 - в Петровской РБ,
- 1(ед.) Дом сестринского ухода п. Поречье в составе ЦРБ.
В 2013 г. обновлено стационарное отделение ГУЗ ЯО "Ростовской ЦРБ". В 2014 г. будет завершено строительство поликлиники в г. Ростове, ФАПа в п. Поречье-Рыбное.
Общий коечный фонд составляет 430 коек, в т.ч.:
- стационар круглосуточного пребывания -355 коек;
- 75 коек дневного стационара;
- 15 коек ДСУ п. Поречье.
Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в круглосуточном стационаре составляет - 10,6 дней. Среднегодовая занятость койки в круглосуточном стационаре составляет 278 дней.
Средняя стоимость койко-дня в государственных учреждениях здравоохранения Ростовского района - 1020,8. Общая по району - 1207,8 руб.
Мощность (число посещений в смену) поликлиник (поликлинических отделений, амбулаторий) -1 152 посещения в смену.
1.3. Кадровое обеспечение отрасли здравоохранения.
В учреждениях здравоохранения Ростовского муниципального района на 01.10.2013 г. трудится 959 чел., в т.ч. 161 врач, из которых 3 отличника здравоохранения, 17 чел. имеют высшую, 62 чел. первую квалификационные категории; средних медицинских работников - 445 чел.
Среднемесячная заработная плата в учреждениях здравоохранения Ростовского муниципального района в 2013 году составляет:
- врачи - 25 410 руб.;
- средний медицинский персонал - 14 460 руб.
Среди приоритетных задач в здравоохранении Ростовского района особое значение имеет развитие кадрового потенциала ЛПУ района, укомплектованность медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, их соответствие квалификационным требованиям, мотивация к повышению качества и эффективности медицинской помощи. Кадровое обеспечение учреждений здравоохранения является одним из важнейших вопросов развития системы здравоохранения района, так как без необходимой укомплектованности специалистами, их профессиональной подготовленности становится невозможным эффективное функционирование данной системы.
Растущий дефицит медицинских кадров и снижение укомплектованности медицинским персоналом, как врачебным, так и средним, оказывает негативное влияние на деятельность учреждений здравоохранения.
Укомплектованность врачами учреждений здравоохранения Ростовского района составляет в целом 66%, средним медицинским персоналом 72,8%. Следствием дефицита медицинских кадров является перегруженность в работе.
Таблица 4
Потребность в медицинских кадрах ГУЗ ЯО Ростовская ЦРБ
Наименование категории работников |
Количество штатных единиц на 01.01.2013 г. |
Количество физических лиц на 01.07.2013 г. |
Потребность в кадрах на 01.07.2013 г. |
Врачи |
200 |
113 |
68 |
Средний медицинский персонал |
504 |
321 |
137 |
За последние годы показатели трудоустройства выпускников медицинских образовательных учреждений в Ростовском районе составили:
2010 год - 1 чел.
2011 год - 1 чел.
2012 год - 3 чел.
2013 год - 2 чел.
Вывод: остается острым кадровый вопрос, отсутствует привлекательность работы и перспективы для молодых специалистов.
Средний медицинский персонал повышает квалификацию в образовательных учреждениях каждые пять лет.
Повышение квалификации в последние годы прошли:
2010 год - 61 чел.
2011 год - 75 чел.
2012 год - 74 чел.
9 мес. 2013 год - 75 чел.
Вывод: сертификаты имеют 100% персонала. Это говорит о достаточной квалификации.
1.4. Система организации медицинской помощи.
Первичная медико-санитарная помощь.
Скорая медицинская помощь.
Специализированная медицинская помощь.
Материнство и детство. Акушерско-гинекологическая помощь.
Существующая система организации педиатрической медицинской помощи.
Медицинское обеспечение старшего поколения.
Медицинское обеспечение инвалидов.
Организация профилактической медицинской деятельности.
Лекарственное обеспечение населения.
1.5. Основные проблемы в здравоохранении Ростовского муниципального района и пути их решения.
Основная критическая проблема в сфере здравоохранении Ростовского муниципального района - кадровая, не хватает врачей-специалистов, врачей-терапевтов, педиатров, среднего медицинского персонала, фельдшеров ФАП.
Учреждениям здравоохранения Ростовского района необходимы специалисты: кардиолог - 2; терапевт - 4; педиатр - 6; инфекционист - 1; врач статистик - 1; психиатр - 1; дерматолог - 2; фтизиатр - 1; офтальмолог - 1; фельдшера на ФАП - 4; лаборант клинико-диагностической лаборатории; медицинские сестры.
Причинами кадрового голода являются: отсутствие жилья для молодых специалистов, невозможность устройства детей в детский сад.
Администрацией Ростовского муниципального района кадровые проблемы планируется решать с помощью:
- создания системы обучения и повышения квалификации среднего медицинского персонала (медсестер) в Ростовском муниципальном районе;
- привлечения медицинских работников (врачей) для работы в учреждениях здравоохранения Ростовского района путем создания социально-экономических условий, обеспечивающих нормальный уровень жизни для врачей и их семей;
- предоставления жилья молодым специалистам администрацией Ростовского муниципального района (приобретение районом квартир, аренда жилья и т.п.).
Учитывая актуальность кадровой проблемы в отрасли, необходимо принятие решения о подготовке врачебных кадров для здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней программно-целевым методом. Выполнение мероприятий настоящей Программы будет способствовать рациональному использованию кадров, закреплению выпускников в учреждениях здравоохранения, их будущему трудоустройству, повышению эффективности и качества оказания медицинской помощи населению Ростовского района, снижению текучести врачебных кадров в учреждениях здравоохранения сельской местности, повышению уровня их профессиональных знаний.
Проблемой для ГУЗ ЯО Ростовская ЦРБ является то, что учреждение испытывает недостаток в оснащении независимыми резервными источниками электроснабжения. При аварийном отключении электросетей корпуса больничного учреждения остаются без электричества.
Администрацией Ростовского муниципального района совместно с Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области проводится работа в данном направлении. На 2014 год планируется выделение финансовых средств на проведение мероприятий по обследованию, проектированию и оснащению государственных учреждений здравоохранения резервными источниками электропитания.
Так же проблемами в здравоохранении Ростовского района являются нехватка и плохая доступность медицинских участков, недостаток санитарного транспорта, недостаточное финансирование.
В районных больницах Петровска и Семибратова не хватает специализированного медицинского санитарного транспорта, чем очень осложняется работа по оказанию медицинской помощи на селе. В связи с этим администрацией Ростовского района рассматривается возможность приобретения санитарного транспорта на 2015 - 2016 гг.
В апреле 2013 года с помощью администрации Ростовского муниципального района был открыт автобусный маршрут для обеспечения доставки больных с почечной недостаточностью в гемодиализный центр областной больницы г. Ярославля, что позволило повысить доступность оказания медицинской помощи жителям района, нуждающимся в гемодиализе. В настоящее время этой услугой пользуется 11 человек, комфортабельные микроавтобусы марки Mercedes-Benz подвозят пациентов прямо к больнице и ждут окончания всех процедур. Планируется и дальше продолжать работу в данном направлении путем сотрудничества с автотранспортными организациями Ростовского района и областной клинической больницей для обеспечения доставки людей на гемодиализ и обратно в соответствии с установленными для данной категории пациентов режимами процедур и расписанием приема в больнице.
Важное значение в организации медицинского обслуживания имеет работа с населением по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
С целью совершенствования работы, направленной на мотивацию к здоровому образу жизни, профилактику заболеваний, планируется проведение:
- диспансеризации и профилактических осмотров населения Ростовского района;
- мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
2. Прогноз развития сферы здравоохранения. Ожидаемые результаты.
Улучшение социально-экономических условий жизни населения Ростовского муниципального района, эффективная деятельность системы здравоохранения и служб, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, во многом обуславливают благоприятные изменения медико-демографической ситуации в Ростовском районе.
Вместе с тем, несмотря на положительные изменения медико-демографических показателей в целом, проведение комплекса мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения Ростовского района, сохраняет актуальность.
По итогам реализации Программы ожидается стабилизация кадровой ситуации, прежде всего, с врачами-специалистами, врачами-терапевтами и педиатрами, средним медицинским персоналом, что позволит создать условия для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению Ростовского района в рамках государственных гарантий; добиться сохранения и укрепления здоровья населения, в том числе путем реализации профилактических мероприятий и мероприятий, направленных на формирование приверженности к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей, культуры здоровья и повышение мотивации к сохранению своего здоровья, дальнейшее совершенствование иммунопрофилактики и вакцинации населения, направленное на ограничение распространения и ликвидацию инфекционных и других болезней в Ростовском районе.
Совершенствование медицинской помощи при социально значимых заболеваниях: туберкулезе, психических и наркологических расстройствах, онкологических заболеваниях, болезнях системы кровообращения и других заболеваниях. Ожидается рост объемов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой населению за счет бюджетов всех уровней.
Совершенствование организации лечебно-диагностического процесса при оказании специализированной медицинской помощи на основе порядков и стандартов.
Последовательная реализация приоритетных направлений развития здравоохранения в Ростовском районе в 2013 - 2016 гг. позволит преодолеть тенденции неблагоприятного развития демографических процессов в районе, увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения, увеличить удовлетворенность населения качеством медицинской помощи и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Ростовского района.
В этой связи реализация Программы развития здравоохранения в Ростовском муниципальном районе:
- обуславливает курс на установление эффективных организационных и экономических механизмов регулирования процесса оказания медицинской помощи населению;
- создаст объективные условия для снижения заболеваемости простудными и вирусными инфекциями, сердечно-сосудистыми заболеваниями и туберкулезом, детской заболеваемости, снижение рисков младенческой смертности, а также снижение социальной напряженности, социального риска.
В качестве рисков (угроз) при реализации мероприятий Программы можно выделить следующие моменты:
- законодательные риски, выражающиеся в несовершенстве законодательной базы в сфере здравоохранения;
- изменение финансирования здравоохранения, сокращение бюджетных ассигнований, удорожание стоимости услуг и лекарственных средств;
- ценовые риски (связаны с непредвиденными изменениями цен на приобретаемое имущество и материально-технические ресурсы. На уровень цен оказывают влияние: конъюнктура рынка, политика государства, наличие монополистов, стихийные бедствия).
II. Общая потребность в финансовых ресурсах.
Таблица 5
Источники финансирования (справочно) |
Единица измерения |
Объем финансирования |
|||
всего |
в том числе по годам |
||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Другие бюджеты |
тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Муниципальный бюджет |
тыс. руб. |
6 570,0 |
1 690,0 |
2 440,0 |
2 440,0 |
ВСЕГО |
тыс. руб. |
6 570,0 |
1 690,0 |
2 440,0 |
2 440,0 |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств местного бюджета в объемах, определенных системой программных мероприятий (система программных мероприятий приведена в разделе IV Программы (Приложение 1 к Программе)).
Расчет общей потребности в финансовых ресурсах Программы был проведен на основании:
- изучения запросов руководителей государственных медицинских учреждений Ростовского района по имеющимся актуальным проблемам в сфере здравоохранении Ростовского района;
- анализа текущего состояния сферы здравоохранения в Ростовском районе;
- анализа основных проблем в здравоохранении Ростовского района и определении способов их решения;
- определения потребности врачебных кадров для решения кадровой проблемы в государственных учреждениях здравоохранения Ростовского района;
- определения критериев для создания условий для привлечения молодых специалистов;
- определения количества санитарного транспорта, необходимого для нормализации оказания медицинской помощи на селе.
III. Цели и задачи Программы.
Целью Программы является улучшение здоровья населения Ростовского муниципального района с помощью обеспечения качества и доступности медицинской помощи; повышение эффективности медицинских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо приведение мощности и структуры сети районных учреждений здравоохранения в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи. Для этого определены следующие задачи, на решение которых направлена Программа:
1. Кадровое обеспечение системы здравоохранения.
Среди приоритетных задач развития здравоохранения Ростовского муниципального района особое значение занимает развитие кадрового потенциала ЛПУ района, укомплектованность медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, соответствие данных специалистов квалификационным требованиям, мотивация их к повышению качества и эффективности медицинской помощи.
В рамках этой задачи будут проводиться мероприятия по обеспечению системы здравоохранения квалифицированными кадрами:
- привлечение врачей - молодых специалистов в учреждения здравоохранения Ростовского района;
- совершенствование системы профессиональной подготовки медицинских кадров среднего звена в Ростовском муниципальном районе;
- обеспечение жильем молодых специалистов.
2. Совершенствование оказания медицинской помощи.
При решении второй задачи мероприятия будут реализовываться по следующим направлениям:
- переход к более эффективной организации оказания медицинской помощи;
- совершенствование технологий оказания медицинской помощи;
- развитие первичной медико-санитарной помощи, оказание медицинской помощи населению высококвалифицированными врачами-терапевтами;
- совершенствование оказания медицинской помощи больным: туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, инфекционными заболеваниями, глазными болезнями, дерматитами и другими кожными заболеваниями, больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения;
- оказание паллиативной помощи;
- оказание гемодиализной помощи жителям района, страдающим хронической почечной недостаточностью: сотрудничество с автотранспортными предприятиями и областной клинической больницей для обеспечения доставки пациентов к месту лечения и обратно соответственно времени приемов в больнице;
- создание единого информационного пространства в системе здравоохранения Ростовского муниципального района;
- обеспечение учреждений здравоохранения специализированным транспортом;
- обеспечение ГУЗ ЯО Ростовская ЦРБ независимым источником электропитания.
3. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни:
- развитие системы раннего выявления заболеваний:
профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний медицинскими, образовательными и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды;
- формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом;
- внедрение в практику новых методов лечения заболеваний;
- развитие системы медицинской реабилитации.
4. Охрана здоровья матери и ребенка:
- улучшение демографической ситуации;
- создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным;
- совершенствование акушерской и неонатальной службы;
- создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка;
- снижение случаев младенческой смертности;
- недопущение случаев материнской смертности.
IV. Система программных мероприятий и целевых показателей Программы направленных на решение поставленных задач.
1. Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Состав основных мероприятий Программы определен исходя из необходимости достижения ее цели и сгруппирован в соответствии с целевыми показателями и задачами Программы. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы.
Перечень основных мероприятий Программы с указанием сроков их реализации, объемов финансирования по годам и источникам, ожидаемых результатов целевых показателей, ответственных органов за выполнение мероприятия Программы представлен в Приложении 1 к настоящей Программе.
2. Прогнозируемые целевые показатели реализации Программы.
Система целевых показателей Программы сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач Программы.
При формировании системы целевых показателей учтены требования к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность).
Состав целевых показателей Программы увязан с их задачами, основными мероприятиями, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты, эффективность Программы на весь период ее реализации.
В перечень показателей включены показатели, являющиеся показателями эффективности деятельности в сфере здравоохранения в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Показатель "Доля жителей Ростовского района, удовлетворенных работой сферы здравоохранения" определен одним из основных показателей Программы.
Показатели Программы характеризуют конечные социально значимые результаты развития сферы здравоохранения. К таким показателям относятся:
Таблица 6
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
||||
Базовое 2012 год |
планируемое |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
1. Количество медицинского персонала среднего звена, прошедшего обучение на курсах подготовки медицинских сестер. |
Чел. |
0 |
0 |
25 |
25 |
25 |
2. Количество медицинского персонала среднего звена, трудоустроившихся в учреждения здравоохранения Ростовского района после прохождения обучения на курсах подготовки медицинских сестер. |
Чел. |
0 |
0 |
25 |
25 |
25 |
3. Количество приобретенного жилья для молодых специалистов |
квартир |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4. Аренда жилых помещений |
квартир |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
Укомплектованность врачебными кадрами |
% |
89,7 |
90 |
92 |
94 |
95 |
Количество медицинского транспорта |
шт. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Снижение смертности населения (на 1000 чел.) |
чел. |
17,3 |
16,5 |
16,0 |
15,5 |
15,0 |
Снижение заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями. |
чел. |
7177 |
7000 |
6900 |
6800 |
6700 |
Снижение заболеваемости туберкулезом. |
чел. |
49 |
51 |
46 |
42 |
39 |
Снижение заболеваемости ОРЗ, ОРВИ и др. |
чел. |
9118 |
8500 |
8000 |
7500 |
7000 |
Снижение детской заболеваемости на 5% в год |
чел. |
14666 |
13930 |
13194 |
12458 |
11722 |
Повышение рождаемости (на 1000 чел.) |
чел. |
11,9 |
12,0 |
12,3 |
12,6 |
13,0 |
Снижение младенческой смертности (на 1000 чел. родившихся живыми). |
чел. |
5,2 |
3,5 |
3,0 |
2,8 |
2,6 |
Доля жителей Ростовского района, удовлетворенных работой сферы здравоохранения (доля от общего числа опрошенных в процентах) |
% |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
V. Механизм реализации Программы.
Куратор Программы назначает ответственного исполнителя Программы, отвечающего за разработку, формирование, реализацию Программы, отчетность и внесение изменений в Программу.
Ответственным исполнителем Программы является ГУЗ ЯО Ростовская ЦРБ. Мероприятия Программы планируется реализовывать совместно с: ГУЗ ЯО Семибратовская РБ, ГУЗ ЯО Петровская РБ, управлением образования администрации Ростовского МР; отделом туризма, культуры, молодежи и спорта; отделом по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав; отделом по связям с общественностью; юридическим отделом администрации РМР; ЦПМСС.
Ответственному исполнителю программы необходимо:
- предусматривать организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации Программы в полном объеме;
- четко распределить полномочия и ответственность между подразделениями, должностными лицами и сторонними организациями - исполнителями и участниками Программы, обозначить порядок работы с ними;
- обозначить ответственных за реализацию каждого мероприятия программы;
- указывать ответственных за реализацию следующих функций по управлению Программой:
сбор и систематизацию информации о реализации программных мероприятий, предоставление отчетов о реализации Программы;
взаимодействие с контролирующими органами;
корректировку программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
меры правового регулирования.
Ответственный исполнитель несет ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Проверка целевого использования средств местного бюджета, выделенных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
VI. Методика оценки эффективности и результативности реализации Программы
(см. Приложение 2 к Программе).
VII. Организация контроля за ходом реализации Программы.
1. Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик.
2. Непосредственное руководство реализацией Программы осуществляет куратор либо ответственный исполнитель.
3. Куратор Программы:
- обеспечивает взаимодействие и координацию действий по реализации Программы между ответственным исполнителем и соисполнителями (участниками) мероприятий Программы;
- готовит предложения по привлечению средств федерального и областного бюджетов для финансирования мероприятий Программы;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков и качества выполнения запланированных мероприятий;
- несет ответственность перед заказчиком за подготовку и реализацию Программы в целом.
4. Ответственный исполнитель Программы осуществляет текущее управление и контроль реализации Программы:
- обеспечивает взаимодействие между исполнителями отдельных мероприятий Программы и координацию их действий по реализации Программы;
- представляет обоснования объема финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы на каждый финансовый год;
- готовит отчеты о реализации Программы и представляет:
в управление экономики не позднее 15 июля текущего года (за 1 полугодие) и за год - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным,
в управление финансов не позднее 10 июля текущего года и не позднее 05 февраля года следующего за отчетным;
- вносит изменения в Программу в установленном порядке.
5. Состав отчетности:
- информация об использовании средств, выделенных на реализацию Программы (для управления финансов);
- текстовая часть с описанием проведенной работы при реализации Программы (для управления экономики);
- отчет о реализации Программы по форме согласно Приложению 4 (формы 1 и 2) Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации в Ростовском муниципальном районе (постановление администрации РМР от 11.11.2013 г. N 1936);
- расчет эффективности и результативности, произведенный в соответствии с Методикой оценки эффективности и результативности реализации Программы (Приложение 2 к Программе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.