Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 28 мая 2013 г. N 05-02/116Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 30 мая 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.
с участием:
заявителя - ИП Севрюкова Михаила Геннадьевича - представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении в его отсутствие;
от заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области" - представителей по доверенности Чертова В.С., Табакова Ю.В., Исович И.В.,
рассмотрев жалобу ИП Севрюкова Михаила Геннадьевича (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области" (далее - заказчик, учреждение) при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по проведению полного энергетического обследования, паспортизации и разработке программы по энергосбережению объектов энергопотребления (извещение N 0371100001813000078) (далее - запрос котировок, договор, контракт), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, Закон о размещении заказов), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок.
В жалобе Заявитель выражает несогласие с условиями извещения о проведении запроса котировок в части требований к участникам размещения заказа: наличия обученных и аттестованных специалистов (не менее 5 человек), наличия опыта работы в сфере энергоаудита (не менее 25 оформленных энергетических паспортов), наличия зарегистрированной в Технадзоре РФ электролаборатории. По мнению Заявителя, указанные выше требования являются незаконными и влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Просит обязать заказчика устранить нарушения действующего законодательства путем отмены запроса котировок.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, указали, что при разработке извещения о проведении запроса котировок ими была учтена потребность заказчика в качественном оказании услуг, являющихся предметом запроса котировок. Наличие в извещении о проведении запроса котировок требований к участникам размещения заказа: наличия обученных и аттестованных специалистов (не менее 5 человек), наличия опыта работы в сфере энергоаудита (не менее 25 оформленных энергетических паспортов), наличия зарегистрированной в Технадзоре РФ электролаборатории - является значимым для заказчика и не ограничивает конкуренцию, а также не противоречит правовой природе запроса котировок. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по проведению полного энергетического обследования, паспортизации и разработке программы по энергосбережению объектов энергопотребления (извещение N 0371100001813000078) вместе с проектом договора.
Согласно требованиям Технического задания (приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок) заказчиком установлены следующие требования к исполнителю работ по энергоаудиту:
1) Наличие у Исполнителя по энергетическому обследованию членства в саморегулируемой организации в сфере энергоаудита.
2) Наличие обученных и аттестованных специалистов, не менее 5 человек.
3) Наличие необходимого поверенного приборного парка.
4) Наличие опыта работы в сфере энергоаудита, не менее 25 оформленных энергетических паспортов.
5) Наличие, зарегистрированной в Технадзоре РФ электролаборатории.
Пункт 4 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ устанавливает, что запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ запрос котировок не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Исходя из части 4 статьи 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
В соответствии с частью 6 статьи 18 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, соответствующие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, дополнительным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом саморегулируемой организацией в области энергетического обследования. Квалификационным требованием для приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования является требование к индивидуальному предпринимателю и (или) к лицу, заключившему с ним трудовой или гражданско-правовой договор, к работникам юридического лица, а равно и к физическому лицу - субъекту профессиональной деятельности, о наличии знаний в области деятельности по проведению энергетических обследований в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований. Членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут стать:
1) юридическое лицо при условии наличия не менее чем четырех работников, заключивших с ним трудовой договор и получивших знания в указанной области;
2) индивидуальный предприниматель при условии наличия у него знаний в указанной области и (или) наличия знаний в указанной области не менее чем у одного физического лица, заключившего с таким индивидуальным предпринимателем трудовой или гражданско-правовой договор;
3) физическое лицо при условии наличия у него знаний в указанной области.
Право заказчика устанавливать требования к исполнителю, оказываемым услугам не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права. Установление данных требований должно быть обусловлено потребностями заказчика, быть обоснованным и не противоречить действующему законодательству.
Исходя из требований части 2 статьи 45 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, а заказчиком не представлено убедительных доказательств того, что потребность заказчика заключается в оказании услуг по проведению полного энергетического обследования, паспортизации и разработке программы по энергосбережению объектов энергопотребления именно исполнителями, имеющими обученных и аттестованных специалистов, не менее 5 человек, поверенный приборный парк, опыт работы в сфере энергоаудита (не менее 25 оформленных энергетических паспортов), зарегистрированную в Технадзоре РФ электролабораторию.
Кроме того, установленные заказчиком в Техническом задании (приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок) требования к исполнителю работ по энергоаудиту: наличие обученных и аттестованных специалистов, не менее 5 человек; наличие необходимого поверенного приборного парка; наличие опыта работы в сфере энергоаудита, не менее 25 оформленных энергетических паспортов; наличие, зарегистрированной в Технадзоре РФ электролаборатории - не предусмотрены действующим законодательством (в том числе, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, где закреплены необходимые и достаточные требования к лицам, имеющим право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования).
Таким образом, включение заказчиком в извещение о проведении запроса котировок требований к исполнителю работ по энергоаудиту: наличие обученных и аттестованных специалистов, не менее 5 человек; наличие необходимого поверенного приборного парка; наличие опыта работы в сфере энергоаудита, не менее 25 оформленных энергетических паспортов; наличие, зарегистрированной в Технадзоре РФ электролаборатории, влечет ограничение количества участников размещения заказа (в результате включения в запрос котировок незаконных требований к участникам в данном запросе котировок не смог принять участие ИП Севрюков Михаил Геннадьевич), не соответствует природе запросов котировок и целям их проведения (статья 1 Закона о размещении заказов).
Следовательно, заказчик, включив в извещение о проведении запроса котировок требования к исполнителю работ по энергоаудиту: наличие обученных и аттестованных специалистов, не менее 5 человек; наличие необходимого поверенного приборного парка; наличие опыта работы в сфере энергоаудита, не менее 25 оформленных энергетических паспортов; наличие, зарегистрированной в Технадзоре РФ электролаборатории, допустил нарушение пункта 4 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
В ходе внеплановой проверки размещенного заказа Комиссией выявлено нарушение заказчиком пункта 9 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Исходя из размещенного на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, сформированного посредством использования программных средств сайта, дата и время окончания подачи котировочных заявок - 23.05.2013 в 09:00.
Согласно прикрепленному к указанному извещению документу в формате "doc" "Извещение (запрос котировочной цены) о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по проведению полного энергетического обследования, паспортизации и разработке программы по энергосбережению объектов энергопотребления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области" и его филиалов" от 14.05.2013 окончание срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 23.05.2013 16 час. 00 мин.
В соответствии с пунктом 9 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать дату и время окончания срока подачи котировочных заявок.
Часть 1 статьи 45 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ устанавливает, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.
Согласно извещению о проведении запроса котировок максимальная цена договора, заключаемого по результатам проводимого запроса котировок, составляет 494 966, 66 рублей
Информация о проведении запроса котировок размещена заказчиком на официальном сайте 14.05.2013.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Соответственно, если взять за основу дату и время окончания подачи заявок, указанные в прикрепленном к извещению, сформированному посредством использования программных средств сайта, документу в формате "doc", то необходимо констатировать факт нарушения заказчиком срока размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, поскольку данный срок в таком случае составляет неполные 7 дней. Кроме того, противоречия в изложении времени окончания подачи заявок, имеющие место в размещенных на официальном сайте извещениях, порождают различную интерпретацию участниками размещения заказа данных положений извещения, что, несомненно, может привести к нарушению участниками сроков подачи заявок.
Таким образом, заказчик, установив в извещении о проведении запроса котировок время окончания подачи заявок противоречивым, не допускающим возможность однозначного толкования образом, допустил нарушение пункта 9 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60, частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ИП Севрюкова Михаила Геннадьевича на действия заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области" - при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по проведению полного энергетического обследования, паспортизации и разработке программы по энергосбережению объектов энергопотребления (извещение N 0371100001813000078) обоснованной.
Признать заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области" - нарушившим пункты 4, 9 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Выдать заказчику - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области" - обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии
|
Т.В. Крюкова И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 мая 2013 г. N 05-02/116Ж-13
Текст предписания официально опубликован не был