Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 25 апреля 2013 г. N 05-02/100Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.,
с участием:
от Заявителя - ООО "2М" - представитель по доверенности Воронин Ю.С.;
от Заказчика - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профессионального) центра "Юность" (МОУ ДОД ДООЦ "Юность") - директор Житнухин С.В.;
от Уполномоченного органа - управления экономики и прогнозирования администрации Угличского муниципального района Ярославской области - представители по доверенности Мейке Н.Н., Егоренко Ю.В.,
рассмотрев жалобу ООО "2М" на действия заказчика - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профессионального) центра "Юность" и уполномоченного органа - управления экономики и прогнозирования администрации Угличского муниципального района Ярославской области при проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по организации питания отдыхающих детей и обслуживающего персонала в МОУ ДОД ДООЦ "Юность" в летний период 2013 года (0371300019513000012) (далее также - Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
В жалобе Заявитель указывает на то, что, по его мнению, конкурсная документация, утвержденная Заказчиком и Уполномоченным органом, не соответствует законодательству о размещении заказов: не содержит надлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса, при размещении заказа на оказание услуг" и Заявитель просит обязать Заказчика и Уполномоченного органа внести изменения в конкурсную документацию.
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, последний представил письменный отзыв на жалобу. Считают, что конкурсная документация полностью соответствует законодательству о размещении заказов. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением экономики и прогнозирования администрации Угличского муниципального района Ярославской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (Официальный сайт) 27.04.2013 г. размещено извещение N 0371300019513000012 о проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по организации питания отдыхающих детей и обслуживающего персонала в МОУ ДОД ДООЦ "Юность" в летний период 2013 года. Заказчиком является МОУ ДОД ДООЦ "Юность". Начальная (максимальная) цена контракта: 3 258 255 руб. 00 коп.
Из пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ следует, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно пункту 15 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
По смыслу указанного Федерального закона в конкурсной документации закрепляется порядок оценки заявок, основанный на утвержденных Правительством Российской Федерации единых правилах.
На основании статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 были утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Подпунктами "а", "в" пункта 2 Правил N 722 предусмотрен порядок оценки заявок с использованием целого ряда критериев, в том числе, по цене контракта, по качеству работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа
на выполнение работ, оказание услуг.
В силу пункта 26 названных Правил оценка заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" может производиться в случае, если предметом конкурса является
выполнение работ, оказание услуг.
Содержание указанного критерия, в том числе его показатели, определяется в конкурсной документации в соответствии с частью 4.1 статьи 28 Федерального закона N 94-ФЗ.
Для оценки заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если показатели указанного критерия установлены, сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов (пункт 27 Правил N 722).
В пункте 22 Раздела 2 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации указан критерий "Качество услуг и квалификация участника конкурса, при размещении заказа на оказание услуг" со значимостью 30%, а также его показатели:
руководитель должен иметь специальное образование - 20 баллов;
стаж работы руководителя на данной должности не менее 5 лет - 10 баллов;
квалификационный разряд поваров не ниже четвертого - 30 баллов;
опыт работы обслуживающего персонала не менее 5 лет - 10 баллов;
наличие положительных отзывов при работе в общественном питании - 30 баллов.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "2М" Комиссия установила, что конкурсная документация не содержит описания системы бальных оценок, порядка присвоения баллов той или иной заявке по показателям: "квалификационный разряд поваров не ниже четвертого", "опыт работы обслуживающего персонала не менее 5 лет". Следовательно, в отношении данных показателей не определен порядок объективной оценки заявки.
По смыслу части 7 статьи 65 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ значения критериев должны отвечать требованиям определенности (однозначности). Иное толкование этой нормы права означало бы искажение не столько верного уяснения отдельной правовой нормы, сколько общих целей правового регулирования соответствующих общественных отношений (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Закрепление порядка оценки заявок не может быть заменено указанием на экспертную оценку без доведения до сведения претендентов показателей, на которых эксперты должны строить свои выводы и, соответственно, к достижению которых должен стремиться участник размещения заказа.
Таким образом, в конкурсной документации отсутствует порядок оценки заявки по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса, при размещении заказа на оказание услуг" (показатели "квалификационный разряд поваров не ниже четвертого", "опыт работы обслуживающего персонала не менее 5 лет"), что препятствует созданию объективных условий оценки конкурсных предложений и, как следствие, соблюдению основной цели проведения конкурса - выявлению лучших условий выполнения контракта.
Следовательно, при рассмотрении жалобы Комиссия установила, что при подобном состоянии конкурсной документации у конкурсной комиссии имеется возможность произвольного и безосновательного проставления баллов по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса, при размещении заказа на оказание услуг" (подкритериям "квалификационный разряд поваров не ниже четвертого", "опыт работы обслуживающего персонала не менее 5 лет").
Таким образом, Комиссией установлено нарушение Заказчиком и Уполномоченным органом пункта 15 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "2М" на действия заказчика - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профессионального) центра "Юность" и уполномоченного органа - управления экономики и прогнозирования администрации Угличского муниципального района Ярославской области при проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по организации питания отдыхающих детей и обслуживающего персонала в МОУ ДОД ДООЦ "Юность" в летний период 2013 года (0371300019513000012) обоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профессионального) центра "Юность" и уполномоченный орган - управление экономики и прогнозирования администрации Угличского муниципального района Ярославской области нарушившими пункт 15 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 г.
3. Выдать заказчику - муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профессионального) центра "Юность" и уполномоченному органу - управлению экономики и прогнозирования администрации Угличского муниципального района Ярославской области обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены комиссии
|
Т.В. Крюкова И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 апреля 2013 г. N 05-02/100Ж-13
Текст решения официально опубликован не был